Как научиться работать с картой по географии

Работа с картой на уроках географии

Как научиться работать с картой по географии

Работа с картой на уроках географии

Цели:

  • Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.
  • Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами по географии.
  • Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами.

План

Актуальность темы.

Методические приемы работы с картой.

Актуальность темы.

Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: “Карта – второй язык географии”, притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации.

Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий.

В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.

Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний.

Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.

В учебниках содержится много практических заданий и упражнений, позволяющих школьникам овладеть картографической азбукой. Однако некоторые задания, а также содержание текста не всегда понятны учащимся. Это обязывает учителя тщательно продумать методические приемы ознакомления учащихся с новыми картами.

На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа компонентов первого порядка.

В подчинении к ней находится группа компонентов второго порядка.

Например, в состав группы “картографические умения и навыки” входят три взаимосвязанных компонента: чтение карты, картографические умения и навыки, картосоставительские умения и навыки.

Структура картографических знаний

Картографические представленияКартографические понятияКартографические умения и навыки
Картографические умения и навыкиЧтение картыКартосоставительские умения инавыки
Картографические представления о размещении и взаиморасположении предметов и явлений на карте.Пространственные представления о размещении и расположении предметов и явлений.Представления о конфигурации отдельных географических объектов.Представления о динамике изменения и движения объектов и явлений.Общее понятие о географической картеПонятия о различных типах картПонятие о масштабеПонятие о градусной сеткеПонятие о различных способах изображения географических объектов и явлений на картеОпределение и измерение по карте расстояний, направленийОриентирование по карте в размещении, взаиморасположении географических объектов и явленийОпределение по карте высот и глубинОпределение направлений и географических координат на карте в градусах и километрахРасшифровка символики карты (чтение легенды)Распознание объектов по условным знакамВоспроизведение названия и описание внешних признаков объектов (номенклатура)Выявление способов изображения объектов и явлений на картах различного содержания. Их анализСоставление описания по карте единичных географических объектовОпределение географического положения объекта на картеОпределение смены природных компонентов по меридианам и параллелям, от подножия гор к вершинамСоставление сравнительных характеристик географических объектов и явленийУстановление связей, взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными объектами и географическими явлениямиУстановление основных черт компонентов природы, природных комплексовСоставление комплексной характеристики территорииОпределение закономерностей размещения явленийСоставление описаний и характеристик отдельных территорий (государств, экономических районов)Составление картосхемНанесениеотдельныхобъектов иявлений на контурнуюкартуСоставлениекарт различного содержанияна основеконтурнойкарты

Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:

  • Прочитай название карты.
  • Ознакомься с легендой карты.
  • Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
  • По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
  • Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
  • Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
  • Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.

Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.

Например, при описании гор используется такой план:

  • В какой части материка расположены горы?
  • В каком направлении вытянуты горы?
  • Какова их протяженность?
  • Какова наибольшая высота?
  • Где расположены наивысшие точки гор?
  • В чем особенности горных хребтов?
  • К какому типу гор они относятся?

Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:

Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.

По каким признакам на карте можно определить время их образования?

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:

  • описание отдельных объектов,
  • описание отдельных территорий
  • комплексное описание ПТК
  • экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.

Чтение карты предполагает использование приема сравнения.

На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:

  • Выбери объекты для сравнения.
  • Отбери необходимые карты.
  • Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
  • Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
  • Объясни причины различий и сходства.

Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:

  • Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.
  • Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
  • Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
  • Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.
Название экономических зонПоказатели
ТерриторияНаселениеПриродные ресурсыПромышленная продукцияСельхозпродукция
ЗападнаяВосточная

В процессе обучения географии широкое применение находит прием наложения карт. Он заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания.

При этом особую значимость приобретает умение использовать приемы сравнения и сопоставления различных тематических карт.

Так, например, для того чтобы установить зависимость между формами рельефа, тектоническими структурами и районами распространения полезных ископаемых, важно иметь в наличии физическую, тектоническую карты и карты месторождений полезных ископаемых.

Выявить взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми. (Сопоставляя содержание карты “Строение земной коры” и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)

Карта “Строение земной коры” (крупная тектоническая структура)Физическая карта мира(форма рельефа)Наиболее распространенные полезные ископаемые

Вывод:

Методические приемы работы с картами, обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии.

1. Определить в программе систему практических работ по картам.

Необходимо выявить:

какими путями будет осуществляться систематическая работа с картами при изучении географии

как будут подводиться учащиеся к пониманию построения карт, к пониманию “языка” карт различного содержания

какие практические работы предусматривают постепенное повторение и расширение навыков чтения карт различного содержания

какими практическими работами подготавливаются учащиеся к составлению комплексного описания природы, характеристики отдельных территорий и районов, используя прием наложения карт.

В процессе работы задания подбираются такие, которые постепенно усложняют работу с картами от класса к классу.

2. Упражнения в методических приемах первого ознакомления учащихся с картой.

Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой – это не простой пересказ содержания легенды, а целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой.

3. Учитель должен отобрать описательный материал к отдельным объектам природы с целью формирования, у учащихся четких единичных представлений. Задания предполагают показ на карте учащимся объекта первый раз.

Учитель отбирает объект, заинтересовавший своими особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки).

Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ с картами

Учитель должен определить:

  • какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;
  • постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний
  • уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ

Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного содержания, составить план контрольных работ.

План контрольных работ по картам

КлассПо топографическим картам, цели проверки и содержание работПо контурным картам, цели проверки и содержание работПисьменные работы по чтению и наложению карт

2. Подготовить задания к контрольным работам на проверку умений учащихся, читать и понимать карту.

Задания должны быть творческого характера, учитывать какие именно знания и умения подлежат проверке, на сколько задания отвечают занимательности, доступности, полезности.

3. Проверить умение производить измерительные работы на карте и глобусе.

4. Определить содержание и приемы проведения контрольных работ по контурным картам.

Учитель должен четко представлять объем номенклатуры по классам. Чтобы правильно выбрать содержание диктантов и других работ.

5. Составить задания для проверки у учащихся умений производить различные умственные действия при работе с картами.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabota_s_kartoj_na_urokah_geografii_203637.html

Методика работы с географическими картами

Как научиться работать с картой по географии

ГКОУ РД «Кировская СОШ Тляратинского района»

методическая разработка

«Методика работы с

географическими картами»

Составил:

Гусейнов Мурад Курамагомедович
учитель географии

Введение

Среди средств обучения географии ведущее место принадлежит географической карте. Карта позволяет ориентироваться в пространстве, извлекать разнообразную информацию.

В школьной географии существуют только учебные карты, к которым предъявляются определенные требования: генерализация, информационная емкость изображаемого материала, обозримость, наглядность.

По функциональным свойствам карта: объект изучения, источник знаний, средство наглядности.

Классификация учебных карт.

Школьные карты делятся в соответствии с учебными целями по способам их применения на настольные и настенные.

Карты классифицируются по территориальному охвату: мировые, океанов и морей, материков, государств, областей, районов; по специализации: общегеографические и специальные.

Общегеографические карты делятся на крупномасштабные 1:200000, среднемасштабные 1:200000-1:1000000 и мелкомасштабные 1:1000000 и мельче.

Специальные карты делятся на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические).

Специальные так же делятся на общие и частные (отраслей).

Общегеографические: карта полушарий, политическая карта мира и отдельных материков, физические карты мира и отдельных материков и их частей, физическая карта России.

Специальные: климатическая, карта природных зон, карта растительности, почвенная карта, карта сельского хозяйства, карта населения, карта машиностроения, карта транспорта.

В преподавании используются типы картографических произведений:

географические глобусы, профили, рельефные карты (объемное изображение), блок-диаграммы (особенности внутреннего строения).

картографических знаний в школьной географии.

Необходимо выделить: 1) знание об особенностях карт (карта как объект изучения); 2) знание географического содержания, заложенного в карте, т.е. карта как источник знаний и как средство наглядности.

Обучаемость школьников в работе с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.

Понимать карту – значит, усвоить главные свойства карты, знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географической карты. Понимание карты включает знания геодезической основы (параллели и меридианы), знания математической основы (проекции, масштаб, картографические искажения).

Читать карту – значит, распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты. Сложное чтение – установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение сведений, полученных из карты.

Знать карту – понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт.

Требования к учащимся в знание карты и умении ее читать.

  1. Знание программной географической номенклатуры.

  2. Знание условных знаков карты и понимание ее построения.

Обучение чтению карты слагается из двух последовательных стадий:

1)Школьники учатся давать описание объектов и территорий на основе сочетания условных обозначений и надписей.

2)Учащиеся учатся истолковывать карту, и вскрывать взаимосвязи и зависимости, признаки, которые на карте непосредственно не показаны.

Например, в отношении пустыни Сахары: на первой стадии учащиеся должны уметь на основе физической карты охарактеризовать рельеф и отметить слабую гидрографическую сеть.

На второй стадии, школьники должны уметь сделать логические умозаключения: о свойстве озер (соленые, бессточные), о климате (жаркий, сухой), о характере заселения (низкая плотность, размещение вдоль больших рек) и т.д.

Умение читать карты включает в свой состав: умение читать условные знаки, умение пользоваться картами любой проекции и любого масштаба, различного содержания, умение элементарно разобраться в картографической сетке карты, в масштабе, контурах, надписях, уметь определять географические координаты, расстояния, направления, размеры, формы и положение географических объектов, умение устанавливать взаимосвязи географических объектов.

Формирование умений работы с картами.

Подведение учащихся к пониманию карты.

Карта дает математически точные данные о картографируемых объектах. Чтобы учащиеся правильно поняли построение карты и отражение на ней действительности, надо подводить к изображению местности на карте постепенно.

Наиболее правильный путь подведения учащихся к пониманию построения карты – это последовательный переход от ориентирования на окружающей школу местности к построению плана, а от плана к карте.

Учащиеся должны быть подготовлены к пониманию плана. Для этого им необходимо последовательно усвоить:

-ориентирование на местности;

-изображение направлений на чертеже;

-измерение расстояний на местности и их изображение в масштабе на чертеже.

Ознакомление учащихся непосредственно с планом проходит три этапа:

1)сначала выполнение чертежа небольшой площади (класс, школа);

2)глазомерная съемка плана более значительного участка на местности;

3)работа с топографическим планом.

После этого подведение учащихся к пониманию карты обеспечивается их ознакомлением с градусной сеткой и переходом от топографического плана к крупномасштабной карте, а от нее к карте мелкого масштаба.

Очень важны такие приемы, как объяснение условных знаков топографической и географической карт, как сопоставление карты с картиной. Это дает учащимся знание условных знаков и вместе с ним подводит их к пониманию построения карты.

Обучение чтению карты и приемы работы с картами.

Умением читать карту учащиеся овладевают постепенно в связи с изучением географического материала. Сначала учащиеся знакомятся с общегеографическими картами, затем переходят к специальным картам.

Обучение чтению карты происходит с помощью специальных упражнений, когда новый материал излагается на уроке с использованием карты как источника знаний.

Учитель ставит вопросы, ответы на которые они вычитывают из карты, последовательным рядом вопросов они подводятся к выводам и обобщениям. Если на первых порах большую роль в обучении чтению карты играют специальные упражнения, то в дальнейшем эти умения развиваются в основном путем самостоятельных работ учащимся по карте в процессе изложения материала.

Чтение карты происходит в несколько стадий:

-на первой стадии дети учатся первичному чтению условных знаков по обзорной физической карте. Например, учитель задает вопрос:

Чем отличается поверхность Западной Европы от поверхности Восточной Европы? Учащиеся: в Западной Европе преобладают горы, а Восточной Европе -равнины.

Учитель предлагает назвать и показать на карте истоки и устья главных рек Европы, что учащиеся и делают, пользуясь условными знаками карты.

– на второй стадии, чтение карты усложняется. Учащиеся пытаются описывать географические объекты на основе показанных на карте условных знаков.

-на третьей стадии, учащихся обучают вычитывать из карты с помощью ассоциаций и не обозначенные данные. Например, засушливость климата района устанавливается на основе косвенных данных (наличие песков, соленых озер). Усложнение чтения карты идет по линии все более широкого применения специальных физических и экономических карт.

Чтение карт можно строить иначе. Учитель дает планы характеристик по карте каждого географического объекта (моря, горного хребта, реки), которые ученики должны знать. На уроке, вызванные для ответа учащиеся рассказывают по этому плану, используя при ответе стенные карты, другие дополняют с мест.

Только после того, как закончена работа по карте учитель сообщает данные, не видные из карты. Например, по озеру Байкал такая коллективная работа по карте может дать учащимся следующие сведения.

Байкал находится в южной части Восточной Сибири, вытянут с юго-запада на северо-восток, имеет удлиненную форму, берега высокие, гористы, глубина 1620 (1637) м. Так как в озеро впадает много рек, а вытекает одна – оно пресное, проточное. Оно поздно замерзает и вскрывается.

Наряду с классной работой возможны домашние задания по самостоятельной характеристике объектов на основе карты.

Представить карту – значит, ознакомить с заголовком, легендой, размещением дополнительных данных. Затем прочитать масштаб и усвоить обычные ориентиры. Например, предложить ученикам найти на карте местожительство, затем познакомить с математической основой. Первое знакомство с картой необходимо завершить первыми пробами работы с ней (задания по чтению и использованию карты).

Главные картографические умения:

1) 6 класс: ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты и без нее, измерять расстояния на местности, определять азимуты, определять направления по карте, географические координаты, читать по карте рельеф.

2) 7 класс: характеризовать по тематическим картам отдельные компоненты природы: рельеф, климат, почвы, природные зоны, растительность, животный мир; сравнивать особенности компонентов на разных материках; составлять комплексное описание природы определенных регионов по нескольким картам, используя прием наложения и сопоставления карт, анализировать и обобщать данные карт, объясняя закономерности.

3) 8 класс: при изучении физической географии России и сопредельных государств, свободно переносить знания и умения в работе с картами на конкретные территории России, более глубоко постигая сущность природных явлений и процессов, развивать умения комплексного использования карт при составлении характеристик ПТК, проводить оценку территорий по картам с целью их хозяйственного использования.

4) 9 класс: читать и анализировать социально-экономические карты; устанавливать зависимость размещения хозяйства от природных условий, давать по картам экономической географии характеристику страны, района, промышленного узла, города, проводить оценку ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран, оценивать миграционные потоки, составлять картограммы и картодиаграммы»

В учебном процессе часто используется прием сопоставления (наложения) карт.

Этот прием позволяет учащимся выявлять взаимосвязи различных географических явлений и устанавливать простейшие географические зависимости и закономерности.

В физической географии сопоставляются общегеографические и специальные тематические карты.

Например, сопоставление физических и климатических карт Азии позволяет установить влияние рельефа на климат различных областей. В экономической географии сопоставляются физические карты и экономические.

Например, для установления взаимосвязи между специализаций промышленности и размещением минеральных ресурсов.

Изучение географической номенклатуры.

Учащиеся, усваивая названия географических объектов:

– одновременно запоминают характеризующие их фактические сведения и местоположение на карте,

-другим условием является правильно организованная работа с картой.

Должна идти работа, при которой работают зрительная, двигательная и словесно-смысловая память; надо называть объект, сразу показывать местоположение на карте и сопровождать пояснением.

Так же требования предъявляются к учащимся. Учитель четко произносит название, в отдельных случаях пишет на доске, показывает на стенной карте, предлагает найти в атласах.

Необходим и контроль за правильностью картографических представлений, например, называя Нижний Новгород и показывая на стенной карте учитель предлагает охарактеризовать географическое положение города.

Можно использовать цветные флажки, условные знаки, таблички, цветные фигуры, стрелки – они фиксируют внимание учащихся на определенных пунктах или местах на карте, содействуя их закреплению в памяти. Стоять у карты лицом к свету, не заслоняя ее.

Вычерчивание картосхем на классной доске.

Одним из методических приемов, способствующим усвоению карты является вычерчивание картосхем на классной доске. Учитель по ходу изложения постепенно создает на классной доске картосхему, соответствующую по содержанию излагаемому материалу.

В картосхему водятся только самые важные данные, что следует запомнить. Основная задача картосхем – показать расположение объектов, поэтому не нужна градусная сеть, а контуры могут быть весьма упрощены.

Выверчивая на классной доске картосхему, учитель показывает на стенной карте все, что им наносится на чертеже, а учащиеся находят отмеченные объекты в атласах.

Наиболее простые схемы-схемы железнодорожного Московского узла, схема электростанций на Волге и Каме. Сложные схемы, где нужно создать контуры материков, границы районов, учитель использует цветные мелки, что увеличивает выразительность.

Литература:

  1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1991.

  2. Берлянт А.М. Карта – второй язык географии (очерки по картографии). М.: Просвещение, 1987.

  3. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации// География в школе.- 1990.- №2

  4. Грюнберг Т.Ю. Картографические понятия в школьной географии. М.: просвещение, 1979.

  5. Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1966.

  6. Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.- 320с.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/metodika-raboty-s-geograficheskimi-kartami.html

Приемы работы с картой на уроках географии Уроки географии /

Как научиться работать с картой по географии

Приемы работы с картой на уроках географии. Цель: Формирование интереса учащихся к географическим знаниям с помощью технологии развивающего обучения. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.

Термин «развивающее обучение» сейчас трактуется очень широко, настолько широко, что почти любое обучение объявляется развивающим. Любое педагогическое действие имеет своей целью развитие ребенка. С этой точки зрения обучение в любой форме есть элемент развития, а следовательно любое обучение всегда является развивающим.

По способу мотивации деятельности ребенка-субъекта образовательного процесса, технологии развивающего обучения разделяются на группы, учитывающие различные потребности, способности и другие качества личности.

С моей точки зрения суть развивающего обучения сводится к развитию умения самостоятельно извлекать информацию, критически ее перерабатывать и самостоятельно делать из этой информации выводы. По способу мотивации деятельности ребенка я сторонник технологии развивающего обучения И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова, которая предусматривает развитие творческого мышления.

Мышление не является единственной задачей развивающего обучения. Мышление, память и внимание это основная база для развития личности. Развивающее обучение преследует три главных цели: развитие логического мышления, развитие памяти и развитие внимания.

Приведу некоторые приемы при работе с политической картой для развития памяти, внимания, логического мышления, которые я использую в своей работе.

 «Навигатор». Ученик поворачивается спиной к карте. Мысленно путешествуя по карте, ученику предлагается назвать страны, по которым пройдет его путешествие из заданной учителем страны в конечную точку.  Например, какие ты страны сможешь посетить, совершая путешествие из России в Испанию.

«Навигатор 2». У карты два ученика. Один стоит к карте спиной, другой начинает движение указкой по карте, рассказывая о направлении и тех странах, которые встречаются на его маршруте. Учитель говорит «Стоп». Стоящий спиной к доске ученик, должен назвать страну, на которую в данный момент показывает указка. Ученики меняются местами, если дан правильный ответ.

«Цепочка». Перед учениками, лежат атласы с политической картой.

Учитель называет страну или столицу и ученик должен найти на карте страну или столицу, начинающуюся  на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем.

За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту.

 «Буква». Ученикам предлагается написать за определенное время как можно больше названий столиц или стран, на определенную букву.

«Силуэт». Ученик должен узнать страну по силуэту. Силуэт страны изображается на бумаге или доске с прилегающими к ней странами.

«Река-столица». Ученикам предлагается  назвать столицы (города) стоящие на реках. Провести можно в виде состязания.

 «Дуэль». Для дуэли к карте вызываются два ученика. Первый ученик задает вопрос по карте, второй должен на него ответить. Затем ученики меняются.

«Географический диктант». Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся.

Наиболее распространенной формой диктанта, является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер. Второй тип диктанта это диктант по терминологии.

В этом случае учениками в тетради пишутся несколько географических терминов, а учитель вслух читает дефиниции данных терминов под номерами. Ученик же должен напротив каждого термина поставить соответствующий номер.

«Найди общее». Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего. Например: Алжир – Саудовская Аравия.

1. Обе пересекает Северный тропик.

2. Исповедуют ислам.

3. Обе страны относятся к афразийской языковой семье.

4. Плотность населения 20чел./км2.

5. Преобладание мужского населении.

«Поиск аналогов». Учитель называет город, а ученики должны найти как можно больше его аналогов. Например, возьмем город Дели.

Дели  – Дакар (Оба начинаются на букву «Д»)

Дели – Бразилиа (Современные столицы)

Дели – Исламабад (Обе Расположены далеко от морей)

Дели – Мадрид (Оба расположены в северном полушарии)

Дели – Каир (Столицы с одинаковым количеством жителей)

Дели – Найроби (Обе расположены в зоне саванн) и т. д. и т.п.

«Классификация стран». Классификация  может быть различна. Например, распределить предложенные страны по численности, по охвату  территории, по вероисповеданию, по ВВП, по уровню развития, по формам правления и т.д. Или предложить сгруппировать страны, по каким либо признакам.

«Контур». Интересно проходит проверка знаний с использованием настенных контурных карт. На этих картах можно писать фломастером на водной основе, который легко стирается с ламинированной карты.

У ученика на листе написаны страны и столицы под номерами, и он расставляет на настенной контурной карте  фломастером цифры, или подписывает эти названия.

«Угадай страну». На контурной, настенной карте, страны отмечены цифрами. Учитель называет одну из особенностей той или иной страны. Ученик должен записать в тетрадь нужный номер.

ИКТ

Кроме настенных контурных карт, я на своих уроках использую интерактивные географические карты при объяснении материала и при проверке знаний.

Информация, представленная на этих картах, помогает оживить урок.  Можно  показать как выглядит тот или иной географический объект, а при использовании политической карты – показать страны и прочитать о них информацию.

При проверке знаний с этих карт снимается несколько слоев географической информации (названия), и ученики или учитель при помощи электронного маркера наносит географические объекты.

Эти карты очень удобно использовать на интерактивных досках.

Приемы работы с интерактивными картами. При выполнении этих заданий снимается слой «Названия объектов» 1.Вызываются два ученика. Один пишет названия стран, другой их ставит на место. 2. Учитель пишет номера на карте, ученики пишут названия стран в тетрадь. 3. Карта увеличивается в размере, и учитель просит определить страну по небольшому фрагменту.

4. При помощи таких карт и интерактивной доски, ученики с интересов выполняют творческие задания. Например, а) при помощи электронного маркера ученик может показать, как изменятся границы государств при определенных условиях, можно пофантазировать; б) показать (нарисовать) транспортные пути, миграции населения, полезные ископаемые, промышленность и др.

Источник: http://mygeograph.ru/priemy-raboty-s-kartoj-na-urokax-geografii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.