Кадастр в земельном праве

Содержание

Для чего нужен кадастр земельных участков

Кадастр в земельном праве

Земельный кадастр – это базы данных, сформированных по определенному законодательством принципу, имеющих документальное выражение, из которых определяются характеристики земель. Положения о земельном кадастре закреплены в законодательстве РФ.

Оно же определяет цели земельного кадастра и его задачи, а именно  порядок ведения кадастра и выделение участков в отдельную единицу, с последующим присвоением цифирного идентификатора. Все эти данные отражаются в едином государственном реестре участков.

Это даёт возможность выделить конкретный объект из общей массы для его всесторонней оценки для дальнейших манипуляций.

Цели и задачи

Земельный кадастр был создан с целью обеспечить:

  1. Придание юридического обоснования существованию объекта или прекращение данного факта в системе учёта.
  2. Учёт земель на уровне государства.
  3. Надзор со стороны государства за использованием земель, а так же её охрана.
  4. Контроль и разработку планов над разумным использованием и ресурсов земли.
  5. Справедливую оценку и назначение платы за землю.
  6. Учёт данных в специализированном реестре.
  7. Защиту интересов каждого участника земельных отношений не зависимо от их правовой формы существования.
  8. Информатизацию оборота земель.

Исходя из целей, понятны и задачи, преследуемые ведением земельного кадастра. Его суть том, чтобы каждое заинтересованное лицо могло получить информацию о характеристиках земли, за достоверность которой отвечают государственные органы.

Информация, хранящаяся в базах данных земельного кадастра, включает в себя:

  • расположение земли на местности;
  • количество обособленных единиц, входящих в состав земли;
  • характеристика земли по её составу и свойствам;
  • размеры земли;
  • цели, в которых можно использовать участки на земле;
  • официальный юридический статус земли;
  • порядок внесения земельных участков в единую базу.

Работы по сбору и внесению информации в базы земельного кадастра регламентируются кадастровыми работами. В них прописаны требования к порядку работ и работнику, который их выполняет.

Внесение сведений

Земельный кадастр по всей стране имеет стандартный вид, а его ведение осуществляется по унифицированному типу. В методиках чётко прописан каждый пункт необходимых мероприятий по сбору, хранению и учету информации.

Происходит это следующим образом:

  1. Параметры участков заносятся в кадастр на основании межевых планов, данных, представленных лицами, обладающими соответствующими правами, и итогов комплексных кадастровых работ.
  2. Данные о правах участников земельных отношений заносятся в ЕГРН на основании официальных и неоспоримых документов.
  3. Кадастровая оценка земель позволяет отразить характеристики земли с точки зрения финансов.
  4. Информация о зонировании территорий фиксируется на основании данных органов, отвечающих за регистрацию и учет земель.
  5. Информация в земельном кадастре хранится на цифровых и бумажных носителях. Важно, что приоритет при расхождении данных имеют данные на бумаге.
  6. Данные, занесённые в земельный кадастр, не имеют срока хранения и не подлежат уничтожению.

Безопасность основных документов гарантируется их страховкой. Порядок страхования определяется действующим законодательством.

Деятельность кадастра

Правила проведения кадастровых работ регламентирован так же чётко, как и порядок ведения земельного кадастра. Основная задача их проведения – это выявление информации. Она позволит сформировать отчёт, на основе которого государственный регистрирующий орган присвоит участку номер и выдаст документ, подтверждающий факт существования объекта и отражающий его основные характеристики.

Кадастровые работы включают:

  • выделение границ участка доступными методами и его экспликация в виде чертежа;
  • составление плана межевания;
  • формирование первичной документации, которая включает статистические данные, графики и таблицы в соответствии с нормами законодательства;
  • постановку на кадастровый учёт земельного участка с присвоением индивидуального номера;
  • выдачу документа кадастровой палатой.

Все пункты взаимосвязаны и выполняются именно в том порядке, в котором указаны.

Кадастровые работы проводятся не только при первичном выделении участков. Необходимость в проведении кадастровых работ возникает при изменении основных характеристик выделенного участка  и при разделе одного участка с выделением нескольких независимых друг от друга единиц. Подобные коррективы необходимо вносить в единый государственный земельный кадастр.

Наличие земельного кадастра позволяет компетентным органам  проводить кадастровую оценку земель.

На основании данных из реестра рассчитывается:

  • налогообложение собственников земель и участков;
  • цена за аренду земель;
  • минимальные цены на землю при проведении аукционов.

Кадастровая оценка земель является отправной точкой для определения минимальных значений, применяемых при её использовании в качестве источника дохода.

Минимальное значение цены определяется с учётом:

  1. Назначения и возможности её использования.
  2. Прибыльности земли.
  3. Стоимости необходимых инвестиций для её улучшения.
  4. Баланс между спросом и предложением.

Эти нюансы обязательно учитываются при формировании стоимости.

Наряду с указанными критериями имеет значение то, где конкретно расположена земля. Если земля используется в сельскохозяйственных целях, то повышающим её цену фактором будут:

  • плодородность;
  • экологическая значимость;
  • расположение.

Эти же факторы учитываются при оценке земель из лесного фонда.

Что касается земель городов и поселков, то для них применима оценка по:

  • плотности застройки;
  • престижности местонахождения;
  • экологичности района;
  • наличию транспортной, коммуникационной и социальной доступности.

Исходя из совокупности факторов оценки все территории зонируются. В пределах одной зоны земля будет иметь близкую по значению стоимость по кадастровой оценке.

Местные власти имеют право вводить по подотчётным зонам коэффициент, повышающий стоимость, но только в размере до 75% от рыночной цены.

Вся работа по назначению цены проводится соответствующими органами.

Суть работы

Работа органов государственной власти по кадастровому учёту земель включает:

  1. Выделение земли на конкретной местности.
  2. Установление категории земель.
  3. Расчёт площади выделенной земли.
  4. Проверка плодородного слоя для определения её продуктивности, загрязнённости и прочих параметров.
  5. Осуществляется сравнительная оценка стоимости земли.
  6. Подготавливается документация на выделенную землю.
  7. Происходит распределение на участки и присвоение индивидуального кадастрового номера.
  8. Контроль над соблюдением норм законодательства при изменении категории земель.

Единый государственный земельный кадастр обязан в дальнейшем хранить весь пакет документов на землю, который был сформирован. Такая информация хранится не только на бумажном носителе, но ив цифровом формате.

Большая часть данных доступна в открытой форме.

При запросе можно узнать, кто владелец и пользователь земельных участков и на основе какого документа участок передан правообладателю (собственность или договор аренды).

Учёт и контроль над целевым использованием и изменение категории земель позволяет не допустить халатного отношения к государственным ресурсам. Важно это в случаях, когда собственник или арендатор хочет изменить категорию земель с целью вложения инвестиций в неё.

В России существуют следующие категории:

  • сельхоз назначения;
  • для всеобщего пользования;
  • леса;
  • водный фонд;
  • историко-культурного назначения;
  • города и населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • особо охраняемые территории;
  • территории военного назначения.

Каждая из указанных категорий накладывает различающиеся по степени ограничения правила пользования землёй.

В земельном кадастре наряду с прочей информацией фиксируется и то, на каких правах землепользователь занимает конкретный участок.

Различают:

  1. Право владения землёй означает наличие неограниченных прав, подтверждаемое документально. В данном случае возможно наследование.
  2. Право распоряжения даёт землевладельцу право использовать участок только в рамках его целевого назначения. Уступка прав, наследование и прочие сделки невозможны.
  3. Право пользования выделенным участком позволяет землепользователю самостоятельно определять, что именно будет происходить на земле, будь то стройка или посев, при согласованности с целевым назначением.

Такое разграничение стало необходимым для защиты прав граждан.

Земельные отношения не должны осуществляться без чёткого понимания их правового статуса, который нетрудно уточнить, обратившись за информацией в соответствующий государственный орган.

Благодаря созданию земельного кадастра, появилась унифицированная система учёта земельных ресурсов по всей стран, то есть стало возможно:

  • присвоение характеристик отдельным или всем имеющимся участкам;
  • оценка с экономической, геологической и качественной точки зрения;
  • разработка научно обоснованных общих направлений, мер и способов улучшения продуктивности земель;
  • определение комплекса мер, направленных на сохранение и качественное улучшение почв.

Не менее важно и то, что земельный кадастр защищает права землепользователей и землевладельцев, так как это часть государственного правового регулирования земельных отношений.

Развитие технологий земельного кадастра будет способствовать общему росту в силу того, что именно земельные отношения остаются наиболее востребованными.

Учёт земельных ресурсов позволит:

  • привлечь инвестиции;
  • увеличить налоговые поступления в бюджет;
  • обеспечить рациональное планирование и распределение земель;
  • разрешать споры;
  • взимать справедливую арендную плату;
  • соблюсти требования закона при совершении сделок;
  • изымать и предоставлять земли;
  • справедливо определять размеры компенсаций.

Россия – самая крупная страна в мире, у которой имеются огромные территории. По сути, земля – это и есть главное богатство страны. задача государства – это сохранение и приумножение богатств, для чего и требуется развитие земельного кадастра, способное дать подробную информацию о каждом квадратном метре огромной территории.

Источник: http://zhiloepravo.com/kadastr/zemelnyy.html

Государственный кадастровый учет земельных участков

Кадастр в земельном праве
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Государственный кадастровый учет земельных участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется управлением Росреестра.

В Земельном кодексе РФ нет четко прописанных установок по вопросам государственного кадастрового учета земли. Так, статья 70 ЗК РФ предписывает обращаться за разъяснениями к Федеральному закону РФ № 221. В нем наиболее полно законодатели прописали понятие, процедуру проведения и все остальные аспекты, связанные с кадастровым учетом.

Понятие кадастрового учета участков земли

Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.

Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:

  • принадлежность объекта (его вид);
  • кадастровый номер;
  • дата постановки на учет;
  • площадь;
  • описание, где расположены границы участка.

Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:

  • кадастровая стоимость участка;
  • дата проведения оценки;
  • категория земли (ее принадлежность);
  • фактический адрес местонахождения;
  • сведения о собственниках участка.

Нужна помощь юриста по земельным делам?

Как осуществляется процедура кадастрового учета участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.

Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:

  • Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
  • Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
  • Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.

Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:

  • На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
  • На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
  • На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.

Подать документы можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
  • через портал Росреестра на официальном сайте;
  • через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).

При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.

Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.

Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.

Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.

Документы, которые необходимы для постановки участков на кадастровый учет

Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:

  • План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
  • Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
  • Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
  • Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Учет отдельных видов объектов кадастра

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Искусственно созданный участок

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

  • план межевания;
  • план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • разрешение на создание участка;
  • документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.

Случаи приостановления кадастрового учета участков земли

Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:

  • разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
  • граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
  • предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.

Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.

Отказ в осуществлении кадастрового учета участка и его правомерность

Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:

  • имущество не входит в перечень кадастрового учета.
  • ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
  • заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
  • истекли сроки действия некоторых документов.
  • органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.

Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

между двумя смежными участками давно стоит старый забор. в 2015 хозяин 1-го участка уточнил границы своего участка, сделав межевой план, который согласовал с хозяином 2-го участка в части границы между участками по существующему забору и зарегистрировал его в госреестре.

В 2018 году хозяин 2-го участка решил уточнить границы своего участка, заказал межевой план у другого кадастрового инженера. Подав документы на регистрацию, дело о регистрации остановили. т.к. по результатам межевых планов обеих участков забор между участками стоит на расстоянии 0,75м между участками, хотя забор никто никуда не двигал.

Оба кадастровых инженера считают свою съемку верной. Подскажите куда обратиться хозяину второго участка для решения спора.

любовь01.11.2018 17:49

Добрый день! Обратитесь к нам. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9. Консультации бесплатны.

Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.

html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна01.11.2018 17:55

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна02.11.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/gosudarstvennyj-kadastrovyj-uchet-zemelnyh-uchastkov.html

Как ведут государственный земельный кадастр – его цели и задачи

Кадастр в земельном праве

В силу разнообразия земельных участков по всей стране, они нуждаются в своевременном и полном учете. Для решения этой и других подобных задач уполномоченным госорганом была создана специализированная информационная база, ранее именуемая государственным земельным кадастром, а теперь – кадастр недвижимости.

С его помощью удалось решить множество неясностей в сфере землепользования. Подробнее об этом читайте в статье.

Назначение

Государственный земельный кадастр – это система сведений, зафиксированных в официальных документах о земельных объектах.

Эти сведения формируются в результате государственного учета в кадастре, поэтому в нем содержится следующая информация об участках:

  • местоположение;
  • кадастровая стоимость;
  • целевое назначение и правовой режим земель РФ;
  • территориальные зоны;
  • размеры (площадь);
  • наличие расположенных на наделах объектов недвижимости, которые прочно связаны с ними.

Понятие земельного кадастра было введено ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Но на сегодня этот закон уже не действует. В результате того, что в законодательство о государственной регистрации и кадастре недвижимости были внесены существенные поправки, на смену вышеназванного закона был принят ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости».

Именно этот закон ввел более широкое понятие «кадастр недвижимости», а «земельный кадастр» в официальных источниках больше нигде не фигурирует. Поэтому далее в статье мы будем использовать и старый и современный термины.

В новом кадастре недвижимости содержатся сведения не только по участкам земли, но и по всем другим имеющимся объектам недвижимости. Кадастру и учету в Федеральном законе № 218-ФЗ посвящена отдельная глава № 3.

Несмотря на отмену специального закона о земельном кадастре, его цели, задачи и принципы остались неизменными.

В учете и получении конкретной информации обо всех имеющихся участках земли нуждается как государство в целом, так частные лица.

В силу того, что все сведения, которые хранятся в кадастре недвижимости, подтверждены официальными документами, любой заявитель может получить из него только достоверные и проверенные данные.

Как правило, эти данные применяются для последующей объективной оценки земельных участков.

Например, при возникновении судебного спора по поводу земли, суд запрашивает из кадастра сведения по интересующему объекту недвижимости и руководствуется полученными данными при вынесении решения в пользу какой-либо стороны.

Порядок ведения

Земельный кадастр, или ныне – кадастровый учет недвижимости – ведет специально уполномоченный госорган – Росреестр, через многочисленные отделения, созданные по всей стране.

Если говорить более конкретно, то специалисты Росреестра должны делать следующее:

  • вносить сведения об участках, которые уже ранее были учтены;
  • ставить на кадастровый учет участки;
  • официально учитывать изменения объекта недвижимости (сюда относится учет, изменение или снятие с учета доли земельного участка, исправление кадастровой ошибки);
  • снимать с учета земельный участок;
  • аннулировать и исключать сведения по наделу с временным статусом сведений;
  • вносить новые сведения о земле, которые поступили от других госорганов, взаимодействующих с Росреестром;
  • исправлять техническую ошибку в кадастровых сведениях.

Чтобы присвоить всем участкам кадастровые номера, госорган делит всю территорию России на кадастровые:

  • округа;
  • районы;
  • кварталы.

Как сведения о земельных участках вносятся в кадастр

Чтобы новые данные были внесены в сведения об интересующем наделе, лицо, которому это нужно, должно написать и подать в Росреестр заявление о кадастровом учете, по утвержденной форме. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие изменение каких-то данных об участке, либо дополняющих ранее занесенные.

Сведения в поданных документах проверяются на подлинность и точность, чтобы не было основания для отказа их внесения в кадастр. Результаты проверки фиксируются в виде протокола. В нем отражается решение, принятое по каждому показателю проверки.

Этот протокол представляет собой электронный документ, подписываемый простой электронной подписью уполномоченного лица, работающего в Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии.

Затем этот протокол направляется в соответствующее отделение Росреестра, куда изначально было подано заявление. На это уходит 1 день. Переданные сведения включаются в кадастровые или учетные дела по данному земельному участку.

Если уполномоченное должностное лицо Росреестра принимает решения о том, чтобы исправить технические ошибки в сведениях об участке, оно дополнительно тоже оформляется как электронный документ, но подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. Затем регистрируется в установленной форме.

Таковы особенности госкадастра недвижимости (ранее – земельного кадастра) и его ведения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/uchet-zemelnyj/nomer/svedenija/osobennosti-kadastra.html

Государство ставит на учет все земельные участки

Кадастр в земельном праве

Госу­дар­ство с 1968 г.

ведёт стро­гий земель­ный учет и над­зор, уста­нав­ли­ва­ет хозяй­ствен­ное и целе­вое назна­че­ние зем­ли и сле­дит за тем, что­бы она исполь­зо­ва­лась в соот­вет­ствии со сво­ей кате­го­ри­ей.

В госу­дар­ствен­ном реест­ре в 2000 г. были созда­ны подроб­ные стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные спис­ки, куда вхо­ди­ли все необ­хо­ди­мые дан­ные о всех земель­ных участках:

  • место­по­ло­же­ние;
  • кате­го­рия (целе­вое назначение);
  • пло­щадь участка;
  • кадаст­ро­вый номер;
  • гра­ни­цы ЗУ, в том чис­ле и серви­ту­та (при его наличии);
  • ситу­а­ци­он­ный и меже­вой планы;
  • све­де­ния о соб­ствен­ни­ках и дру­гие допол­ни­тель­ные факты.

Таким обра­зом, госу­дар­ствен­ный земель­ный кадастр систе­ма­ти­зи­ру­ют все дан­ные о зем­ле как о хозяй­ствен­ном, при­род­ном и пра­во­вом объекте.

Государственный земельный кадастр: его смысл и значение

В 2008 г. земель­ный кадастр объ­еди­ни­ли в общую базу с еди­ным госу­дар­ствен­ным кадаст­ром недви­жи­мо­сти. Все све­де­ния о земель­ных участ­ках и участ­ни­ках земель­ных отно­ше­ний (пра­во­об­ла­да­те­лях) нахо­дят­ся в насто­я­щее вре­мя в еди­ном госу­дар­ствен­ном реест­ре недви­жи­мо­сти — ЕГРН.

Субъекты земельных отношений

Зем­ля в Рос­сии может быть соб­ствен­но­стью госу­дар­ства, граж­дан­ских или юри­ди­че­ских лиц, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, субъ­ек­тов Феде­ра­ции. Все эти пра­во­об­ла­да­те­ли явля­ют­ся субъ­ек­та­ми земель­ных отношений.

Виды земель­но­го правообладания:

  • Посто­ян­ное (бес­сроч­ное) или без­воз­мезд­ное пользование.
  • Соб­ствен­ность на земель­ный участок.
  • Арен­да (суб­арен­да) ЗУ.
  • Серви­тут (огра­ни­чен­ное поль­зо­ва­ние участком).
  • Зем­ле­вла­де­ние (пожиз­нен­ное вла­де­ние или поль­зо­ва­ние уна­сле­до­ван­ным участком).

Объекты земельного кадастра

Объ­ек­та­ми земель­ных отно­ше­ний и кадаст­ра являются:

  • при­род­ные зем­ли и ресурсы;
  • земель­ные участ­ки или их части.

По опре­де­ле­нию ЗК, ст. 6, п.3, земель­ный уча­сток — недви­жи­мый объ­ект, явля­ю­щий­ся частью зем­ной поверх­но­сти и име­ю­щий инди­ви­ду­аль­ные веще­вые харак­те­ри­сти­ки. Воз­мож­но так­же созда­ние искус­ствен­ных ЗУ.

Цели земельного кадастрового учета

Госу­дар­ствен­ный земель­ный кадастр создан с целями:

  • Реги­стра­ции прав на земель­ные участ­ки и всех осу­ществ­ля­е­мых с ним сделок.
  • Зем­ле­устрой­ства.
  • Кон­тро­ля за соблю­де­ни­ем прав правообладателей.
  • Охра­ны земель с целью их улуч­ше­ния, недо­пу­ще­ния загряз­не­ния, исто­ще­ния, нера­ци­о­наль­но­го использования.
  • Госу­дар­ствен­но­го, феде­раль­но­го, муни­ци­паль­но­го и мест­но­го управ­ле­ния и рас­по­ря­же­ния земель­ным фондом.
  • Оцен­ки сто­и­мо­сти участ­ка и опре­де­ле­ние адек­ват­ной пла­ты за землю.
  • Нало­го­об­ло­же­ния собственников.
  • Осу­ществ­ле­ния раз­лич­ных работ с зем­лёй (воз­де­лы­ва­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ных уго­дий, мели­о­ра­ция, осу­ше­ние, удоб­ре­ние, раз­ра­бот­ка недр, рас­коп­ки и др.).

Кадастровые карты

В реест­ре созда­ны спе­ци­аль­ные кадаст­ро­вые кар­ты с гра­ни­ца­ми и кадаст­ро­вы­ми номе­ра­ми участ­ков и подроб­ной инфор­ма­ци­ей о ЗУ:

  • назва­ние и пло­щадь участка;
  • кто явля­ет­ся правообладателем;
  • номер сви­де­тель­ства прав соб­ствен­но­сти, если есть;
  • какие объ­ек­ты рас­по­ло­же­ны на ЗУ;
  • какие орга­ни­за­ции обслу­жи­ва­ют и т.д.

Землеустройство

Под зем­ле­устрой­ством понимают:

  • ана­лиз состо­я­ния земли;
  • опи­са­ние её местоположения;
  • ука­за­ние гра­ниц и уста­нов­ка меж;
  • при­ня­тие мер по раци­о­наль­но­му исполь­зо­ва­нию и охране земли;
  • орга­ни­за­ция тер­ри­то­рий, засе­лен­ных наро­да­ми Край­не­го Севе­ра и дру­ги­ми малы­ми народами.

Категории земель

Зем­ли быва­ют семи кате­го­рий, на осно­ва­нии ст. 7 Земель­но­го кодекса:

  • сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го значения;
  • для посе­ле­ния;
  • про­мыш­лен­но­го зна­че­ния (обо­ро­на и без­опас­ность, кос­ми­че­ская дея­тель­ность, ТВ и радио, транс­порт и связь, инфор­ма­ци­он­ные ком­му­ни­ка­ции и т.д.);
  • осо­бо охра­ня­е­мые (зем­ли исто­ри­че­ской, науч­ной и куль­тур­ной цен­но­сти, цен­ные при­род­ные ланд­шаф­ты, зем­ли лечеб­ных оздо­ро­ви­тель­ных учре­жде­ний, мест для отды­ха и туриз­ма и пр.);
  • лес­но­го или вод­но­го фонда;
  • запас­но­го фон­да (не предо­став­ле­ны в соб­ствен­ность или поль­зо­ва­ние ни физи­че­ским, ни юри­ди­че­ским лицам).

Перевод земли в другую категорию

Пере­вод осу­ществ­ля­ет­ся на осно­ва­нии гл. 1, ст.8 ЗК РФ.

Если при­об­ре­та­ет­ся пра­во на зем­лю в гра­ни­цах её целе­во­го назна­че­ния, то нет надоб­но­сти брать раз­ре­ше­ния у госу­дар­ства. Напри­мер, если поку­па­ет­ся дом с участ­ком или дача на зем­ле, пред­на­зна­чен­ных для поселения.

Но допу­стим, физическое/юридическое лицо или груп­па лиц соби­ра­ет­ся при­об­ре­сти зем­лю с/х зна­че­ния, для того что­бы создать на ней искус­ствен­ный водо­ём для раз­ве­де­ния рыб.

По зако­ну необ­хо­ди­мо обра­тить­ся с заяв­ле­ни­ем в орга­ны вла­сти, веда­ю­щие дан­ной тер­ри­то­ри­ей с прось­бой о пере­во­де ЗУ из с/х кате­го­рии в зем­лю вод­но­го фон­да.

Толь­ко после полу­чен­но­го раз­ре­ше­ния мож­но при­сту­пать к реги­стра­ции прав в ЕГРН.

В какие органы обращаться с ходатайством о переводе зу

Обра­ща­ют­ся в орга­ны вла­сти, в зави­си­мо­сти от кате­го­рии ЗУ и фор­мы соб­ствен­но­сти на землю.

Для земель любо­го ино­го зна­че­ния, кро­ме сель­ско­го хозяй­ства и поселения:

  • Что­бы поме­нять кате­го­рию земель феде­раль­ной соб­ствен­но­сти, обра­ща­ют­ся за реше­ни­ем о пере­во­де ЗУ к пра­ви­тель­ству России.
  • Если зем­ля из фон­дов субъ­ек­та РФ или муни­ци­паль­ных фон­дов — то соот­вет­ствен­но в испол­ни­тель­ные орга­ны субъ­ек­тов или орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния (ОМСУ);
  • Если ЗУ нахо­дит­ся в част­ной соб­ствен­но­сти — к орга­нам ОМСУ.

Но если зем­ля пред­на­зна­че­на для сель­ско­го хозяй­ства, то неваж­но, в какой соб­ствен­но­сти она нахо­дит­ся — муни­ци­паль­ной или част­ной: пере­вод в иную кате­го­рию про­из­во­дит­ся по реше­нию испол­ня­ю­щих орга­нов субъ­ек­тов Федерации.

Так­же не име­ет зна­че­ния вид соб­ствен­но­сти при пере­во­де в дру­гую кате­го­рию зем­ли из жило­го фон­да — в любом слу­чае вопрос реша­ет­ся на уровне субъ­ек­тов РФ.

В хода­тай­стве долж­ны содер­жать­ся сведения:

  • о суще­ству­ю­щей кате­го­рии ЗУ;
  • пра­ве правообладателя;
  • по каким при­чи­нам необ­хо­ди­мо изме­нить целе­вое назна­че­ние участка;
  • раз­ре­ше­ние орга­нов, ответ­ствен­ных за пере­вод зем­ли в дру­гую категорию.

Что нового в земельном кадастровом учёте в 2018 г

С 01.01.2018 г. меже­ва­ние земель­ных участ­ков в Рос­сии явля­ет­ся обя­за­тель­ным. Без меже­во­го пла­на ЗУ счи­та­ет­ся про­блем­ным, и все сдел­ки с ним ста­но­вят­ся невозможны.

Государственный земельный кадастр Украины под защитой Blockchain

Укра­ин­ский земель­ный кадастр после вирус­ных хакер­ских атак пере­шел с октяб­ря 2017 г. под защи­ту прак­ти­че­ски неуяз­ви­мой систе­мы Blockchain.

Теперь любое мошен­ни­че­ство с попыт­кой про­ник­нуть в базу дан­ных кадаст­ра и вне­сти в нее изме­не­ния скрыть не удаст­ся: о нем узна­ют все участ­ни­ки цепоч­ки Blockchain.

Источник: https://moezhile.ru/yurist/gosudarstvennyj-zemelnyj-kadastr.html

Государственный земельный кадастр: что это такое? Постановка ЗУ на учет и снятие с него

Кадастр в земельном праве

С необходимостью поставить территорию на кадастровый учет сталкивался каждый владелец земельного участка. Регистрация недвижимости в ЕГРН является подтверждением того, что она имеет собственника. Собранные данные размещаются в сети, поэтому ими можно воспользоваться для поиска свободного надела.

Кадастр ЗУ в РФ: что это такое?

В нашей стране учет земель начался во времена становления Киевской Руси. В настоящее время ведение Государственного кадастрового учета земельных участков регулируется следующими законами:

Ведением кадастрового учета занимается Федеральная кадастровая палата Росреестра. Данные хранятся как в бумажном, так и в электронном виде.

Основные понятия кадастра

Кадастровый учет наделов земли — это совокупность действий, осуществляемых уполномоченным лицом и направленных на внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех имеющихся данных об участке.

В первую очередь в документацию заносятся основные сведения:

  • вид объекта;
  • дата, когда территория была поставлена на учет;
  • кадастровый номер (для чего он нужен и как его получить, мы рассказывали тут);
  • площадь;
  • информация о расположении границ надела.

При кадастровом учете также указываются и дополнительные сведения:

Что собой представляет электронный реестр?

Электронный кадастр — это онлайн ресурс, позволяющий:

  • просмотреть кадастровую карту;
  • получить консультацию;
  • собрать информацию об определенном объекте недвижимости и т. д.

Чаще всего у граждан возникает необходимость получить сведения об интересующем их земельном наделе. Основная информация находится в открытом доступе. Для облегчения ее поиска были созданы публичные кадастровые карты (ПКК), на которых отображены все объекты, занесенные в ЕГРН, а также их характеристики.

Использование ПКК имеет ряд преимуществ:

  • можно самостоятельно изучить рельеф местности;
  • узнать адрес нужной территории;
  • получить данные о соседних наделах, которые уже заняты;
  • выбрать землю в любом регионе страны с учетом располагающейся поблизости инфраструктуры, не совершая при этом длительных поездок.

Как найти свободный надел на публичной карте?

Чтобы найти на ПКК незанятый надел, требуется совершить такие действия:

  1. Выбрать нужный регион. Масштаб изменяется знаками «+» и «-» или колесиком мыши.
  2. В левом меню кликнуть по кнопке «Управление картой».
  3. Перейти во вкладку «Тематические карты».
  4. Поставить галочку напротив надписи «Форма собственности ЗУ».
  5. Занятые территории станут розовыми, а свободные — белыми.

Чтобы узнать больше об определенном участке, достаточно кликнуть по нему. Если в поле «Форма собственности» ничего не указано, скорее всего, земля свободна. Чтобы подтвердить информацию, можно подать запрос в ЕГРН.

Объектами государственного кадастрового учета ЗУ являются территории, принадлежащие как физическим, так и юридическим лицам. Если надел не зарегистрирован в ЕГРН, с ним нельзя осуществить ни одну сделку.

В качестве субъектов кадастрового учета могут выступать:

  • государственный орган, осуществляющий процедуру учета;
  • правообладатель или его законный представитель;
  • кадастровый инженер.

При выделении нового ЗУ его следует сразу поставить на кадастровый учет. Наличие данных о наделе в ЕГРН является единственным доказательством его существования.

Как узнать, зарегистрирован ли ЗУ в ЕГРН?

Кадастровый номер земли можно посмотреть в кадастровом паспорте (выдавались до 2017 г.) или в свидетельстве о регистрации прав собственности.

Кроме того, можно заказать выписку из ЕГРН или воспользоваться публичной кадастровой картой, размещенной на сайте Росреестра (что из себя представляет кадастровый паспорт и выписка из ЕГРН и какая информация там отображена, можете почесть в отдельной публикации).

Если участок есть на карте, значит он стоит на кадастровом учете. Можно кликнуть по нему и просмотреть данные, занесенные в реестр.

Задачи

Ведение кадастра земель осуществляется в целях:

  1. Надзора за охраной и эксплуатацией территорий.
  2. Признания факта существования наделов, их объединения или разделения.
  3. Зонирования земель.
  4. Оценки плодородности почв.
  5. Учета связанных с земельными участками объектов недвижимости.
  6. Осуществления кадастровых съемок.
  7. Оценки территорий для установления разумной оплаты за их использование.
  8. Защиты прав собственников земель.
  9. Получения информации о гражданском обороте наделов.
  10. Регистрации прав на земли и узаконивание сделок с ними.

Основная задача кадастрового учета — обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной информацией о местоположении земель и их основных характеристиках.

Как зарегистрировать землю?

Обратиться в государственные органы для постановки надела на кадастровый учет вправе следующие лица:

  • собственник или его наследник;
  • законный представитель владельца ЗУ;
  • лицо, обладающее правом бессрочного пользования ЗУ;
  • лицо, владеющее ЗУ на правах пожизненного наследуемого владения.

Заявление можно подавать только после того, как участок прошел межевание. При обращении в МФЦ или Росреестр потребуется предъявить паспорт и бумагу, подтверждающую право на территорию. Постановка ЗУ на кадастровый учет осуществляется в течение 21 рабочего дня. После этого можно забрать готовую документацию.

Как снять и поставить временно?

Если надел переходит от одного собственника к другому, при кадастровом учете ему присваивается статус временного, пока территория не будет приватизирована новым владельцем. Для постановки надела на временный учет следует подать заявление в Кадастровую палату вместе с пакетом документов.

Если участок образован из принадлежащих государству земель, у гражданина, который поставит надел на временный учет в ЕГРН, есть не более 2 лет на то, чтобы оформить право собственности или аренды. После этого территория безвозвратно перейдет государству.

Снять землю с временного кадастрового учета можно только при получении прав на нее. В этом случае статус меняется на «учетный».

Снятие

Согласно №218-ФЗ, надел земли может быт снят с учета на следующих основаниях:

  • территория состоит из земель государственного и муниципального значения и на нее не были зарегистрированы права или обременения;
  • изменяется площадь надела;
  • земля была поставлена на учет более 2 лет назад, и за это время никто не зарегистрировал право собственности или пользования на нее;
  • участок больше года назад был поставлен на временный учет, но права на него не были узаконены.

Кроме того, процедура может быть проведена по решению суда. Чаще всего это связано с тем, что собственник не использует надел и не хочет продолжать платить за него налоги (как их размер высчитывается, исходя из кадастровой стоимости ЗУ, можете узнать здесь).

Особенности внесение изменений в ГКН

Необходимость внесения изменений в государственный реестр недвижимости может возникнуть в следующих случаях:

  • прекращение существования надела, в том числе при его разделении;
  • изменение важных характеристик территории;
  • переход прав на землю новому собственнику, а также возникновение временных прав у третьих лиц, например, при заключении договора аренды на длительный срок;
  • появление на участке новых объектов недвижимости, подлежащих учету;
  • необходимость исправить раннее допущенные ошибки.

Переход прав, их прекращение или возникновение обычно не влечет изменений в технических характеристиках объекта.

В этом случае в ЕГРН будут занесены обновленные данные:

  • о новых правообладателях;
  • об основаниях, на которых был осуществлен переход прав;
  • о форме владения.

Чтобы внести изменения, всем лицам, принимавшим участие в сделке, потребуется предоставить правоустанавливающую документацию, договор и квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины. Заявку можно передать через портал Госуслуг, филиал Росреестра или МФЦ.

Если характеристики участка изменились, потребуется составить межевой или технический план, в котором будут отражены новые параметры. Для этого требуется пригласить кадастрового инженера из базы Росреестра и заключить с ним договор подряда.

Специалисту потребуется предоставить доступ к территории и показать документацию, на основании которой параметры надела изменились. Когда план будет готов, инженер отправит его в Росреестр. Если владелец участка хочет получить бумажный вариант документа, ему следует упомянуть об этом в тексте договора подряда.

Для внесения изменений в ЕГРН правообладатель территории должен подать в государственные органы соответствующее заявление. Заявку можно передать через портал Госуслуг, филиал Росреестра или МФЦ.

Дополнительно надо предоставить бумаги, подтверждающие право собственности, а также документы, подтверждающие, что данные были изменены на законных основаниях, например, решение суда, акт приемочной комиссии.

Государственный земельный кадастр — это свод данных о правовом статусе, точном адресе и положении все учтенных территорий России. Часть информации доступна для всех заинтересованных лиц. Поставить надел на учет обязан каждый собственник. Если сроки будут упущены, доказать свои права на территорию станет невозможно.

Источник: https://pravoved.online/kadastrovyj-uchet/zemli-v-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.