Формы земельной собственности

Содержание

Виды и формы земельной собственности

Формы земельной собственности

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст.

209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве по субъектному составу различаются следу­ющие формы земельной собственности:

· частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

· государственная собственность — реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом;

· муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;

· иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

Различные формы собственности на землю способны оказать вли­яние на земельные отношения, улучшая их содержание или препят­ствуя их развитию.

Право частной собственности на землю граждан и юридических лиц

Право частной собственности граждан на земельные участ­ки – право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременений и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ).

Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку 4200 $).

В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель:

· приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

· приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

· приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий.

Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства.

  Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату.

Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ).

Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ.

Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре.

Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене.

При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду.

Источник: https://studopedia.ru/21_18982_vidi-i-formi-zemelnoy-sobstvennosti.html

В какой форме собственности может находиться земля?

Формы земельной собственности

Собственность — важное условие для жизни и экономической свободы государства и человека в цивилизованном обществе.

Право собственности на землю регулируется нормами законодательства. Какие формы и виды собственности существуют?

Формы и виды земельной собственности

Согласно Конституции РФ (ст. 9.2), все природные ресурсы, включая землю, находятся в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Земельный Кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г., также закрепляет множественность форм и видов земельной собственности.

Государственная собственность

Под государственной собственностью понимается имущество, которым управляет и распоряжается государство. Объекты собственности, принадлежащие государству, находятся на его балансе.

Управление государственным имуществом осуществляется уполномоченными органами (комитетами по распоряжению и управлению госимуществом) на федеральном и региональном уровнях.

Государственной собственностью считаются земли, которые не находятся в собственности граждан, юрлиц и муниципальных образований.

В соответствии с законом РФ (п. 1 ст. 214 ГК РФ) государственная собственность делится на 2 подвида:

  • федеральная (собственность Российской Федерации);
  • собственность субъектов РФ.

Данное разграничение земельной собственности относится к совместному ведению Федерации и её субъектов.

Ст. 17 ЗК РФ регулирует правовой режим находящихся в федеральной собственности земель. Ст. 18 ЗК РФ устанавливает право собственности на земельные участки, которые принадлежат субъектам РФ.

В собственности субъектов РФ содержатся земли:

  • признанные федеральными законами;
  • территории субъектов РФ, право на которые возникло при разграничении госсобственности на землю;
  • участки, приобретённые субъектами РФ на основаниях гражданского законодательства.

В собственности российских субъектов могут также находиться территории:

  • занятые недвижимыми объектами, принадлежащими субъектам РФ;
  • предоставленные органам власти субъектов РФ, унитарным предприятиям и госучреждениям, созданным органами власти субъек­тов РФ;
  • особо охраняемые природные территории регионального назначения;
  • земли лесного и водного фонда;
  • территории фонда перераспределения земель и др.

В какой форме собственности могут находиться земли лесного фонда? В 2021 году из содержания ст. 130 ГК РФ исключено упоминание о лесе как объекте недвижимого имущества.

Леса и многолетние насаждения не признаются законом (как ранее) объектами недвижимости и объектами права собственности (п.2 ст. 261 ГК РФ). Объектом права собственности является только лесной участок (ст. 8 ЛК РФ). Земельные участки, на которых произрастают леса (лесной фонд) находятся в федеральной собственности.

Леса могут произрастать на участках, относящихся к другим категориям земель, в отношении которых земельный кодекс допускает частную собственность. Так, например, леса могут возвышаться на частных землях в водоохранных зонах, на территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны и курортов. В этом случае владелец будет иметь право собственности на землю, но не на лес.

Не может обладать правом собственности на лесные насаждения также и владелец участка в составе земель сельхозназначения или земель транспорта.

Лесные участки могут быть отданы в постоянное пользование, аренду юридическим лицам и гражданам. Договор аренды участка, на котором находится лес, заключается сроком от 10 до 49 лет.

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность — одна из разновидностей государственной собственности, переданной путём разграничения государственной собственности в ведение муниципалитетов.

Земельных территорий, отданных в распоряжение муниципалитетам, гораздо меньше, чем государственных и частных площадей. Управление такой землёй осуществляется органами исполнительной власти, сформированных муниципалитетами.

К муниципальной собственности относятся земельные участки, занятые объектами муниципиев, а также участки, признанные муниципальной собственностью во время разделения земель по уровням собственности.

Это больницы, детские сады, мэрии, с/х предприятия и земли общественного пользования (скверы, парки, улицы, дороги). К этой разновидности относятся также земли, занятые объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью предоставлено органам местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ), которые реализуют данное право на основании уставов, территориального планирования и законодательства РФ.

Земли муниципальной собственности – это территории, располагающиеся в пределах черты городов, посёлков и сельских поселений, а также участки земли за их чертой, переданные в распоряжение органов местного самоуправления.

В муниципальную собственность населённых пунктов для обеспечения их развития могут передаваться земли, принадлежащие государству. Органы местного самоуправления вправе приобретать землю в муниципальную собственность посредством её выкупа и на иных законных основаниях.

Основное назначение муниципальных земель — обслуживать нужды жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры и обеспечение внешнего благоустройства населённого пункта. В связи с этим можно сказать, что муниципальная земля имеет более узкое назначение по сравнению с государственной.

Данные участки могут передаваться в пользование физических и юридических лиц по договору аренды или купли-продажи на основании решения органов самоуправления.

В малых городах земельные наделы могут передаваться в собственность для коллективного садоводства, а также для индивидуального жилого и гаражного строительства.

Передача застроенных участков в собственность осуществляется с учётом планируемого целевого назначения участков и в соответствии с градостроительной документацией.

Частная собственность

Сегодня частная собственность занимает всё больший объем за счёт распространённой политики приобретения имущества, ранее принадлежащего государству в собственность гражданами и юрлицами, а также за счёт образования новых объектов, на которые распространяется нормы ст. 219 ГК РФ.

Любой объект недвижимости, относящийся к частной собственности, может находиться во владении и распоряжении как граждан, так и юридических лиц.

Однако действующее законодательство РФ делает ограничения на возможности приобретения в собственность некоторых объектов недвижимости для ряда категорий потенциальных собственников. К примеру, иностранные граждане не могут приобрести в собственность земли, расположенные в приграничных территориях и других режимных зонах.

Выделяется 2 вида частной собственности на землю:

  • индивидуальная;
  • коллективная.

Государственная земля не может находиться в коллективном владении; все имущественные права на неё принадлежат только государству.

Согласно ст. 17 ЗК РФ, право распоряжения государственными земельными территориями до их разграничения, вверено Министерству имущественных отношений.

После определения территориальной принадлежности участок передаётся в частное, муниципальное или федеральное ведение.

При индивидуальной форме владения земельным участком распоряжается единственный собственник. Коллективное владение предусматривает долевое пользование наделом на основе коллективного договора.

Примером в данном случае может служить крестьянское хозяйство с участием многочисленных дольщиков. Согласно ст. 257 ЗК, в коллективном договоре крестьянского хозяйства оговаривается точная доля участия, распределение обязанностей и порядок пользования землей.

Если же размер доли не оговаривается, то весь земельный участок находится в коллективном пользовании. Пример такой формы пользования землёй — садоводческое товарищество (СНТ).

Земельные территории, расположенные под МКД, являются общей долевой собственностью всех владельцев квартир в многоквартирном доме.

Земельные территории – главный имущественный объект. Кто бы ни являлся собственником участка, обязан владеть, пользоваться и распоряжаться им в рамках законодательства РФ.

Источник: http://expert-home.net/formy-i-vidy-sobstvennosti-na-zemlyu/

5.2. Виды и формы земельной собственности: В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в

Формы земельной собственности
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), т.е. через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности.

Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов РФ: 21 республики в составе Российской Федерации, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, которым придан статус субъекта РФ, одной автономной области и 10 автономных округов.

Устанавливая многообразие форм земельной собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.

Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию.

Следует отметить, что к отношениям, связанным использованием земли, возможно применение норм гражданского и другого законодательства. Существенное отличие гражданских отношений от земельных объясняется тем, что не всякие земли могут продаваться как обычный предмет товарного оборота.

Например, запрещается продажа в частную собственность земельных участков, выполняющих природоохранные функции, земель общего пользования, которые могут находиться только в федеральной собственности.

Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, находящихся у одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может быть изменено только по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Особенно это применимо, когда объектом сделок являются земли сельскохозяйственного назначения.

Рассматривая и анализируя виды земельной собственности, следует помнить, что абсолютных собственников не существует даже в отношении обычного имущества, поскольку объемы полномочий в части использования и распоряжения объектами собственности подвергаются законодательному ограничению в интересах общества, государства, граждан-собственников, других лиц.

Тем более отсутствует абсолютизация собственности на землю, поскольку она, даже будучи в собственности тех или иных лиц, остается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В сложившейся на современном этапе системе отношений собственности можно выделить стабильные и переходные элементы.

На-пример, положение о равноправии всех форм собственности и их мно-гообразии представляет собой постоянный элемент земельно-правовой политики государства; приоритетное же положение приватизации зе-мельной собственности — это преходящий элемент, направленный на устранение деформации земельного строя, которая была вызвана не оп-равдавшей себя на практике монополией исключительной государственной собственности на землю.

С устранением деформации в земельных отношениях принципы приоритета приватизации выполнят свою миссию, и им на смену придет новый принцип — пресечение возникновения земельных монополистов. Уже с 1991 г. в России действует закон по пресечению моно-

полизма на товарных рынках .

Рассмотрим отдельно формы собственности на землю.

1. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением и иных условий, установленных законом (ст. 15 ЗК РФ).

В соответствии с новым ЗК РФ (п. 2 ст. 5) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поэтому предприятия осуществлять

приватизацию земель в пределах установленных для них границ, находящихся в пользовании.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации государственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Так, например, 2 октября 2000 г. в Москве состоялся в качестве эксперимента первый земельный аукцион.

Впервые в столице в частную собственность был продан земельный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. в руб-левом эквиваленте.

В законодательстве предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. К сожалению, в настоящее время это право в ряде субъектов РФ отсутствует.

Но поскольку в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, это право должно распространяться на всех граждан, проживающих на ее территории, ибо право собственности граждан на землю является одной из основ правового статуса личности в Российской Федерации и не может быть изменено иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, в которой не содержится положений, запрещающих на территории субъектов РФ право частной граждан на землю.

В соответствии с земельным законодательством РФ граждане вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 ЗК РФ).

Земельные участки из государственных и муниципальных земель граждане и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.

Земельная реформа в России началась более десяти лет назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.

12 декабря 1990 г. РСФСР приняла Декларацию о своем суверенитете, и с этого момента началась разработка и подготовка соб-ственного законодательства о земле и аграрной реформе. Следует отметить, что российское земельное законодательство на первом этапе развития реформ представлено в основном указами Президента РФ.

Был принят Закон РСФСР «О земельной реформе», который установил два этапа осуществления земельной реформы территории России: первый — закрепление земель в федеральную собственность, собственность республик, входящих в состав Российской Федерации, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цен на землю, инвентаризация земель; второй — осуществление передачи и оформление земельных участков в собственность, владение, пользование физическим и юридическим лицам. В этом впервые было закреплено право частной собственности на землю. Одним из видов пользования указывалась аренда земель. Провозглашались самостоятельность и независимость собственников, землевладельцев и арендаторов. Наибольшее внимание уделялось порядку наделения граждан землей для создания фермерских хозяйств. У хозяйств изъяли-земли для создания в каждом районе фонда земли наделения ских

Важное значение для осуществления аграрной реформы имели Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от а

также Закон РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села».

В настоящее время Россия находится на пути реформ. Все они направлены на то, чтобы вывести страну на достойный уровень развития. Важную роль среди множества этих реформ играет земельная реформа, начатая в 1991 г.

Она была ориентирована прежде всего на создание условий для развития многоукладности в экономике, справедливое и обоснованное перераспределение земель, переход к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, экологизацию и землепользования.

Однако отсутствие четко продуманного механизма изменения всей сложившейся на протяжении десятилетий системы земельных отношений в России привело к многочисленным правонарушениям и злоупотреблениям со стороны должностных лиц, органов власти и управления, что дискредитировало саму идею государства о справедливом и обоснованном перераспределении земель, переходе к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами.

За период с 1990 по 1993 г. была заложена правовая и организационная основы для проведения земельной реформы, было принято огромное количество актов, регулирующих земельные отношения. Однако, несмотря на принятый пакет документов по земельной реформе, ее реализация проходила на первом этапе (1991—1992) с больши-ми сбоями по ряду объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует отнести во многом декларативный характер некоторых законов, указов и нормативных актов по земельной реформе, не подкрепленных социально-экономическими возможностями для ее проведения, отсутствие общенациональной концепции, опирающейся на реальные расчеты, механизм ответственности и контроля, рассогласованность всех структур власти и исполнительных органов сверху донизу, несовершенная правовая база, регулирующая земельные отношения, и полная бесконтрольность за процессом приватизации земли, а также отсутствие единообразного толкования законодательства, что на таком важном вопросе, как компетенция местных органов власти по распоряжению земельными участками. Именно присутствие всех этих фактов при Осуществлении земельной реформы и привело к некоторым сбоям в процессе ее проведения.

Среди субъективных причин можно назвать несвоевременное (с опозданием почти на год) принятие программ осуществления земельной реформы в регионах Российской Федерации; значительное ежегодное сокращение ассигнований, выделяемых правительством на проведение реформы; отсутствие льготной кредитной политики по краткосрочным ссудам; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и др.

Правонарушениям способствует и то обстоятельство, что сделки, совершаемые с землей, регулируются не только земельным, но и гражданским, лесным, природоохранным, водным и другими видами дательства, который не всегда учитываются при выделении земельных участков, а главы администрации не согласовывают свои решения со специальными службами соответствующих ведомств.

Еще в самом начале земельной реформы быш введен принцип платности использования земли (ст. 12 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ЗК РФ (см. гл. 18)). Закон РСФСР «О плате за землю» был принят 11 октября 1991 г. Порядок и условия внесения арендной платы арендатором регулируется ч. 2 ст. 614 ГК РФ.

25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.

Одной из важнейших общеэкономических реформ стала приватизация участков.

Законодательством были предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и му-ниципальных предприятий.

Закон РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» оп-ределил цели, для которых земельные участки быть переданы в частную собственность, а также отменил мораторий на продажу земельных участков.

Источник: https://knigi.news/zemelnoe/vidyi-formyi-zemelnoy-33342.html

Право собственности на земельный участок

Формы земельной собственности
Узнать цены на услуги юриста по земельным спорам

Все земли, распределяющиеся между гражданами РФ, должны быть зарегистрированы.

В результате собственнику нужно оформить необходимые документы на права пользования на земельный участок. В статье будет рассказано о том, какие виды собственности бывают, как они классифицируются.

Также в статье можно найти информацию о том, как появляется и может быть прекращено право собственности на землю.

Оно включает в себя право собственности на землю, когда собственник может осуществлять любые действия по его личному усмотрению, которые не должны противоречить актам, действующим в России. Также пользование участком со стороны владельца не должно противоречить и нарушать права других граждан и не причинять вред экологии.

Юристами выделяются виды пользования землей:

  1. Федеральная;
  2. Государственная;
  3. Муниципальная;
  4. Частная. Примечательно, что владельцами этого имущества бывает как физическое, так и юридическое лицо.
  5. Осуществление других форм собственности.

Формы собственности на землю

Юристами выделяется несколько типов пользования, по которым человек может осуществлять пользование землей. К ним относится:

  1. Пожизненное наследование;
  2. Бессрочное пользование;
  3. Права сервитута и ограниченное пользование;
  4. Принудительное внедрение прав использования на земельный участок;
  5. Взятие в аренду земли.

Рассмотрим формы собственности земли более подробно.

01

Консультация юриста по земельным спорам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут

Узнать цены на услуги юриста по земельным спорам

Частная собственность на землю

Она состоит из земли, использующейся конкретным человеком по личному усмотрению, не осуществляя согласование с кем-либо. Обычно это земельный участок, приобретенный владельцами в соответствии с порядком предусмотренным законодательством, действующим на территории РФ.

Появление права на частную собственность на землю:

  1. При приватизации участков земли, входящих в государственную или муниципальную собственность;
  2. При наследовании;
  3. Во время дарения или подписания договора купли-продажи;
  4. При осуществлении обмена или иных сделок с недвижимостью;
  5. При осуществлении внесения юридического лица в уставной или посевной капитал.

Она также разделяется на 2 вида: общую и индивидуальную собственность юридических или физических лиц.

Общая собственность на земельный участок разделяется на следующие виды:

  1. общую долевую собственность. Она основана на том, что каждый собственник обладает некоторой частью общей собственности;
  2. общая совместная собственность. В ней общая собственность не разделена на части, поэтому владельцы не знают о том, какой частью в общей недвижимости они обладают.

Следует отметить, что у юридического и физического лица есть возможность соединить свои земли и пользоваться ими совместно. Такая земля в последствие будет называть общая долевая собственность.

Федеральная собственность

В нее входят участки, призванные таковыми в соответствии с действующими законами или купленные субъектами РФ по причине, предусмотренной в законодательстве.

Другие виды собственности

К ним обычно юристы относят право собственности супругов на общую собственность. Оно появляется в тех случаях, когда земельный участок передан безвозмездно одному из супругов при осуществлении приватизации приусадебного, садового или личного подсобного хозяйства, гаражного участка.

Также при осуществлении различных сделок с участком, который находился или находится на тот момент в браке, то в данном случае это имущество считается собственностью обеих супругов.

Однако следует помнить, что при заключении договора или оговорённых условиях использования, то право на земельный участок перестает быть действительным.

Также к данной категории относятся земля, являющаяся собственностью крестьянского или сельского хозяйства. В данном случае земельный участок дается в качестве общего совместного имущества.

Помимо этого сюда можно отнести землю, находящуюся в собственности жилищного товарищества. Обычно к данной категории относятся жилые дома или сооружения, которые осуществляют их обслуживание. Чаще всего данные сооружения находятся в собственности или аренде у жилищного товарищества.

Основания возникновения права собственности на землю

Причиной появления данного права на земельный участок служит несколько юридических фактов. Они подразделяются на общие и дополнительные. Общие строятся вне зависимости от условий пользования на земельный участок предыдущего владельца. Дополнительные формируются с учетом права собственности предыдущего владельца.

 К общим фактам появления права собственности земельного участка относятся:

  1. появление нового блага;
  2. перевод в собственность вещей, которые имеют общий доступ;
  3. при нахождении находки или клада;
  4. при переработке и спецификации земли;
  5. при появлении приобретательской давности. Она появляется в том случае, если человек осуществляет пользование землей на протяжении 15 лет, но не является ее собственником.

К дополнительным фактам появление права собственности следует отнести:

  1. процесс национализации;
  2. получение права собственности на имущество, которое принадлежало юридическому лицу;
  3. при наличии реквизиции и осуществления приватизации;
  4. при получении компетентными органами взыскания по обязательствам владельца на его имущество;
  5. во время изъятия земли у владельца;

Оно может возникнуть у нового владельца при оформлении договора купли-продажи, мены, дарения.

Полезная информация по земельным спорам

Источник: https://advocate-service.ru/zemelnyj-uchastok/pravo-sobstvennosti.html

Понятие права собственности на землю: соотношение возможного и желаемого

Формы земельной собственности

Земля – это недвижимость, правовой режим которой отличается от других объектов. На ней можно построить дом, выращивать овощи и фрукты, вырыть пруд, пасти скот.

Возможностей много, а вот каковы правовые основания для этого? Ведь территория страны огромна, и земельные просторы всегда принадлежат кому-то.

Вот уже 25 лет как собственность на землю провозглашена основой экономической свободы как государства, так и отдельных частных лиц (ст. 36 Конституции).

Право собственности на землю: ищем правовую основу

Правила формирования и применения прав на земельный фонд страны содержатся во многих нормативных источниках. Основные акты представлены в таблице (слева направо по юридической силе).

КодексыДают ответы на вопросыЗаконы
Гражданский1.      Понятие собственности на землю. 2.      Виды собственности на землю. 3.      Земля – это недвижимое имущество. 4.      Каковы правомочия в отношении нее.

5.      Какие сделки можно совершать

–    «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; –    «Об особо охраняемых природных территориях»; –    Иные законы.

(их нормы конкретизируют положения кодексов)

Земельный1.      Разновидности (категории) земель. 2.      Порядок выделения на местности. 3.      Возможности и ограничения по использованию. 4.      Принципы изъятия.

5.      Вывод за пределы гражданского оборота

Лесной1.      Кому принадлежит участок, если на нем лесные насаждения.

2.      Как получить в пользование

Уголовный1.      Как защищается от преступлений.

2.      Характеристика наказания за преступления против собственности

Согласно данным документам право собственности на такую недвижимость означает законную возможность субъекта обладать, использовать и изменять правовую судьбу своего земельного участка. Его действия не должны выходить за рамки закона.

Например, безнаказанно выращивать растения с содержанием наркотических веществ не получится, как и жечь скаты, потому что наносится ущерб окружающей среде и здоровью соседей.

В целом поведение собственника земли не должно нарушать прав и интересов других лиц, закрепленных законом.

Внутри же этих рамок лицо может использовать все свои правомочия в полной мере.

Правомочия собственников и их пределы

Владение означает обладание участком в натуре на законных основаниях. По этой причине незаконный владелец преследуется по закону. Например, перенос забора между участками – это нарушение, и собственник вправе требовать восстановления первоначального положения.

Особенности реализации владения:

  1. Во многом условно, владелец не обязан появляться на своей земле для признания своего статуса. Достаточно оформить в Росреестре получение права собственности путем внесения соответствующей записи.
  2. Проявляется в установке межевых знаков, забора и пр., т. е. формируются границы владения.
  3. Позволяет запретить или ограничить доступность территории для посторонних.
  4. Может быть передано без одновременной передачи права собственности (например, при аренде).

Пользование как правомочие означает право собственника удовлетворять свои нужды за счет использования лучших качеств своего земельного участка. Такое использование проявляется:

  • в выращивании овощей, фруктов, посадке деревьев и пр.;
  • в эксплуатации водоемов в пределах территории (для купания, разведения рыбы и т. д.) и пресных подземных вод (копка колодцев);
  • в проведении мелиорации без ущерба окружающему миру;
  • в постройке жилых и нежилых сооружений;
  • в добыче торфа и полезных ископаемых (общераспространенных);
  • в получении платы за аренду.

Процесс пользования зависит от категории земли. Есть для сельскохозяйственных мероприятий, постройки жилья, застройки промышленными объектами, создания заповедников, санаториев, сохранения исторически значимых территорий, лесов и водоемов.

Определить категорию своей земли и эксплуатировать в рамках ее предназначения, – вот задача каждого, кто пользуется земельным участком. Разрушение этого ресурса невосполнимо.

Распоряжение подразумевает возможность собственника передать одно, два или все три правомочия другому лицу. Просто подарить или продать, обменять или сдать в аренду. Видов сделок с землей много, и все они доступны собственнику в рамках правомочия распоряжения.

Главное, помнить, что некоторые категории земель ограничены в обороте или вовсе изъяты из него. Примером может служить запрет на продажу земель сельхозназначения иностранным лицам.

С другой стороны, правомочие распоряжения может быть обременено самим собственником или законом. Так, чтобы разрешить проход посторонним лицам через свою землю, достаточно не устанавливать ограждающих знаков.

Не удастся запретить доступ на земельную территорию и тогда, когда установлен публичный сервитут для перемещения через нее (проход и проезд), водопоя, прогона домашних животных, ремонта прилегающей дороги и т. д.

Частные лица, владея землей, предназначенной для постройки жилья или сельского хозяйства, обязаны использовать ее по назначению. Трехлетнее бездействие или действия с нарушением целевого предназначения участка могут привести к его изъятию у собственника.

Формы собственности законодательно закреплены в базовом документе – Конституции и последовательно урегулированы отраслевыми законами. Это государственная, муниципальная и частная собственность.

Государственная форма земельной собственности: виды и основания

Самым крупным землевладельцем является государство. Реализует свои правомочия в целях защиты интересов всего общества.

Федеративность государства определяет две разновидности государственной (публичной) собственности:

  1. Федеральная.
  2. Субъектов федерации.

Отнесение к каждому из них решается совместно РФ и ее регионами. Результатом такого разграничения стало отнесение к собственности федерального уровня участков:

  • поверхность которых занята комплексами недвижимости, принадлежащими РФ;
  • переданы государственным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на федеральном уровне.

Субъекты федерации владеют на праве собственности участками:

  • на которых расположены комплексы недвижимости, принадлежащие субъектам РФ;
  • переданы государственным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на уровне субъектов;
  • предоставлены бесплатно из федерального фонда.

Основания приобретения государственной собственности:

  • принадлежность федерации (ее субъектам) закреплена нормативно;
  • переход в результате разграничения;
  • приобретение по общим гражданским основаниям (например, выкуп государством при необходимости).

Управление такими землями осуществляется уполномоченными государственными структурами. Их деятельность по управлению должна быть публична, информация о процедурах предоставления земли в пользование частными лицам доступна, распределение справедливо, а использование рационально.

Собственность муниципального уровня

Власти отдельных населенных пунктов реализуют правомочия собственника своих земельных территорий в интересах общества соответствующего города, села и т. д. Организация инфраструктуры на местах невозможна без создания целого комплекса сооружений, постройки дорог, выделения зеленых зон и т. д.

Поэтому муниципальная собственность включает земли:

  • на которых расположены комплексы недвижимости, принадлежащие такому образованию;
  • переданы местным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на муниципальном уровне;
  • предоставлены из федерального фонда на бесплатной основе.

Часть из них предназначена для общественного пользования и открыта для доступа жителей. При этом в состав таких земель могут входить участки в пределах муниципального образования и вне его. Например, субъект РФ вправе передать такие участки для развития этого района.

Основания приобретения:

  • принадлежность ее установлена законом;
  • переход в результате разграничения;
  • приобретение по общим гражданским основаниям (например, отказ собственника).

Руководствуясь уставом образования, руководство населенного пункта может передавать в пользование частным лицам отдельные участки земли. Главное – не нарушить принципы зонирования и планирования, предусмотренные законом.

Презумпция государственной собственности на землю: все земли, которые не имеют законного собственника, признаются государственными.

Земля в собственности частных лиц: форма, закрепленная законом

Граждане и юридические лица имеют равные возможности приобретения и использования обособленных земельных территорий. Поэтому существует и два вида частной собственности:

  • собственность граждан, иностранцев и т. д., то есть лиц физических;
  • собственность коммерческих и некоммерческих организаций, то есть лиц юридических.

Стать собственником земельного участка можно только тогда, когда его оборот разрешен. Например, нельзя купить землю, если она:

  • находится в составе лесного и водного фондов;
  • предназначена для постройки дорог;
  • представляет культурно-историческую ценность;
  • расположена в пределах береговой полосы и т. д.

Становясь собственником, частное лицо должно использовать свой обособленный участок строго по целевому назначению. Если приобретенная земля — сельскохозяйственного назначения, то на ней не получится законно построить многоквартирный дом.

Основания возникновения:

  • участие в договоре купли-продажи в качестве покупателя;
  • оформление приватизации;
  • получение в виде подарка;
  • мена;
  • наследование;
  • вынесение судебной структурой решения о приобретении по давности владения;
  • издание решения местными властями;
  • иные законные обстоятельства.

Как частный собственник может лишиться прав на землю

Ситуация потери прав на земельный участок может возникнуть по желанию или против воли лица.

Добровольная передача своих правомочий реализуется посредством заключения сделки (дарения, продажи, отказа). Потеря прав возникнет и при смерти гражданина или ликвидации юридического лица.

Принудительная передача возможна в следующих обстоятельствах, когда собственник:

  • имеет долги и суд решил их взыскать за счет земельных наделов должника;
  • использует участок не так, как надо, игнорируя разрешенный порядок (например, построил автостоянку на земле из категории сельскохозяйственных);
  • при эксплуатации нарушает правила рациональности землепользования, ухудшает экологическую обстановку;
  • совершает преступление и ему назначено наказание в виде конфискации;
  • владеет землей, которая изымается с оплатой ее стоимости. Причины – нужды государственного или муниципального масштаба.

Ограничение прав включает в себя также необходимость собственника придерживаться градостроительных норм, осуществлять действия по охране качества земель.

Публичная форма собственности на землю (государственная и муниципальная) – это основа развивающегося рынка, экономики региона и страны в целом. Современные правовые правила реализации частного землевладения не противоречат этому постулату.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/ponyatie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.