Чем план отличается от рисунка

Урок 4: План местности

Чем план отличается от рисунка

План урока:

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

Что такое план местности и условные знаки

Составление простейшего плана местности по описанию

Градусная сеть

Географические координаты и их определение по карте

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

В настоящее время мы можем встретить большое множество различных изображений земной поверхности.

Съемка может производиться не только на поверхности суши, также может происходить в океане, воздухе и из космоса.

Для обозначения всего множества изображений местности используется такое понятие как «геоизображение». Под ним подразумеваются любые модели земных объектов, представленные в графической форме.

Остановимся на видах изображения земной поверхности:

  1. Глобус – это объемная модель нашей планеты, уменьшенная во много раз. Это изображение земной поверхности отражает действительное соотношение размеров и взаимное расположение различных географических объектов. Также рассматривая глобус, мы можем понять форму и размеры Земли.

Источник

В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.

  1. Карты и планы считаются еще одним способом изображения земной поверхности и отображены на плоскости.

На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.

  1. Большое количество карт по определенной тематике объединяются в сборник, получивший название атласа. Они могут различаться в зависимости от разных параметров, познакомимся с ними на рисунке.
  1. Одним из способов изображения местности считаются аэрофотоснимки и космические снимки. С помощью снимков получают подробное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.

Аэрофотоснимок местности Источник

С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.

Космический снимок Земли Источник

Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.

Что такое план местности и условные знаки

Чертеж небольшого участка, выполненный в масштабе, получил название плана. Для того, чтобы разобраться, как составить план местности, нужно познакомиться с понятием «масштаб».

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.

Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.

Условные знаки Источник

Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.

Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже. Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения.

По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.

Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.

  1. Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.
  1. Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.
  1. Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.

Составление простейшего плана местности по описанию

Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.

Рассмотрим на примере движения геологов:

Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.

  1. На бумаге необходимо провести стрелку, обозначающую стороны горизонта. Это необходимо для ориентирования по плану местности.
  2. Выберем оптимальный масштаб и обозначим на плане местности. В данном случае приемлем, будет масштаб в 1 см – 100 м.
  3. Так как геологи двигались в северном и северо-восточном направлении, начальную точку отметим ближе к югу. Началом пути считается родник, поэтому нанесем его условным обозначением на план местности.
  4. От родника они двигались в северо-восточном направлении 400 м, значит, отмеряем с помощью линейки 4 см. Путь они проходили по грунтовой дороге, обозначаем ее условным знаком на плане местности.
  5. Достигли они реки, которая протекала с востока на запад. Отмечаем на плане реку и направление ее течения. Через реку обозначаем мост.
  6. Путь они продолжили по дороге и через 600 м увидели озеро. Линейкой отмеряем 6 см на север и рисуем озеро. Обращаем внимание, что озеро имеет определенные размеры.
  7. По всей дороге слева от них рос смешанный лес, а справа – хвойный. С помощью условных знаков обозначаем на плане местности.
  8. От озера отмеряем 5 см на северо-восток и по обеим сторонам тропинки обозначаем луг.
  9. Затем они вошли в хвойный лес и увидели домик лесника.

В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.

Чем же отличается карта от плана местности?

  1. Масштаб плана более крупный, а на карте более мелкий.
  2. На плане местности и географической карте объекты изображаются в масштабе, однако на карте это происходит не всегда. Например, города на карте обозначены кружочком, а на плане города есть отдельные улицы и дома.
  3. Направление на плане определяется по прямой стрелке, а на карте по линиям градусной сети.

Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.

Градусная сеть

На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?

Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.

Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор.

Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток.

Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.

Градусная сеть на глобусе Источник

Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.

Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.

Источник

Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.

Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.

Источник

Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 10. На рисунке каждый угол равен 100, если бы мы провели через 10, то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 100. Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.

Контурная карта Источник

Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 00.

По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.

1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.

2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°

3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.

Источник

В таблице находим длину параллели 100, она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы

109,6км • 67 = 7014 км

Получаем длину материка с запада на восток в километрах.

  • Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной – 37° ю.ш.
  • Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
  • Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы

111,3 км • 69 = 7659 км

Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.

По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.

Географические координаты и их определение по карте

В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 100с.ш. и 1700з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.

Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (00) к полюсам (900). Санкт-Петербург расположен на 600 северной широты (с.ш.), а Якутск на 640с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.

На карте полушарий в атласе параллели проведены через 200. Все точки с географическими координатами, находящимися севернее экватора, имеют северную широту. Город Кейптаун имеет географические координаты, лежащие южнее экватора. В данном случае широта будет южная (ю.ш.) и может изменяться от 00 до 900. Таким образом можно составить алгоритм определения широты на карте.

Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.

Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе. 

Получив широту и долготу можно указать полные географические координаты. Например, Санкт-Петербург расположен на 600с.ш. и 300в.д. Какие географические координаты имеет столица России – Москва? Ее можно найти между 400с.ш. и 600с.ш., точнее широта 550. Долгота расположена между 400 и 300, приблизительно будем считать 380в.д. Тогда получаем координаты Москвы 550с.ш. и 380в.д.

Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-4-plan-mestnosti

Конспект урока по познанию мира на тему

Чем план отличается от рисунка

Тема урока: Рисунок и план

Цели урока:

– сформировать представление о плане, его признаках и свойствах, научить отличать план от рисунка, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга);

– создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы, общаться друг с другом на деловой основе;

– воспитывать аккуратность, ответственное отношение к своей учебной деятельности.

Оборудование: карандаш, линейка, спичечные коробки , Презентация Microsoft Office PowerPoint, рисунки детей , карточка «Таблица сравнения», тест.

Ход урока

Игра «Однажды в автобусе»(Деление на пары)

  1. Проверка домашнего задания.

Поменяйтесь с соседом своими рисунками. Определите стороны горизонта. Обменяйтесь листами с соседом. Поставьте друг другу оценки.

2. Постановка задач на урок

Учитель показывает на доске рисунок коробка и кубика.

– Что изображено на слайде?

Что такое рисунок?

(Рисунок – изображение предмета таким, каким ты привык его видеть)(слайд 2)

А сможем ли мы точно определить размеры предмета по рисунку?

– Нет. Для этого мы должны его изобразить на плане.

Что же это такое? Как им пользоваться? Что мы можем узнать с помощью его? На эти вопросы мы сегодня и найдем ответ.

3. Изучение нового материала

На партах у школьников лежат спичечные коробки . Учитель просит учащихся взять коробок, положить на лист бумаги и обвести его контур карандашом.

– Что получилось? (прямоугольник).

– Посмотрите сверху на предмет? Какую фигуру мы видим?

– Сравните полученные фигуры. (Они одинаковые.)

– Чертеж на бумаге и есть план коробка .

– Можно ли по полученному чертежу узнать размеры спичечного коробка ? Какие? (Длину и ширину).

– Как нам получить план стакана? (Поставить на бумагу и обвести контур дна.)

– Что мы получим? (Круг).

– Эту же фигуру мы видим, когда смотрим на стакан сверху?

– Сделаем вывод, что же такое план?

Учитель обобщает высказывания детей и помогает им сделать вывод о том, что план – это чертеж предмета, на котором он виден так, как мы видим его сверху.(слайд 3)

План – это вид предмета сверху.

План чертится условными знаками.

– План небольшого предмета вычертить просто. А как начертить план, например, стола или парты, нашего класса? Посмотрите сверху на свою парту, на учительский стол (кто-то из учащихся выходит и смотрит).

– Что мы видим? (прямоугольник)

– Значит, на бумаге у нас должен получиться прямоугольник?

– Но какого размера?

– Такой большой прямоугольник мы не сможем нарисовать на листе наших тетрадей. Что нужно сделать?

Учащиеся делают вывод, что нужно уменьшить.

– Во сколько раз?

Учитель отмечает, что для того, чтобы вычертить план большого предмета пользуются масштабом. Чтобы начертить план стола, нужно определить размеры стола: длину и ширину. Учитель называет размеры (или измеряет прямо на уроке) стола: (например, длина –100 см, ширина — 50 см ) и предлагает уменьшить размеры стола в 5 раз.

– Что нужно для этого сделать?

– Какие уменьшенные размеры у нас получатся? (длина – 20 см, ширина – 10 см).

– Но это тоже не очень удобные размеры для чертежа в тетради!

Предлагается уменьшить размеры в 10 раз.

– Как теперь сделать чертеж стола на бумаге? (Начертить прямоугольник со сторонами в 10 см (длина) и 5 см (ширина)).

Учащиеся вычерчивают план стола.

– А как узнать по чертежу настоящие размеры стола? (Размеры сторон прямоугольника умножить на 10, т.е. на столько, во сколько раз уменьшали).

– Сделайте вывод о том, что же нужно сделать, чтобы вычертить план больших предметов. (Уменьшить в определенное количество раз.)

– А маленьких предметов? Например, канцелярской кнопки?

– Вычерчивая план стола, мы пользовались масштабом. Слайд 4

– Что же такое масштаб? Найдите и зачитайте ответ в учебнике.Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены настоящие размеры и расстояние на плане, называют МАСШТАБОМ. (слайд 4)

После чтения учебника, учитель организует анализ прочитанного:

– Что показывает масштаб?

– Как записывается масштаб?

– Как читать масштаб? (Одному сантиметру на чертеже соответствует 100 см в действительности или на местности.) (слайд 5)

Учитель предлагает запись двух масштабов и спрашивает, какой масштаб крупнее (или мельче): в 1 см – 10 м или  в 1 см – 100 м. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, в каком случае больше степень уменьшения, т.е. при каком масштабе расстояние уменьшаются в большее количество раз.

– Где будут объекты более крупными?

Рассуждаем, как и в первом случае: устанавливаем во сколько раз уменьшены размеры в обоих случаях, сравниваем величины и получаем, что во втором случае размеры на плане уменьшены в большее количество раз – в 20000 раз, значит, этот масштаб мельче. На основании работы можно сделать вывод, что чем больше в записи масштаба вторая цифра, тем мельче масштаб, и наоборот.

Физминутка (слайд 6)

4.Закрепление изученного

Задание

А)Начертите план комнаты, длина которой 6 м, ширина – 5 м. Масштаб: в 1 см – 1 м.

– Как вы будете выполнять задание?

Давайте составим алгоритм построения плана

  1. Измерить длину и ширину ,

  2. уменьшить размеры,

  3. начертить план стола.

Школьники выполняют задания самостоятельно в парах. (взаимопроверка)

Б)Работа в парах.(слайд 7)

– Определите, где рисунок , где план предметов. Как это можно определить? Как мы видим предметы на рисунке , а на плане? (на рисунке – сбоку, на плане – сверху.) Соотнесите рисунки с планом . (Приложение 1)

5.Рефлексия .

Заполняется таблица сравнения плана и рисунка. В конечном виде сравнительная таблица выглядит следующим образом:

Таблица сравнения плана и рисунка. (Приложение 2)

Признаки сравнения

Рисунок

План

Как видим объекты?

сбоку

сверху

Как изображены объекты?

Как видим

Условными знаками

Где можно измерить масштаб?

нельзя

можно

Тест (выполняется письменно):

1. Назови букву правильного ответа.

План – это:

А) вид предмета сверху

Б) вид предмета сбоку.

В) изображение предмета таким, каким ты привык его видеть
2. Рисунок – это …

А) вид предмета сверху

Б) вид предмета сбоку.

В) изображение предмета таким, каким ты привык его видеть

3.Чем план отличается от рисунка? Назови буквы с правильными ответами.

А) На плане предметы изображены так, как мы их видим.

Б) На плане предметы изображены условными знаками.

4. Выбери букву с правильным ответом. Масштаб показывает:

А) во сколько раз уменьшены или увеличены настоящие размеры и расстояния на плане;

Б) на сколько уменьшены расстояния на плане в сравнении с действительностью.

5. Сравни масштабы, назови, какой из них крупнее.

А) 1 см – 5 м. В) 1 см – 50 м.

5. Подведение итогов работы.(Светофор)

– Что нового вы узнали на уроке?

– Чему учились?

– Что больше всего понравилось?

– Что было трудным? Почему?

– Довольны ли вы своей работой?

6. Домашнее задание: (слайд 8)

Прочитать текст на стр.35-36, выполнить задания 1 и 4 после текста, ответить на вопросы.

Составить план своей комнаты.

Источник: https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_poznaniyu_mira_na_temu_risunok_i_plan-174332.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.