Формы и виды собственности на земельные участки

Формы и виды земельной собственности

Формы и виды собственности на земельные участки

Понятие, содержание и общая характеристика права собственности на землю

Основания возникновения и прекращения прав на землю

Иные вещные и обязательственные права на землю

Формы и виды земельной собственности

Понятие, содержание и общая характеристика права собственности на землю

Юридические модели реформировании земельного строя в странах юго-восточной Азии и Латинской Америки

Китай. Государственная собственность на землю в городах и коллективная на с/х земли – собственность с/х кооператива. 1986 г. Закон «Об управлении землёй» – передача земли другим субъектам. Регулирование отношений землевладения и землепользования.

В Китае важная роль отводилась госрегулированию, ценообразованию, кредитованию, финансированию, налогообложению. Введение принципа разделения труда (диверсификация производства), распределение труда, ответственность за рез/ультаты своей деятельности.

Мексика – основной субъект права собственности – коллектив (крестьянская община), который лишь использовал землю. «Аграрный закон», направленный на изменение структуры земельной собственности. 3 варианта преобразования земельной общины и изменения земельных отношений:

· консолидация землевладения и разделения труда (земля – собственность организации) с оставлением общины

· полуприватизация – свободная продажа сертификатов на право владения землёй членам эхидо. сертификат обладал оборотом только в рамках закрытой корпорации

· полная приватизация эхидо с разделом общего З/У на индивидуальные З/У и их передача на основе решения общего собрания

Тема 4: Права на землю в РФ

Собственность – категория философско-экономическая. Собственность вне разных интересов не существует. Собственность – общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу присвоения какого-либо объекта. Присвоение требует защиты, что обеспечивается правом собственности.

Право собственности возникает, когда существует собственность и необходимость защиты присвоения и господства над имуществом. Определение собственности и частной собственности было закреплено ещё в Римском праве, и собственник вещи был вправе распоряжаться вещью и устранять других от всякого на неё воздействия.

Собственность – возможность определять судьбу и возможность защитить вещь – двоякое понимание. Позднее собственность – совокупность полномочий в отношении объекта. Право собственности в субъективном смысле – возможность владеть, пользоваться и распоряжаться объектом, по отношению к которому собственник осуществляет господство.

Право собственности – не отношение к вещи, а отношения между людьми.

Собственник может осуществлять своё господство в форме реализации полномочий только тогда и лишь постольку, поскольку государство, предоставляя ему право собственности, возлагает на иных субъектов (лиц) обязанность воздерживаться от нарушения прав собственника, и поскольку окружающие лица исполняют эту обязанность.

Право собственности в объективном смысле – правовой институт как совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений, и которая определяет содержание субъективного права, т.е. тех правомочий, которыми обладает собственник; определяет содержание тех обязанностей, которые возлагаются на иных лиц в связи с реализацией собственником своего господства.

Право собственности в субъективном смысле – установленная объективным правом мера возможного поведения собственника или носителя субъективного права, а также принадлежащее собственнику право требования к определённому лицу, которое нарушает его правомочия.

Государство соглашается с тем, что кто-то господствует над з/у помимо него.

Право собственности на землю в субъективном смысле – это закреплённая за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своём интересе путём совершения в отношении этого з/у действий, которые не противоречат закону и иным НПА, и которые не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательства всех третьих лиц в реализацию своих полномочий. [Борис Ерофеев]

Право собственности – абсолютное, т.к. защита производится от неопределённого круга лиц. Собственник реализует право для себя – своей волей и в своём интересе. В основе права собственности лежит триада полномочий: владеть, пользоваться, распоряжаться.

Под правом владения понимается юридическая возможность господствовать над вещью (обладать ею), относиться к имуществу как к своему. Правомочие пользования з/у – юридически закреплённая возможность извлекать выгоду из этого имущества и удовлетворять какого-либо рода потребности при хозяйственной или иной эксплуатации.

Правомочие распоряжения з/у – допустимая законом возможность определять юридическую судьбу объекта.

Формы собственности КРФ не закрыты, их четыре: государственная, муниципальная, частная, иные. Красов: 2 формы собственности – частная (круг субъектов определён и это не публичные собственники) и публичная (большой и неопределённый круг субъектов).

Виды земельной собственности основаны на особенностях реализации субъективного права.

Публичная: государственная и муниципальная (государственная: федеральная и сРФ; муниципальная: муниципального района и городского (сельского) поселения).

Частная: ф/л и ю/л (как объединения граждан); индивидуальная (конкретного субъекта) и общая (нескольких лиц). Общая: долевая и совместная. Совместная: супругов и крестьянских (фермерских) хозяйств. Юридических лиц: коммерческих и некоммерческих организаций.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) публичный собственник имеет полномочия по управлению собственностью.

В отличие от частного собственника публичный имеет многоуровневую структуру (многоуровневый вид). Частные же собственники все находятся на одном уровне.

У публичной собственности есть особенности в рамках правосубъектности. Публичный собственник на землю всегда унитарен – своим объектом права ни с кем не делится, невозможна конструкция, когда публичный собственник является сособственником з/у.

Отличается от частной и по основаниям возникновения права – право собственности публичного собственника на землю может возникнуть по основаниям, по которым у частного собственника не возникает – публично-правовые основания возникновения ПС на землю.

У частного собственника право собственности не возникает, а приобретается. У публичных образований: национализация, реквизиция, конфискация (?), захват чужой территории – отторжение (аннексия), оптация, изъятие.

У публичного собственника ПС на землю не возникает по гражданско-правовому основанию. Исключение: публичные договоры.

Особенности по основаниям приобретения з/у. Приобретение бесхозяйного имущества и вымороченное имущество (у которого нет наследников).

Особенности в связи с основанием прекращения права публичной собственности – всегда в силу административного акта или в силу закона на основании административного акта в форме приватизации (ст. 28 ЗК). Возможность перевода из публичных земель в частные на основании предоставления з/у в рамках процедуры, указанной в законе (ст.ст. 30, 34, 38 ЗК).

От имени публичного собственника выступают органы без доверенности в силу НПА.

Публичный собственник вправе не использовать з/у по своему целевому назначению.

Публичный собственник сам не использует з/у, а передаёт з/у иным субъектам на различного рода правах.

Публичные собственники не вступают в гражданский оборот по поводу з/у в привычном понимании этого явления. Между публичными собственниками не производится оборот з/у, а существует разграничение – определение принадлежности з/у, находящихся в конкретной собственности. Переносятся границы отдельных территорий.

З/у публичных собственников ограничены в гражданском обороте с т.з. предоставления другим субъектам (не применяются правила о залоге и ипотеке). Если з/у и включается в гражданский оборот, то только в аренду – по установленной процедуре (на аукционе).

Публичная собственность устанавливается на все категории земель в отличие от частной (только на три).

Все участки могут включаться в оборот без первичной регистрации права. Не разграниченные земли на территории МО находятся в распоряжении сРФ. Правомочия по распоряжению делегируются другому собственнику.

Источник: https://studopedia.su/4_14723_formi-i-vidi-zemelnoy-sobstvennosti.html

Виды государственной формы собственности на землю – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Формы и виды собственности на земельные участки

Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.

Формы собственности на участки

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  1. Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  2. Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  3. Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Частная собственность на землю

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

  • ведение хозяйства;
  • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
  • садоводство;
  • дачное или гаражное строительство;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  2. Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
  3. Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.

Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

  1. Безвозмездное пользование — этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
  2. Аренда – требует также договора с собственником.

Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

Общая собственность подразделена на следующие группы.

  1. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.

В случае совместного владения собственниками выступают в кадастре недвижимости несколько субъектов. Кроме того, право владения подразумевает оплату налогов за землю, освоение ресурсов, установку границы, которая проводится совместно всеми владельцами в различных или в одинаковых долях. Совместное владение предполагает и защиту земли от незаконных посягательств.

Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.

Муниципальная форма собственности

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления.

В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.

Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Землями, которые принадлежат к муниципальным, управляет орган местного самоуправления. Порядок перехода земель в эту форму собственности регулируется федеральными и местными нормативными актами.

Государственные земли

В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.

Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.

Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.

К федеральным землям относятся:

  • земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
  • земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
  • участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
  • земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
  • иные участки.

Ни при каких обстоятельствах не подлежат передаче в иную собственность следующие категории земель:

  • с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
  • природные участки под особой охраной государственного значения;
  • леса и территории в пределах особых экономических зон;
  • земли, находящиеся в резерве для госнужд;
  • территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
  • находящиеся в ведении государственных органов;
  • земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
  • земли с железнодорожными объектами;
  • сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.

К землям федеральных субъектов принадлежат:

  • земли, на которых построены сооружения субъектов РФ;
  • земельные наделы, предоставленные органам и организациям субъектами федерации;
  • сельскохозяйственные земли под дорогами и другими средствами связи, лесными и водными объектами, кроме тех, которые находятся в муниципальной и частной собственности;
  • иные наделы.

Особый статус имеют города Севастополь, Москва и Санкт-Петербург. В их ведение, кроме вышеуказанных, относятся и земли муниципальной собственности.

К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.

Перераспределение участков

Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

  • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
  • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
  • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
  • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

Источник: https://abmrsk.ru/lgoty-i-subsidii/vidy-gosudarstvennoj-formy-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Формы и виды права собственности на землю, какими законами регулируется основания для владения

Формы и виды собственности на земельные участки

Земельная реформа, проведенная в России, стала детерминантой того, что созрела необходимость отказаться от исключительно государственной собственности на землю. Иными словами, появились новые виды земли: частная и муниципальная.

Перед тем как перейти к раскрытию основной темы статьи, необходимо выделить ключевые отличия дефиниций «собственность» и «право собственности».

Обратившись к юридической теории, можно сделать вывод о том, что собственность – это форма присвоения любых предметов, будь то средства и орудия труда или же предметы потребления, иными словами, это то, что произведено самой природой либо усилиями человека. Право собственности – это совокупность всех правомочий владения, распоряжения, пользования имуществом, которые принадлежат владельцу земли – субъекту.

Если обратиться к главному нормативно-правовому акту России – Конституции РФ, то в ст. 35 и ст. 36 закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

Частная собственность на землю и ее виды в РФ

Земельный кодекс РФ дает четкую трактовку понятию частная собственность – это земельные участки, которые были приобретены гражданином или же юрлицом на основаниях, изложенных в современном российском законодательстве. Иными словами, приобретение участка должно осуществляться законно.

При этом законодательно установлено, что все граждане и юридические лица без исключения имеют равные права на доступ к приобретению земельного участка в собственность. Кроме того, не существует различий и в правомочиях указанных лиц, а также в дальнейшем правовом режиме оформленных земель.

На сегодняшний день выделяется два основных вида частной собственности на землю:

  • индивидуальная собственность, правообладателем которой является гражданин или же юридическое лицо.
  • общая собственность.

Таким образом, владение, распоряжение или же пользование земельными участками может осуществляться субъектами права как в индивидуальном порядке, так и общественном.

Общая собственность на участок земли может возникнуть в двух случаях:

  • в силу закона (норма закреплена законодательными актами РФ);
  • по договору между участниками (при этом происходит объединение земельных участков субъектов по добровольному согласию).

При этом выделяются следующие виды общей частной собственности:

  • совместная (в указанном случае не происходит выделение долей земли, которые должны были принадлежать каждому из участников соглашения);
  • долевая (каждый субъект правоотношений заранее знает о своей доли в собственности).

Основные формы

В российском законодательстве собственность на земельные участки подразделяется на 4 формы. Все формы земельной собственности закреплены в вышеуказанных статьях Конституции.

Земельный Кодекс РФ детализирует основные понятия, определяя, какие земли могут быть только государственными, либо только муниципальными.

В таблице указаны основополагающие формы собственности и формы по субъектности.

Формы собственности на земельные наделы
ГосударственнаяМуниципальнаяЧастнаяПрочие формы
Федеральная СубъектовАдминистративных районов Городов, сел, префектурФизлиц ЮрлицОбщая СовместнаяДолевая и т.д.

Государственная

К этой форме относятся федеральные владения — земли, принадлежащие Российской Федерации и земельные угодья субъектов РФ.

Федеральная собственность распространяется на ЗУ, которые не переданы другим владельцам.

Это земли, предназначенные для осуществления полномочий органов власти, оборонных и охранных потребностей, общегосударственных нужд. Федеральная собственность исключает наличие бесхозных ЗУ.

Распоряжаются угодьями федеральные органы власти, строго обязательное использование всех наделов не предусмотрено. Границы владения разграничиваются между землями субъектов РФ.

Важно! ЗУ могут быть переданы для распоряжения юридическим лицам в случаях, когда это допускается законодательством. Полученная рента от этого используется для народных интересов.

Федеральных субъектов

Это земли в пределах границ территории субъектов. Предназначение — обеспечение решения задач, стоящих перед областью, краем, республикой.

Разграничение осуществляется между федеральными землями и муниципальными. Распоряжаются ЗУ госорганы и органы местного самоуправления посредством принятия правовых документов.

Источник: https://EarthMC.ru/zemlya/vidy-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Форма собственности земельного участка какие бывают?

Формы и виды собственности на земельные участки

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  1. Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  2. Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  3. Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Особенности дизайна участка

Зная некоторые особенности планировки нестандартных участков можно скрыть все изъяны. Если участок вытянутой формы, т.е. его длина больше чем ширина, не стоит акцентировать внимание на центральной дорожке.

Ее можно сгладить плавными линиями цветника по всей протяженности. Также можно изменить и форму дорожки, проложить ее по диагонали или сделать более извилистой.

Это придаст динамику пространству и визуально расширить его.

Также можно сделать несколько акцентов на участке. Это могут быть как декоративные скульптуры, так и беседка. Они будут отвлекать внимание на себя. Что касается клумб им необходимо придавать форму геометрических фигур круга, ромба. Благодаря чему создастся визуальный противовес вытянутому участку. Маленькие по площади участки не стоит загромождать постройками.

Если без них нельзя, то строения на переднем плане лучше окрасить в светлые тона, а те, что находятся в конце участка в темные. Благодаря этому пространство будет казаться больше. Также следует отказаться от высоких и раскидистых деревьев. Они будут затенять участок, и придавать ему мрачный вид. Создаст иллюзию большого участка и дорожка.

Если ее укладывать плиткой размер которой уменьшается по мере следования вглубь участка. Следует уделить внимание и забору. На небольших участках лучше отдавать предпочтение сетчатым материалам или штакетнику. Глухая ограда уменьшит площадь. Если участок имеет острые углы их можно обыграть, расположив в них зону отдыха, детский уголок или посадить растения.

Это визуально скорректирует форму участка и придаст ему новый вид.

В данной статье рассказывается об особенностях планирования и дизайна нестандартных участков. Приводятся примеры с иллюстрациями.

Воспользовавшись советами статьи, вы без труда сможете оценить состояние своего участка. После чего определиться с размещением построек и распланировать зонирование территории.

Следует помнить, что даже самый непростой участок можно красиво и грамотно оформить. Удачного обустройства.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.