10 условных знаков по географии

ФГОС: условные знаки будущего, или А что будет на Земле через 100… 200… 500 лет?

10 условных знаков по географии
Не секрет, что мне очень нравятся учебники географии, по которым я работаю в школе. Это УМК “Полярная Звезда” издательства “Просвещение”.

Меня устраивает в учебниках абсолютно всё, и даже более – часто ловлю себя на мысли, что некоторые задания, фрагменты текстов словно нацелены на будущее, они заставляют школьников задуматься о том, что же будет через несколько или много лет.

Так и в этот раз – повторяли мы с семиклассниками пройденную в 6 классе тему “Условные знаки”, обогащались новыми знаниями, да и “занесло” нас в обсуждениях в самое настоящее будущее))))

К слову, в прошлом году мы тоже заглядывали в будущее, но то было будущее науки: “ФГОС: путешествие в будущее географической науки” (дети отвечали на вопросы: Что будет изучать география через 100 лет? Какой будет география в будущем?) А в этот раз с семиклассниками мы говорили о том, какими могут быть условные знаки на картах через 50… 100… 200 лет, а продолжили разговор с десятиклассниками – что будет на Земле через много лет, какая она будет?

Итак, слово семиклассникам!
Детям предстояло не просто дома нарисовать  в тетрадях условные знаки будущего, но и подготовиться устно объяснить их значение, обосновать способы начертания их основных элементов.
 Конечно, часть условных знаков была создана по подобию ныне существующих, что-то больше напоминало рисунки, но были и особые знаки, очень простые, но в то же время  ёмкие. “Как настоящие!” – так сказали дети.
 Тематика знаков была очень разнообразная, хотя некоторые условные и повторялись! Быть может, именно за ними ближайшее будущее?!?
 Перечислю самые необычные условные знаки, которыми, по мнению семиклассников, будут пользоваться географы через несколько десятков лет:– парковка звездолётов,– воздушное метро,– небесная парковка,– подводные поезда,– летающие поезда,– “мёртвые” зоны,– разрушенные земли,– выжившие города,– зомби,– памятник-голограмма,– подводный зоопарк,– гиперзвуковые беспилотники,– ископаемое “лунит” (на Луне), — машина времени,– портал для путешествий,– эвакуационный портал,– временной портал,– межпланетный лифт,– межгородской лифт, — летающие острова,– солнечные батареи,– больница по замене конечностей протезами,– космические экскурсии,– инопланетная космическая база…Можно перечислять и перечислять! Но среди всех рисунков выделялись следующие два:
 1. Задание было понято учащимся в ином ключе: нарисовать новые картинки к уже существующим условным знакам. А что, и ведь прав – можно было понять задание и так.
2. А здесь была попытка классифицировать условные знаки по способу начертания, как в учебнике.Для меня-учителя очень важны эти особенные работы.Дети показывали друг другу условные знаки будущего, рисовали их на доске…

— Ой, а мой знак трудно быстро нарисовать, я его переделаю, упрощу. Можно?

— Конечно! Ведь знак должен не только напоминать что-то, но и быть простым в начертании.

— Смотрите, а его знак напоминает уже существующий (показывает в атласе)! Так разве можно?
— Очень много знаков могут быть похожими, но только на первый взгляд. Главное, найти отличия и сравнить с начертанием в легенде карты… Вопросов и ответов было много! Уверена, что эта тема ребятам обязательно запомнится!

А теперь слово десятиклассникам. Все работы проверены на плагиат (тут: https://text.ru/antiplagiat). Уникальность 100%. Некоторые интересные, на мой взгляд, моменты, я выделила в тексте…

Что будет на Земле через несколько десятков лет?

1.

“Предполагая жизнь человека на Земле через 100 лет, прежде надо всего надо думать об экологии. Есть много разветвлений будущего. Если человек сейчас задумается об экологии и будет думать о будущем человечества, то , вероятно через 100 лет жизнь будет еще спокойной. Но, если люди уничтожат за деньги и власть нужные ресурсы, то жизнь будет очень не простой. Вероятно, к тому времени будут развиты технологии. Могут быть роботы, которые помогают по хозяйству. Большинство стран будут информационными, а может стран больше и не будет. Может не будет разделений.Численность тоже зависит от человечества. Если не будет мировых воин, то численность будет расти. Вероятно увеличится от 6 до 15 млрд. (примерно через 100 лет)Конечно, людям уже надо задуматься о запасах пресной воды и полезных ископаемых. В будущем, возможно, будет топливо более экологическое, которое будет меньше загрязнять атмосферу, и тогда воздуха для дыхания будет больше.

Человек мог бы жить как и сейчас в домах, но скорее всего это будут города-высотки, где, возможно, будет много растений на этажах для очищения воздуха. 

А в худших предположениях, больше чем через 100 лет, люди не смогут жить спокойно, и придется осваиваться в пустынях.

А если численность населения будет расти, то люди будут строить дома в холодных арктических и субарктических районах, от ледников брать водные ресурсы. Возможно, больше будут использовать пустыни, сделают почву более пригодной для растений.

Питаться будут чем-то вроде энергетических батончиков. Но, возможно, выведут новые сорта растений, фрукты и овощи. Но люди не будут следить за сельских хозяйством, за этим будут следить роботы.Люди могут заниматься биологическими, химическими, какими-то молекулярными работами. Большинство технологий будут помогать им в этом.

Люди придумают много лекарств.Возможно, пространство Мирового океана будет лучше изучено, но чтобы изучить океан понадобится больше времени.Если Земля все же будет загрязнена, то человек может измениться в цвете кожи, вероятно, видоизменятся легкие и начнут медленнее сокращаться, что позволит экономнее расходовать кислород.

Большинство животных может исчезнуть, но люди, надеюсь, этого не допустят. Будут фермы, где будут работать роботы, но все равно под присмотром людей.Не исключено, что если численность будет расти, то примерно пройдет еще пару сотен лет и люди начнут полностью осваивать Марс. И сейчас об этом говорят.

Будущее зависит от настоящего.

Все развития возможны, но нужно понять, какое лучшее, и достичь его.”

2.

“Через 500 лет население Земли будет составлять 50 млрд.чел. Земля не сможет выдержать такое количество людей. Учёные начнут искать другую планету, пригодную для жизни. Этой планетой станет Марс, т.к. он в большей степени удовлетворяет потребностям людей. Примерно половина всего населения Земли отправится на “красную” планету, чтобы заняться постройкой самых масштабных городов. Все необходимые ресурсы люди будут привозить с Земли, в том числе и кислород. По началу люди будут ходить в кислородных масках, пока не вырастут первые деревья. Будет открыто множество новых мест работы, например, такси от Земли до Марса или уборка астероидов и метеоритов с пути. На Марсе будет образованно новое государство: Марсо-Российская республика. (Патриот? Да!!! – прим. Л.П.)

3.

“Через 200 лет вся планета будет освоена людьми, пресной воды будет очень мало, полезных ископаемых почти не останется. Суша и вся вода Земли загрязнена. Будет запрещено вылавливать рыбу с морей и океанов, выращивать еду крайне опасно, так как уровень радиации на планете слишком высокий. (Очень уж всё грустно… – прим. Л.П.)Люди ходят в скафандрах, так как атмосфера не пригодна для дыхания. Питаются консервированными биологическими добавками, сбалансированными необходимыми витаминами для жизнеобеспечения организма.С самого рождения ребенку внедряют код – кем он будет работать, когда вырастет. (Автор любим смотреть фантастику… – прим.Л.П.

) Большинство населения занимается строительством нового материка, так как численность населения 50 миллиардов человек и суши на всех уже не хватает. Ученые ищут планету, схожую с Землей.

Экологи создают новые способы для дальнейшей жизни на Земле. Также осуществляется экспорт пресной воды с Марса.

Люди выглядят так же, как и сейчас, средняя продолжительность жизни 90-100 лет, высокая рождаемость.Также я думаю, что может произойти глобальная катастрофа или на планету упадет крупный метеорит, и жизнь начнется с нуля.”

4. 

“Жизнь человека на Земле через 100 лет кардинально изменится. Учёные исследуют все районы Земли, которые сейчас плохо освоены человеком, чтобы каждому из 50 млрд людей был свой маленький уголок.Например, в пустынях и полупустынях проложат асфальт, построят многоэтажные дома, проведут электричество в каждый дом, люди научатся выращивать фруктовые деревья, овощи, разведут скот. В зоне Арктики и Субарктики сделают то же самое, но ко всему этому будут привозить много топлива. В горных и предгорных районах с помощью специальной техники будут построены дома, от перепадов температур и давления учёные придумают специальные скафандры. Сложнее всего жить будет в пространствах Мирового океана. Люди будут постоянно находится в воде в специальной форме, жить в подводных домах и питаться из тюбиков.С каждым годом будет увеличиваться дефицит пресной воды и полезных ископаемых, атмосфера будет сильно загрязнена, поэтому продолжительность жизни сократится на половину. Люди будут работать только на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях,чтобы прокормить семью.Такая жизнь будет длиться до тех пор, пока население не сократится в пять раз, или учёные не придумают действенные способы, чтобы очистить атмосферу и добывать пресную воду.” Обратили внимание? Некоторые моменты в сочинениях ребят можно проиллюстрировать условными знаками семиклассников!

Но мой вывод после прочтения работ старших ребят немного грустный: мне показалось, или пессимистический настрой преобладает? Значит, нужно вместе прийти к пониманию необходимости перемен в отношении человека к природе, Земле-своему дому, друг другу… сейчас, а не потом! Ну что ж, Год экологии мне в помощь!))))

И в 7, и в 10 классе нет-нет, а сводились обсуждения к тому, как будет выглядеть человек через много лет…. Я слушала детей и понимала, что у меня с ответом на этот вопрос всё просто: в далёком 2007 году я прочитала в Интернете статью, которая произвела на меня неизгладимое впечатление! Статья была скопирована в недра ПК и долгие годы ждала своего часа))))

Глаза. Чтобы выдерживать контакт с загрязняющими веществами в атмосфере, глаза человека станут меньше размером и будут похожи на свиные. Прозрачная мембрана (которую сейчас можно найти во внутреннем углу глаз) станет больше размером и будет служить вторым веком.
Нос. Увеличится в размере и будет снабжен системой отсеков и пещерок, чтобы лучше очищать воздух. По той же причине, волосы в носу станут более густыми и длинными
Легкие. Увеличатся в размере и будут обладать более густой кровеносной системой, которая будет позволять извлекать из воздуха то небольшое количество кислорода, которое в нем останется.
Печень. Поскольку ее функцией является очищение крови, увеличится до огромных размеров, чтобы более успешно фильтровать отравляющие вещества.
Кожа. Станет более грубой, с участками ороговения, чтобы избежать ожогов от химических загрязнителей в атмосфере.
Аппендикс. Снова станет рабочим органом, помогая перерабатывать пищу, которая к тому времени станет исключительно растительной(поскольку мясо станет непригодным к употреблению из-за загрязнения окружающей среды).
Костная структура. Человек станет субтильным и низкорослым. Это будет вызвано относительным отсутствием витамина Д (из-за сниженного количества солнечного света и более скудного рациона).
Волосы. Исчезнут в связи с сильным потеплением климата.
Уши. Усиленное шумовое загрязнение окружающей среды приведет к образованию складок на ушах, что сделает их более похожими на собачьи. Человек сможет поднимать их, чтобы прислушаться и опускать, чтобы снизить поступление шума.
Характер. Человек будет слегка сумасшедшим. Это будет вызвано наличием отравляющих веществ в пище (что уже сейчас можно наблюдать у тех людей, пища которых содержит высокий процент ртути)
Дыхательные аппараты. Сразу после рождения, человек некоторое время будет присоединен к специальному аппарату, который будет помогать ему дышать первые недели жизни.
Почки. Обретут новую функцию – извлечение воды из мочи и сохранение воды в организме. Вместо жидкости, человек будет выделять кашицу, состоящую из мочевой кислоты и токсичных веществ.Ученые считают, что задолго до того, как вышеописанные физиологические изменения произойдут, человечество успеет вымереть.

Источник: http://www.ufostation.net/news.php?readmore=1028

В качестве вывода:

1. Что будет через несколько десятков лет мы не знаем, можем только предполагать… Но негативные прогнозы должны становиться основой для поиска путей недопущения подобных сценариев развития жизни на Земле!2. На уроках мы должны не только учить, но и слышать детей, разговаривать с ними, всячески показывая необходимость новых знаний в их жизни! Здравствуйте!
На этой страничке Вы познакомитесь с самыми яркими моментами уроков географии, которые я провела в 2015-2016 учебном году, работая по ФГОС в 6 классе. Внизу будут добавлены некоторые яркие моменты уроков, проведённых в 2019-2020 учебном году.
А с УМК можно познакомиться на страничке “ФГОС, 5 класс”.В этом учебном году мы работали по атласам и контурным картам издательства “Дрофа”:

2015-2016 учебный год:

6.09.2015:
И вновь мои ученики получили необычное задание:
Подобрать из научной и художественной литературы описания равнин и найти, какие особенности равнин отмечены в этих описаниях.Научное описание равнин можно взять из Интернета, а вот художественное – только в книге, обязательно принеся её с собой на следующий урок.

Читать сообщение полностью…

Источник: http://geografo4ka.blogspot.com/2016/09/100200-500.html

Виды условных знаков в географии

10 условных знаков по географии

Для изображения окружающей среды на атласе, карте, топографическом плане или кадастровом чертеже существует множество видов условных знаков. В географии эти символы необходимы и каждый из них имеет свое назначение. С их помощью на бумаге отображаются реальные объекты, их местоположение, размеры и различные характеристики.

Топографические карты и планы

Прежде чем изучать условные знаки на географии в 6 классе, учащимся необходимо объяснить, что означает слово «топография». Это научная дисциплина, которая занимается разработкой методов изображения географических объектов местности на основе данных, полученных при съемочных работах.

Топографические карты являются разновидностью географических. На них отображена подробная информация о местности и объектах, расположенных на ней. Такие карты отличаются по масштабу. В зависимости от точности этого показателя они могут нести более или менее подробную информацию.

Масштаб карты показывает соотношение действительных размеров объекта к изображенным. Например, если на карте обозначен масштаб 1:10 000, то имеется в виду, что в 1 см 100 метров. Чтобы определить расстояние между разными объектами, достаточно произвести замер на карте при помощи линейки, а потом полученную цифру умножить на знаменатель.

Классификация карт в зависимости от их масштаба:

  1. Наиболее информативным является топографический план, масштаб которого может быть 1:5000 или более (знаменатель меньше). Он не относится к картам, так как не учитывает кривизну Земли. Условные обозначения на плане местности могут быть разными. Такой масштаб применяют для изображения хозяйственных и других, даже самых мелких объектов.
  2. Топографические карты. Их масштаб варьируется от 1:10 000 до 1:25 000. На них наносятся промышленные объекты, ограждения, гидрографическая сеть, болота, грунты, дороги и др. Эти карты чаще всего применяются для получения подробной информации о местности, на которой отсутствует большой лесной покров. Достовернее всего на них отображены хозяйственные объекты.
  3. Карты с масштабом 1:50 000 и 1:100 000 не такие подробные, как предыдущие, но охватывают большую территорию. На них схематически изображают очертания объектов, которые не нуждаются в тщательной детализации. Используются они при составлении маршрутов, в аэронавигации и других отраслях.
  4. Масштаб 1:200 000 и 1:500 000 часто применяется военными при планировании операций. В гражданских целях они используются редко.
  5. Масштаб 1:1 000 000. С его помощью оценивается общая картина местности.

Выбор карты зависит от поставленной задачи. Для разных целей необходим различный уровень детализации.

Разновидности обозначений

При изучении географии с условными знаками приходиться работать постоянно. Они могут отображать не только объекты местности, но и различные количественные показатели, например, высоту горы, размер ВВП или плотность населения.

Чаще других используются:

  1. Площадные условные знаки. Ими отображают крупные объекты, например, озеро или луг. Их размер довольно просто узнать, измерив по плану.
  2. Линейные. Применяются для протяженных объектов. В этом случае учитывается только длина. Выглядит знак в виде линии.
  3. Внемасштабные. С их помощью обозначаются наиболее значимые объекты.
  4. Поясняющие. Описывают какую-либо характеристику, например, глубину реки.
  5. Ландшафтные. Необходимы для обозначения гидрографических объектов, растительности, рельефа и т. д.
  6. Специальные. Ими пользуются в отдельных отраслях.

Последние наносятся только на узкоспециализированные планы. Например, это может быть карта местности с нанесенной информацией о возможных залежах полезных ископаемых.

В обозначениях могут быть некоторые условности:

  1. Границы и плотность застройки — главные данные, которые несут изображение города. Каждую постройку в этом случае не нужно отмечать. Достаточно нанести на план главные улицы и основные здания, служащие в качестве ориентира.
  2. Большое количество идентичных объектов могут обозначаться контурами, проходящими по крайним точкам.
  3. В большинстве случаев ширина дороги не отображается. Главное, нанести ее центр так, чтобы он соответствовал ситуации на местности.
  4. Стратегические объекты обозначаются там, где находится основная постройка.

При грамотном нанесении обозначений можно получить подробные сведения о фактическом расположении объектов. Также это позволяет узнать расстояние между ними и другие необходимые данные.

Населенные пункты

Наименования дачных поселков и городов на картах наносятся наклонным шрифтом и прописными буквами. Во время изображения обязательно сохраняется характер планировки и внешнее очертание, а также указываются основные проезды, предприятия и другие значимые сооружения, которые подходят в качестве ориентира.

Площади и широкие улицы наносят в масштабе, остальные улицы и переулки — внемасштабными условными знаками. Для магистралей выделяется более широкий просвет.

Города подробнее всего отмечены на картах с масштабом 1: 25 000. Кварталы с однотипными зданиями могут закрашиваться определенным цветом. Дома и сооружения, находящиеся на окраинах городов, зачастую наносят все.

На картах с масштабом 1:100000 обычно сохраняются только магистральные улицы, промышленные и другие важные объекты, выполняющие роль ориентиров. Отдельные дома внутри кварталов отображаются только в тех случаях, когда плотность застройки в населенном пункте малая. Это характерно для поселков городского типа.

Объекты, которые могут выполнять роль ориентиров, обозначаются максимально точно. К ним могут относиться шахты, радиомачты, памятники, курганы и т. д. Чаще при их нанесении используются внемасштабные условные обозначения, иногда с пояснительными подписями.

Дорожная сеть

Железнодорожные магистрали также наносят детально и полно. В атласе их можно определить и по числу путей, и по ширине колеи. Отдельными условными знаками отмечаются электрофицированные ЖД. Количество осей обозначают черточками под прямым углом к оси знака дороги.

Кроме того, на карте отмечаются депо, станции, насыпи, мосты, тоннели, путевые посты и др. Названия записывают рядом с условными обозначениями. Если станция находится внутри населенного пункта и имеет такое же наименование, то она не подписывается. В этом случае подчеркивают наименование города.

Шоссейные и грунтовые трассы при нанесении на планы подразделяют на тех, что имеют покрытие, и на тех, у которых оно отсутствует. К покрывным дорогам относят:

  • шоссе;
  • модернезированное шоссе;
  • автострада;
  • качественная грунтовая дорога.

На карте отображаются все покрытые дороги. В этом случае используют линейные условные знаки. Шоссе, улучшенные шоссе и автострады обозначают оранжевыми линиями. Для качественных грунтовых дорог обычно используется желтый цвет.

Также в топографических атласах указаны дороги без покрытия, проселочные, караванные пути и даже тропы. Если рядом густая дорожная сеть, то некоторые второстепенные пути могут не наноситься.

Мосты обозначаются различными условными знаками. Все зависит от материала их изготовления и конструкций, которые могут быть одноярусными, двухъярусными, раздводными и подъемными. К особому типу относят понтонные мосты. Около условного знака указывают габариты и грузоподъемность сооружения. Характеристику для мостов, длина которых менее трех метров не дают.

Водные объекты

На атласах отображаются также озера, реки, колодцы, пруды, прибрежные части морей, источники и др. Рядом обязательно указываются их наименования. Чем больше масштаб карты (меньше знаменатель), тем подробнее данные объекта.

Все водоемы окрашены в голубой цвет. Более крупные из них (озера, пруды) отмечаются в полном их объеме. Мелкие только в том случае, если местность засушливая.

Реки и ручьи отображаются полностью все с указанием их ширины и глубины в виде дроби.

Наносятся также плотины, шлюзы и броды со своими характеристиками. Колодцы отмечают в виде синего кружка, возле которого пишут букву К, водопроводы в виде сплошной или прерывистой линии.

Качественная топографическая карта должна нести максимально полную, достоверную и точную информацию, поэтому необходимо правильное использование общепринятых условных обозначений. В зависимости от целей применения картографических материалов и их масштабов эти знаки могут сильно отличаться, но отхождения от общих требований недопустимы.

Источник: https://101student.ru/geografiya/vidy-uslovnyh-znakov-v-geografii.html

Методическая разработка «Условные знаки», ФГОС

10 условных знаков по географии

Урок географии по теме «Условные знаки»

(6 класс, по новым ФГОС изучается в 5 классе)

Олейник О.И, учитель географии

МАОУ СОШ №5

Цель урока: Формирование представлений о видах условных знаков.

Задачи урока:

1) Сформировать понятия: условные знаки, изолинии, легенда карты, линии движения, качественный фон, значки.

2) Умения читать географические карты и применять полученные знания на практике, развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал, развивать географическое мышление, формировать грамотную речь.

3) Умение ориентироваться в незнакомой ситуации работать в группах, воспитание толерантности.

Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления первичных способов деятельности.

Единицы содержания:

условные знаки;

легенда карты;

виды условных знаков: площадные, точечные, линейные;

пояснительные подписи.

Базовый уровень:

определять понятия «условные знаки», «легенда карты»;

распознавать условные знаки планов местности и карт;

находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Повышенный уровень:

наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты;

читать планы и карты.

Углубленный уровень:

описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

«География. Начальный курс», 6 класс, автор Домогацких Е.М., «Русское слово»;

атлас;

контурные карты;

рабочая тетрадь.

ФОУД: индивидуальная, фронтальная.

Результаты:

Предметные:

формирование понятий «условные знаки», «легенда карты»;

работа с картографическими источниками (способы изображения водных объектов на примере карты полушарий);

умение читать карту полушарий;

умение читать топографическую карту;

умение описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков;

умение анализировать карты атласа;

умение моделировать в контурных картах под руководством учителя;

умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Метапредметные:

поиск ответов на вопросы;

поиск определения понятий;

умение формулировать выводы; анализировать схемы;

умение сравнивать условные знаки географических карт и топографических;

умение осуществлять самопроверку при выполнении тренировочных упражнений;

умение осуществлять саморефлексию;

Личностные:

воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы (средства обучения)

Оргмомент

Презентация к уроку.

Приветствует учащихся, создает благоприятную атмосферу для работы, проверяет готовность учащихся.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Презентация

Актуализация знаний

Заполнение путевого листа: я знаю, хочу узнать. (Приложение1)

Задает репродуктивные вопросы на восстановление знакомой информации:

Для того чтобы нам приступить к изучению новой темы, давайте ответим на вопросы:

1. Назовите виды изображения земной поверхности?

2.Чем рисунок отличается от карты?

Отвечают фронтально на репродуктивные вопросы.

Фотография, аэроснимок, глобус, топографически план, карта.

Приложение1

«Вспомните»

Мотивация

Введение в тему:

Ребята, как вы думаете, легко ли прочитать книгу, не зная ни одной буквы?

Итак, перед нами карта как нам ее прочесть?

Ребят, подумайте и скажите, как называется азбука, помогающая людям прочитать информацию “зашифрованную” на географических, топографических, да и на любых других картах?

Отвечают на вопрос, формулируют вывод:

Это невозможно.

Нам для этого нужно знать условные знаки.

Физическая карта

Целеполагание

Азбука карты – условные знаки. Прочитать карту сумеем, если знаем условные знаки.

1. Озвучивание темы урока.

2. Постановка целей:

Сегодня мы учимся:

– давать определения понятий: «условные знаки», «легенда карты», «качественного фона», «значки», «пунсоны», «линейные знаки», «изолинии», «изогипсы», «изобаты», «изотермы», «изобары», «линии движения», «врезки»;

– распознавать условные знаки планов местности и карт;

– читать планы местности и карты;

– красиво оформлять свои мысли;

– слушать друг друга и учителя;

– смотреть и видеть.

Записывают тему урока в тетрадь.

Цели урока прописаны на доске.

На доске прописаны цели урока

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

Физкультминутка

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

1. Вступительное слово:

Без знания букв нельзя прочитать книгу – без знания условных знаков нельзя понять изображение местности. Условные знаки – азбука карты.

2. Работа над определением понятия:

– Что такое условные знаки?

3. Значение условных знаков показано в легенде карты.

Работа над определением понятия:

– Что такое легенда карты?

– посмотреть слайд-шоу «Легенды карты»;

– сделать вывод о значении легенды.

Легенда карты – это система условных знаков, примененных на карте.

4. Существуют несколько способов изображения на географических картах.

Это основные способы изображения объектов и явлений на карте.

5. Разберем виды карт по масштабу и содержанию.

Учащимся предлагается встать, и показать направления в ту или иную сторону (юг, север, запад, восток).

6. Тренировочные упражнения на закрепление знаний условных знаков в рабочей тетради к учебнику Е.М. Домогацких. (Приложение 2)

Дают определение: Условные знаки – это символы, обозначающие разные объекты.

Легенда карты – изображение знаков с объяснением их значений.

Дают определение и записывают в тетрадь: качественного фона, значки, пунсоны, линейные знаки, изолинии, изогипсы, изобаты, изотермы, изобары, линии движения, врезки.

Выполняют упражнения

Выполняют тренировочные упражнения. Осуществляют самопроверку.

Определение на слайде.

Настенные карты.

Определение на слайде. Слайд-шоу «Легенды карты».

Карты атласа.

(Приложение №2)

Рефлексия

Вернуться к путевому листу и написать в колонку я узнал, то что каждый узнал или чему научился на уроке.

Осуществляют саморефлексию

Домашнее задание

1. Изучить текст учебника с.37-42

2. с.42 вопросы

3. 1) прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов (10 топографических знаков).

2) с помощью условных знаков покажи:

а) путь Аленушки и Иванушки домой;

б) путь следования Колобка.

Цель: описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков.

(Приложение3)

Записывают домашнее задание в дневник

(Приложение №3)

Приложение 1

Путевой лист

ФИ______________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Приложение 2

Приложение 3

Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов

(10 топографических знаков).

Родина

Поход

Моя Родина любимая:

Здесь и речка, и поля.

За мостом сады фруктовые

Благодатная земля!

Ты поила и кормила нас

Из покон веков.

И давала силы новые

Из прохладных родников.

На Руси так встарь заведено –

За избушкой огород.

И с зари до поздней ноченьки

Дружно трудится народ.

В каждом доме хлебосольные

Люди добрые живут.

Каравай, картошку с радостью

Угощеньем подадут.

Так живи, земля родимая,

Еще много тысяч лет.

Лес, колодец и кустарники

Ничего милее нет!

Подрастем и будем с гордостью

Дело дедов продолжать.

Чтоб цвела земля российская,

Чтобы дальше побеждать!

Однажды ранним утром

Веселый наш отряд,

Взяв котелок, палатки,

Отправился гулять.

Путь предстоял немалый

От школьного двора

С веселой звонкой песней

Шагает детвора.

Вот подошли к реке мы

И дружно через мост

Проходим по дощечкам

Бесстрашно, в полный рост.

За речкою – лесочек,

Там домик лесника.

Напьемся мы с дороги

Водички родника.

Кругом растут деревья,

Кустарники цветут.

Решили мы отрядом

Разбить палатки тут.

Зажжем костер поярче,

Наварим вкусных щей

И не забудем долго

Походных этих дней.

С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой;

б) путь следования Колобка.

а) «Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные леса, за высокие холмы. Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным.

Помогла ей, и яблонька дикая, и реченька быстрая. В темном лесу нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по дороге, мимо луга зеленого, мимо мельницы, по крутому оврагу.

Напились они холодной водицы из родника и скорей домой к отцу, к матери».

б) «Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок, да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по дорожке.

Катится он мимо огородов,садов яблоневых, мимо колодца да по мостику прямо в лес. Встретил он и зайца у куста тернового, и медведя у сосны высокой.

Да повстречал у речки на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».

Презентация к уроку

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_prezentatciya_k_uroku_po_geo_124755.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.