Как работать с контурной картой

Рекомендации при работе с контурной картой

Как работать с контурной картой

Соответствуют ФГОС Российской Федерации

ВНИМАНИЕ!

ДАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОМОГУТ ВАМ

СФОРМИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ В ГЕОГРАФИИ,

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС РФ.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ШКОЛЬНЫХ

ПРЕДМЕТАХ ПОЗВОЛИТ  ВАМ

СТАТЬ УСПЕШНЫМ УЧЕНИКОМ!

КОМПЕТЕНТНЫЙ УЧЕНИК –

КОМПЕТЕНТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ

В БУДУЩЕМ!

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИ РАБОТЕ С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу, а поэтапно при выполнении заданий практической работы.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание в тетради для практических работ. Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, географических карт и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения практической работы на контурной карте.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

6. Сориентируйтесь по контурной карте, сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой. Определите, где находятся объекты, которые нужно нанести на карту.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

8. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

9. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках.

10. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Все названия на карте пишут синей ручкой и печатным шрифтом.

11. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту “лишней информации”. Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.

12. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).

13. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

14. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.

15. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

16. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

17. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.

18. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты, которые обозначаются цифрами.

19. Контурная карта или практическая работа сдаётся учителю на проверку своевременно в указанный срок в соответствие с программой.

  Соответствуют ФГОС Российской Федерации

Критерии оценки практических и самостоятельных работ по географии

Оценка “5”.

Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности.

Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа выполнена в соответствие с рекомендациями по выполнению практических работ.

Оценка “4”.

Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.)

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Оценка “3”. Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполненных на “отлично” данную работу учащихся.

На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома).

Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Оценка “2”. Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.

Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Оценка «1». Выставляется в том случае, если работа не выполнена и не сдана на проверку.

  Соответствуют ФГОС Российской Федерации

Критерии оценки устных ответов учащихся

по географии

Оценка “5”.

Выставляется в том случае, если ответ, правильный, полный, самостоятельный, ученик сопровождает ответ работой по соответствующим географическим картам, отлично знает географическую номенклатуру, глубоко понимает и излагает причинно-следственные связи, отвечает на вопросы по соответствующим планам. Ученик в ответе использует дополнительную информацию из различных источников информации. Ученик может провести самоанализ ответа, внимателен к ответам учеников класса, может дополнить их, оказать помощь в устном ответе.

Оценка “4”.

Выставляется в том случае, если ответ, правильный, полный, но ученик может испытывать небольшие затруднения в самостоятельном и последовательном изложении учебного материала, в основном, понимает и излагает причинно-следственные связи, хорошо знает географическую номенклатуру. Ученик может самостоятельно скорректировать свой ответ по указанию учителя. Ученик может провести самоанализ ответа.

Оценка “3”.  Выставляется в том случае, если ответ в основном правильный, но есть неточности по сути раскрываемых вопросов, ученик не может самостоятельно построить ответ, но отвечает на вопросы учителя и сопровождает свою работу показом по географической карте, знает большую часть географической  номенклатуры. Ученик затрудняется в  проведении самоанализа ответа.

Оценка “2”.  Выставляется в том случае, если есть серьёзные ошибки по содержанию учебного материала, ученик не ориентируется в картографическом материале, не демонстрирует знание причинно-следственных связей.

Оценка “1”. Выставляется в том случае, если ученик отказывается отвечать на поставленный вопрос или заявляет о том, что к уроку полностью не готов по изученной теме.

Дополнительные занятия по географии  проводятся по вторникам

с 14.15. до 15.00.

  Соответствуют ФГОС Российской Федерации

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ

1.Внимательно прочитайте  домашний параграф.

2. При чтении параграфа обратите внимание на географические названия, которые указаны в параграфе, их обязательно нужно найти на географической карте и запомнить их расположение, чтобы уверенно их показывать при ответе на настенной географической карте.

3.Если в параграфе приводятся схемы, диаграммы, таблицы их необходимо проанализировать, выявить закономерности физико-географических или экономико-географических явлений и процессов.

4.Обратите внимание на рисунки и фотографии, так как они раскрывают суть изучаемого учебного материала или демонстрируют определенные участки Земного шара.

5. В тексте параграфов определения выделены на синем фоне, их необходимо выучить, на желтом фоне указаны географические названия, обратите внимание на выводы, которые приводятся на красном фоне.

6.Завершить работу над параграфом нужно, устно отвечая на вопросы в конце параграфа.

7.При необходимости домашний параграф перечитывают весь, или отдельные его части, которые вызвали определенные затруднения.

8.Если на дом заданы,  для повторения, ранее изученные параграфы, то подготовку рационально начать с них, так как они помогут освоить новый учебный материал.

9.Заканчвая изучение темы, проверьте свои знания, следуя информационному маршруту «Легкий экзамен».

УЧЕБНИК ПОМОЖЕТ ВАМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ  В СОБЫТИЯХ  И ФАКТАХ.  ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА В ИЗУЧЕНИИ ОБОЖАЕМОЙ МНОЮ НАУКИ – ГЕОГРАФИИ!

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ – МАРИЯ ГРИГОРЬЕВНА.

Источник: https://pandia.ru/text/80/479/95094.php

Работа с контурной картой- одно из средств практического обучения истории

Как работать с контурной картой

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться историческими картами является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

Из опыта работы учителя истории и обществознания Лапушкиной В.А., МБОУ лицей№6 им. Г.Н. Флёрова, г. Дубна Московской обл.

Тема: «Работа с контурной картой- одно из средств практического обучения истории»

Вступление

«Изучая дедов, узнаём внуков, т.о. изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живём, как и к чему мы должны стремиться» (В.О. Ключевский)

Более 40 лет преподаю историю в школе. Хочу поделиться своими размышлениями по поводу значения работы с картой на уроках. История отвечает на вопросы: что? где? и когда? произошло. Мой многолетний опыт показал, что игнорировать работу в контурных картах нельзя.

Сегодня в современной школе существует проблемы научить детей понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию.

На уроке все события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Формированию у учащихся пространственных представлений способствует работа с исторической картой.

Работа с картой является неотъемлемым элементом урока истории, учащиеся должны ориентироваться в пространстве исторической карты, уметь «читать» её. Ученикам при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца.

В своей деятельности они под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное. Контурная карта на уроках истории помогает: повторять изученный материал по теме, развивает исследовательские умения и навыки, способствует развитию их практических умений.

Учащиеся становятся более инициативными и самостоятельными. Эта работа даёт результат лишь в том случае, если она ведётся целенаправленно и систематически.

Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у учащегося. С первых уроков изучения истории в 5 классе объясняю, какую роль играет историческая карта в изучении истории. Очень важно использовать на уроках истории одновременно настенную карту и атласы, которые должны быть у учащегося на парте.

Уже в 5 классе необходимо определять уровень знаний и умений, необходимых для работы картой.

Пятиклассники в начале работы с картой действуют по образцу, находят тот или иной объект, границы страны, на карте, атласах учебника, показанные учителем на настенной карте; повторяют словесное описание местонахождения той или иной страны и др.

Затем учащиеся самостоятельно: 1) находят объект на карте по словесному описания данному учителем; 2) определяют словами местонахождение показанного на карте и названного учителем объекта.

Кроме того, пятиклассники учатся пользоваться картой как источником знаний: на основе легенды карты извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из неё занятий людей; описывать границы государства. направления военных походов и т.д.

Один урок я использую для объяснения как работать с контурной картой, чтобы впоследствии учащиеся могли выполнять задания самостоятельно.

Историческая карта отличается от географической (физической) карты. Привычные учащимся цвета получают иное значение на исторических картах. Зелёным – показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия. Особенностью исторической карты является раскрытие динамики событий и процессов.

На исторической карте легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий, или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают стрелки, места сражений – скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших – точки.

Для эффективности работы учащиеся могут пользоваться памяткой. Памятка является помощником родителей для контроля.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться историческими картами является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

При появлении новой для ученика исторической карты, в ходе беседы, выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает, какой хронологический период истории на ней отражён.

Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду карты).

Приёмы формирования умений работы с исторической картой.

Главное умение работы с картой – это умение читать историческую карту. Это умение опирается на правильное выполнение определённых требований учителя:

         1 требование – систематически обращаться к легенде карты. Учащиеся должны знать значение условных обозначений, уметь пользоваться ими.

         2 требование – определять географическое положение изучаемых государств. При этом учитель объясняет, что необходимо указывать: материки, океаны, моря, реки, горы и соседние территории.

         3 требование – устанавливать, какое время (век, год) и какую территорию охватывает карта.

Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, т.к. она является важным и особым источником знаний о прошлом.

На основе, извлекаемой из карты информации, учащиеся учатся анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания, делать обобщения.

Полученная в результате проверки задания информация позволяет судить как о работе класса в целом, так и об успехах каждого ученика. Контурная карта является своеобразным средством самоконтроля преподавателя, выявляет его недоработку.

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой.

Эта работа даёт результат лишь в том случае, если она ведётся целенаправленно и систематически.

В старших классах формируется наиболее общее умение учащихся: систематизировать, обобщать и использовать в своих ответах фактические данные, извлечённые путём анализа содержания карт со сложной нагрузкой, в первую очередь тематической: «Революция 1905-1907гг в России», «Великая Отечественная война» и т.д. От класса к классу, усложняются их действия при работе с картой, растёт уровень самостоятельности.

В итоге, изучая исторический материал, учащийся от класса к классу узнаёт о приёмах работы с картой, учатся получать необходимую информацию, осознанно воспринимать события и явления истории.

В помощь учащимся и их родителям составлена памятка.

Памятка учащимся для работы с контурной картой.

Что такое контурная карта?

– Историческая контурная карта – это особый вид карт, позволяющий изобразить любые объекты, процессы, события с помощью условных обозначений.

– Контурные карты называются так потому, что на них обозначены только общие очертания тех или иных объектов.

  Зачем нужно выполнять задания в контурной карте на уроках истории?

  – Заполнять контурные карты на уроках истории учащимся задают для того, чтобы они лучше усвоили материал;

– Задания, выполняемые в контурной карте, развивают память, внимание, художественное воображение и пространственное восприятие;

– Задания, выполняемые в контурной карте, способствуют запоминанию картографического содержания.

Легенда карты – это перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на неё. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.

Порядок выполнения работы в контурной карте.

  1. При выполнении задания в контурной карте, как правило, используется атлас или карта учебника.
  2. Прежде чем приступить к работе, необходимо определиться с темой и периодом, по которому будете выполнять задания. Каждая контурная карта и карта атласа имеют название. Необходимо по теме контурной карты найти соответствующую карту атласа. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
  3. Прочитайте задания, которые необходимо выполнить в контурной карте и проанализируйте карту атласа, ее легенду, найдите соответствующие обозначения, определитесь, как и где вы будете наносить обозначения на карте. Для того, чтобы определить, как расположить тот или иной объект, в контурных картах есть подсказки: подписаны реки, территории государств условно обозначены контуром, подписаны и обозначены моря (если они не подписаны на карте их названия необходимо подписать).      5. В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить её легенду (на специально отведённом на карте месте или на полях карты):                   2) Подписывать, что обозначает каждый из условных знаков. Например, значок, которым вы обозначьте места сражений, вид и цвет стрелки, которой вы обозначаете направление завоевательных походов, цвета закрашенных вами территорий и т.д.7. При закрашивании территорий обязательно обратите внимание, где территория закрашивается более темным цветом, а где более светлым цветом – это имеет значение. Закрашивание должно наноситься аккуратно и так, чтобы были видны надписи, не прослеживались штрихи закрашивания от карандаша.9. В контурной карте необходимо заполнить условные обозначения, т.е. вы создаёте легенду своей контурной карты. Без заполнения условных обозначений будет непонятно, как вы выполнили задания и что, где обозначили.11. Если подписи городов или других объектов слишком длинные и занимают много места, поставьте цифру и поясните ее в легенде карты, надписи не должны выходить за территории названия, также не должны наслаиваться друг на друга, должны быть чёткими. Большие города пишутся более крупными буквами, маленькие менее крупными. Как правило, используются печатные буквы.  
  4. Нормы оценок работы с исторической картой Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся читает легенду карты; • правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию; • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты; • правильно и в полном объёме выполняет задания по контурной карте. Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся • допускает неточности при чтении легенды карты; • описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объёме используя картографические термины; • затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений; • не в полном объёме выполняет задания по контурной карте. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации; • не соотносит историческую информацию с картой; • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • не умеет читать легенду карты; • не распознает историческую информацию, представленную на карте; • отказался работать с контурной картой
  5. 12. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один балл).
  6. 10. В контурной карте выполняются только те задания, которые даны или в самой контурной карте, или учителем. Учитель может конкретизировать задание.
  7. 8. Обозначения должны наноситься правильно, как в легенде карты атласа (в легенде чётко указано, как обозначить ту или иную битву, границы, зависимость территорий от других государств и т.д.).
  8. 6. Заполнение контурной карты необходимо делать цветными карандашами, подписывать города, государства и т.п. ручкой (но не гелевой). Категорически запрещается использовать фломастер, краски, гуашь.
  9.                    1) Обозначить условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы задания
  10.      4. Правильно подпишите географические и исторические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; названия рек подписывают по течению реки: от истока к устью, надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но чётко.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/istoriya/-rabota-s-konturnoy-kartoy--odno-iz-sredstv-prakticheskogo-obucheniya-istorii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.