Какие земли нельзя приватизировать

Содержание

Приватизация каких земельных участков запрещена (не подлежат) – в 2020 году

Какие земли нельзя приватизировать

Приватизация территориальных наделов представляет собой способ получения земли в личное пользование от государства или местных муниципалитетов. Рассматриваемая процедура проводится в соответствии с федеральным законодательством.

Для понимания особенностей того, приватизация каких земельных участков запрещена, необходимо ознакомиться с нормами законодательства, с важными моментами, с перечнем земель, а также с возможностями законного оформления собственности и стоимостью совершаемой процедуры.

Что говорит закон

Исчерпывающий список земельных участков, изъятых из постоянного оборота и не подлежащих участию в приватизационных процедурах, указан в статье 27 действующего Земельного Кодекса РФ.

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Среди земель, включенных в перечень, требуется выделить следующие:

  • государственные природные заповедные зоны;
  • федеральные парки;
  • объекты, находящиеся в распоряжении Вооруженных сил РФ;
  • объекты ФСБ;
  • гражданские захоронения;
  • сооружения инженерного типа;
  • коммуникационные линии.

Стоит отметить, что ни при каких условиях не сможет быть проведена приватизация земель, размещенных в пределах береговой линии каждого конкретного водоема.

Помимо прочего, происходит ограничение оборота лесного фонда. Полная информация об этом содержится в статье 27 Земельного Кодекса РФ.

Решение о возможности проведения приватизации принимается уполномоченными органами местного самоуправления.

Важные моменты

Приватизацией является передача государственной или муниципальной собственности в личное пользование заинтересованного гражданина или компании. Что касается обратного процесса, то он носит название национализации или муниципализации. Процедура может быть скрытой или частичной.

В первом случае происходит аренда государственного имущества на длительное время с учетом соблюдения всех юридических норм.

Что касается частичной формы, то в этих рамках происходит распродажа определенных частей территориального надела.
Законодательство устанавливает, что некоторые земельные участки изъяты из оборота.

В основном это касается заповедных зон и мест, отведенных под общее использование.

Приватизация каких земельных участков запрещена

Действующее земельное законодательство определяет специальный перечень, который содержит в себе информацию о том, какие земельные участки не подлежат приватизации.

Согласно Федеральным Законам и прочим нормативным актам, оформить право собственности нельзя на следующие категории территориальных наделов:

  • входящие в государственный/муниципальный лесной или водный фонд;
  • входящие в состав охраняемых природных объектов;
  • зараженные опасными химическими веществами или подверженные систематическому биогенному загрязнению;
  • закрепленные для реализации федеральных или муниципальных нужд;
  • располагающиеся на земельных участках, предназначенных для размещения специализированных транспортных средств или обеспечения деятельности в морских и речных портах;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Пределы береговой полосы

Запрет на приватизацию участков земли, располагающихся в пределах береговой полосы, определяется в нормах статьи 27 Земельного Кодекса РФ.

Также закрепление такого норматива проводится в соответствующем Водном Кодексе Российской Федерации. Ограничения могут быть распространены только на те участки, которые имеют протяженность около 20 метров от берега.

Рассматриваемое ограничение в первую очередь обуславливается массовостью использования земли. Стоит отметить, что для отдельных земельных объектов ширина участка может быть ограничена 5 метрами.

Заповедники и природные парки

Известно, что территориальные наделы, расположенные в границах природных и заповедных зон, были изъяты из общего оборота на основании постановлений Правительства РФ и норм Земельного Кодекса. Помимо прочего рассматриваемое ограничение в полной мере прописывается в Федеральном Законе о порядке приватизации федеральных и муниципальных имущественных объектов.

В любом случае, заповедные зоны не могут быть на законных основаниях переведены в частную собственность, а за самовольное использование предусматривается административное или уголовное наказание.

Пруды и обводненные карьеры

Земельный Кодекс, а точнее статья 27 вводит запрет на осуществление приватизационной процедуры с участием земель, на которых расположены пруды. Для таких территориальных объектов в обязательном порядке должна быть определена граница земли, отведенной для общего использования.

Определенные территориальные разграничения не могут использоваться для приватизации, хотя уже после установленных пределов вся отведенная земля может использоваться для перевода в частную собственность.

Земли общего пользования

Действующее федеральное законодательство устанавливает, что земельными участками.

Предназначенными для общего использования населения, являются те, на которых размещаются:

  • площади;
  • улицы;
  • дорожные проезды;
  • транспортные развязки;
  • набережные зоны;
  • парки и скверы;
  • бульвары;
  • общественные пляжи и так далее.

Важно отметить, что вышеуказанный перечень земель не может являться исчерпывающим, в силу его постоянного пополнения на законодательном уровне.

В целом, к рассматриваемой категории территорий могут быть отнесены все участки, находящиеся в муниципальном или государственном фондах и которыми пользуется неограниченное количество граждан.

Особо охраняемые и другие категории

Особо охраняемые участки входят в ограниченный список земель, не участвующих в обороте. Этот список в полной мере устанавливается нормами Земельного Кодекса РФ.

К ним могут быть отнесены следующие территории, находящиеся в непосредственной муниципальной или федеральной собственности:

  • те, которые располагаются в охраняемых зонах;
  • входящие в состав лесного фонда;
  • в пределах расположения водных ресурсов;
  • на которых размещаются объекты культурного наследия Российской Федерации, а также памятники, включенные в перечень всемирного наследия, культурные заповедники и зоны археологических раскопок;
  • предоставленные Вооруженным Силам РФ для размещения оборонительных систем, обеспечения безопасности граждан, распределения строений, относящихся к оборонной промышленности и для нужд таможни;
  • размещенные в закрытых и секретных муниципальных образований;
  • предоставленные для реализации нужд муниципальных транспортных организаций, в том числе тех, которые занимаются речными, морскими или воздушными перевозками;
  • отведенные под размещение объектов навигационного обеспечения воздушного движения;
  • предоставленные под использование организациям, занимающимся поставкой связи;
  • занятые объектами, входящими в состав гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства или захоронения химических веществ.

Какие земли можно оформить в собственность и сколько это будет стоить

В соответствии с нормативами действующего законодательства, регламентирующего дачную амнистию, действие которой продолжается до марта 2015 года, некоторые земельные участки могут быть приватизированы с использованием упрощенного порядка.

Это особенно актуально для тех ситуаций, когда территориальный надел был предоставлен в пользование гражданина до 2001 года. Процедура абсолютно бесплатная до окончания действия Закона.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Следующие категории земель могут быть предоставлены заинтересованным сторонам для совершения приватизационной процедуры:

Оформление официальных прав собственности на вышеназванные земельные участки является достаточно простой процедурой. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение государственного регистрационного органа и предоставить установленный пакет документации, в который входит кадастровый паспорт на объект и любое свидетельство, подтверждающее факт выделение участка в пользование.

Важно помнить о том, что актуальный закон о бесплатной приватизации действует до марта 2020 года. После окончания установленного срока приватизация станет платной, и ее фактическая стоимость будет определяться в прямой зависимости от рыночной цены и прочих параметров. Однако, существует вероятность продления программы до 2010 года.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/privatizacija-kakih-zemelnyh-uchastkov-zapreshhena/

Можно ли приватизировать земельный участок

Какие земли нельзя приватизировать

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/kto-mojet.html

Что говорит закон о приватизации земельных участков

Какие земли нельзя приватизировать

В соответствии с последними решениями Государственной думы до 1 марта 2020 года продлено действие «дачной амнистии», дающей право бесплатной приватизации земельных участков. Это значит, что после указанной даты оформить право собственности на землю можно будет только платно.

Прежде чем обратиться в государственные органы для оформления собственности, следует разобраться в том, кто и на каких условиях может бесплатно приватизировать землю, какие категории земель не подлежат приватизации, в чем состоит суть процедуры и что необходимо подготовить заранее.

федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2006 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2001 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом.

С 2001 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Приватизация как общее понятие

До 1991 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки.

Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства.

Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно.

При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога.

Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог.

Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 1996 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству.

При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах.

Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план.

Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса.

В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию.

Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной.

Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2000 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее.

Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли.

Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д.

Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них.

Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Источник: https://privatizacia.info/zakon-o-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Собственность на землю: какие категории не подлежат приватизации?

Какие земли нельзя приватизировать

Приватизация земельных участков означает переоформление прав на землю и получение их в собственность физическими и юридическими лицами. Земельный Кодекс РФ устанавливает основания для этой процедуры.

Ниже описано, в каких случаях можно приватизировать землю, и указаны категории земель, не подлежащие приватизации, а также возможные трудности, которые могут возникнуть при оформлении земли в собственность.

Перечень участков, допустимых к оформлению в собственность

Согласно закону о приватизации земельного участка, в собственность допускается оформлять следующий перечень земель:

  • участки земель, которые были выделены гражданам в целях постройки собственного жилья (о том. как оформить в собственность земельный участок под частным домом, читайте тут, а обо всех нюансах приватизации дома с земельным участком написано отдельно);
  • участки земель, которые были получены гражданами для осуществления деятельности садоводства, огородничества, дачного хозяйства, размещения гаражей и прочих объектов, установленных Законодательством РФ;
  • полученные земли с правом безвозмездного пользования, которые носят бессрочный или наследуемый характер.

Важно! Если на земельном участке находится строение или дом, собственником которого является физическое или юридическое лицо, у них есть право на приватизацию участка земли.

В случае, если на используемой земле нет строений (например, в соответствии с договором нет права возводить капитальные здания), приватизация земли все равно может быть произведена бесплатно при условии, что у заинтересованного лица есть право бессрочного пользования или право пожизненного наследуемого владения.

Территории общего пользования

Статья 1 ГрК РФ указывает, что к землям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно статье 85 ЗК РФ, земли общего пользования, на которых расположены улицы, переулки, проезды, автомобильные дороги, бульвары, площади, скверы, пляжные зоны и другие объекты, установленные Законодательством РФ, приватизации не подлежат.

Земли общего пользования имеют на своих границах:

  • линейно-кабельные сооружения;
  • трубопроводы;
  • железнодорожные и автомобильные дороги;
  • и другие подобные сооружения.

Такие границы называются красными линиями. Они отделяют земли общего пользования от территорий, которыми могут быть в собственности у физических и юридических лиц.

Внимание! Вышеуказанный перечень земель общего пользования не имеет ограничений и может пополняться в соответствии с принятыми решениями на законодательном уровне.

Площади, изъятые из оборота

Земельные участки, изъятые из оборота, находятся в федеральной собственности. К ним относятся:

  • национальные парки и государственные природные заповедники (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
  • здания и сооружения, предназначенные для ведения деятельности Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими органами и формированиями (за исключением случаев, установленных Законодательством РФ);
  • здания и сооружения военных судов;
  • объекты, в которых расположены организации федеральной службы безопасности;
  • объекты, в которых расположены органы государственной охраны;
  • объекты, предназначенные для использования атомной энергии, хранения ядерных и радиоактивных веществ и материалов;
  • объекты, в которых ведется деятельность закрытых административно-территориальных образований;
  • объекты, в которых ведут свою деятельность учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинские и гражданские захоронения;
  • линии связи и коммуникаций, инженерно-технические сооружения, созданные в целях охраны и защиты границы РФ.

Объекты местности, ограниченные в обороте

Земли, ограниченные в обороте, находятся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся:

  • земли в пределах охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, входящие в состав земель лесного фонда;
  • водные объекты на территории государственной и муниципальной собственности;
  • земли, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, включенные в Список всемирного наследия, а также земли, на которых расположены историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия и музеи-заповедники;
  • земли, которые были предоставлены в целях обеспечения безопасности и обороны, ведения деятельности оборонной промышленности, таможенной деятельности и иных нужд, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, которые используются в целях строительства, эксплуатации, размещения объектов воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, а также, предназначенные для размещения сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения;
  • земли с расположенными на них объектами космической инфраструктуры;
  • земли, на которых расположены объекты гидротехнических сооружений;
  • земли, используемые в целях производства ядовитых и наркотических средств и веществ;
  • земли, которые были загрязнены опасными отходами и веществами, а также земли, подвергшиеся радиоактивному и биогенному загрязнениям, деградациям земли;
  • земли, находящиеся в границах земель, предназначенных для государственных и муниципальных целей;
  • земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В пределах береговой полосы

В соответствии со статьей 27 ЗК РФ запрещено оформлять приватизацию на земли, расположенные в пределах береговой полосы. Это обусловлено тем, что согласно ВК РФ береговая полоса предназначается для общего пользования.

Береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль линии водного объекта общего пользования. При этом ширина такой береговой полосы составляет двадцать метров. Ширина береговой полосы каналов, рек, ручьев с протяженностью от истока до устья не больше десяти километров, составляет пять метров.

Ширина береговой полосы не определяется в отношении таких водных объектов, как болота, ледники, снежники, природные выходы подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных Законодательством РФ водных объектов.

Обводненные объекты

В статье 27 ЗК РФ указано, что земли, на которых расположены пруды и обводненные карьеры, запрещено приватизировать, если иное не установлено федеральными законами. Данные земли принадлежат государственной или муниципальной собственности . Для таких территориальных объектов определена граница земли, отведенная для общего использования.

В границах государственных природных заповедников и национальных парков

Земли государственных природных заповедников, биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных и дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных курортов и местностей являются особо охраняемыми природными территориями.

Такие земли являются объектами общенационального достояния, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Справка: в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, земельные участки, находящиеся в собственности у юридических и физических лиц, могут быть включены в земли особо охраняемых природных территорий .

Участки, не подлежащие приватизации, находятся в границах государственных заповедников и национальных парков.
На землях особо охраняемых природных территорий государственного значения запрещено:

  1. размещать садоводческие и дачные участки;
  2. строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, коммуникации;
  3. и другие объекты, не связанные с функционированием охраняемых природных территорий.

Объявление земель государственным природным заказником возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков. Также участки, на которых расположены природные комплексы, и объявленные Законодательством РФ памятники природы могут быть изъяты.

Запрет на денационализацию определенных земельных участков

Действующее законодательство устанавливает еще ряд причин, из-за которых заинтересованным лицам могут отказать в приватизации земель.

К запрету на приватизацию подлежат:

  • участки земли, которые находятся на территории определенного надела и возможно в ближайшем будущем они будут отнесены к особо охраняемым природным территориям;
  • земли, находящиеся на территории производственной зоны и которые предусматривают реорганизацию;
  • земли, которые находятся под запретом частного выкупа в соответствии с Законодательством РФ;
  • резервные земли, которые планируется использовать для реализации государственных или муниципальных целей.

Также существует ряд трудностей, из-за появления которых граждане не смогут оформить приватизацию земель:

  • необходимые документы для оформления приватизации были утеряны или пришли в негодность (какие нужны документы для приватизации ЗУ?);
  • гражданин хочет оформить в частную собственность бесхозные земли, расположенные рядом с частной территорией;
  • выявленные ошибки и данные, не соответствующие реальной информации, в отчетной документации;
  • земли с расположенными на них незаконными постройками;
  • если заинтересованное лицо состоит в садовом товариществе и у него имеется какая-либо задолженность, или если товарищество было закрыто.

Внимание! Приватизация может быть осуществлена одним гражданином или несколькими при том условии, что все правила, установленные законодательством, будут исполняться в процессе оформления приватизации.

Таким образом, чтобы получить право распоряжаться землей, нужно оформлять ее приватизацию (о порядке и способах оформления приватизации ЗУ читайте тут).

Граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть оформлены в собственность гражданами и юридическими лицами. Исключение составляют выше описанные категории земель.

Положительным моментом приватизации является то, что собственник приватизированного участка сможет распоряжаться землей по своему усмотрению, проводить различные операции с недвижимостью: продавать, сдавать в аренду, передавать в наследство, использовать в коммерческих целях.

( 1 оценка, среднее 3 из 5 )

Источник: https://pravoved.online/privatizatsiya-zu/kakie-kategorii-ne-podlezhat-etoy-pocedure

Право на приватизацию земельного участка. Необходимые условия

Какие земли нельзя приватизировать

Право владения землей дает её хозяину множество преимуществ, но не любой участок подлежит приватизации. Возможность оформления прав на государственный участок зависит от категории земли, личности заявителя и особенностей местного законодательства в отношении земельных участков.

Плюсы и минусы приватизации земель

Приватизацией земель называют переход прав владения на участок от муниципального или федерального собственника к частному. К преимуществам наличия прав собственности на участок относятся:

  • возможность дарить, обменивать, завещать по наследству или сдавать в аренду участок;
  • более высокая рыночная стоимость земли;
  • возможность разделения участка на несколько;
  • наличие компенсации при изъятии участка для нужд государства.

Изъять у гражданина муниципальную землю, предоставленный в пользование, значительно легче, чем отобрать принадлежащий по праву собственности участок. Чтобы изъять личный участок, органам власти необходимы основания, например, отсутствие возможности использования земли в другом месте или необходимость соблюдения международных соглашений.

Кроме того, при изъятии земель, находящихся в собственности, владельцу полагается компенсация в размере среднекадастровой ценности земель данной территории.

Земли, используемые по устаревшим видам прав постоянного или пожизненного использования можно продавать, но по цене ниже рыночной на 30-50 процентов, в зависимости от сложности приватизации в данном регионе. Важно учесть, что без приватизации завещать по наследству можно только участок, находящийся в пожизненном наследуемом владении.

К минусам приватизации можно отнести:

  • необходимость уплаты земельного налога;
  • возможность изъятия участка по решению судебных приставов из-за долгов.

Если земля находится на праве бессрочного использования и её площадь значительна, то после получения прав придется уплачивать солидный налог, поэтому приватизировать крупный участок с высокой кадастровой стоимостью не обязательно, если нет намерения его продавать или завещать по наследству.

Неприватизированный участок нельзя изъять для удовлетворения требований кредиторов, поэтому перед подачей заявления землепользователю следует выяснить возможное наличие исполнительных производств в отношении себя, чтобы участок не изъяли сразу после оформления прав.

Возможность приватизации

Приватизация земли разрешена для большинства землепользователей, но бесплатно может осуществляться только один раз в жизни. Особенности процедуры регулируются нормативными актами:

Согласно положениям ст. 3 закона № 137, бесплатно оформить права владения можно на участки, предназначенные для садоводства, дачного строительства или выращивания овощных культур без строительства жилья до конца 2020 года. Участки могут быть как с постройками, так и без них. К основным условиям бесплатной приватизации земель данного назначения относят:

  • нахождение приватизируемого участка в составе некоммерческого партнерства, созданного на муниципальной земле до 25 октября 2001 года;
  • наличие решения общего сбора участников партнерства о перераспределении участков для приватизации;
  • отсутствие решения об изъятии из оборота участка для государственных нужд.

Бесплатно приватизировать участок, не входящий в некоммерческое партнерство, могут обладатели следующих видов прав:

  • постоянного использования;
  • пожизненного владения;
  • долгосрочной аренды у муниципальных властей (если договор оформлен до октября 2001 года).

Если земля не относится к некоммерческому объединению, и не используется ни на одном из перечисленных видов прав, то приватизировать её можно только на платной основе, путем выкупа у государственного собственника. Цена определяется властями муниципалитета или субъекта федерации.

Цена выкупа участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственной деятельности, организации крестьянско-фермерского хозяйства, не может превышать 15 % от его кадастровой ценности (п. 5.1 ст. 10 ФЗ № 101).

Стоимость оформления прав на землю, находящуюся под жилым зданием в собственности, если участок не относится к некоммерческим объединениям, составляет 60 % от кадастровой стоимости такого участка (Постановление правительства № 279).

Если земельный комитет отказывает в приватизации участка, решение можно оспорить путем обращения в суд.

Например, если обладатель права постоянного пользования инициировал процесс приватизации при жизни и не успел его завершить, то участок могут приватизировать наследники, так как в большинстве случаев суд считает, что процесс законной приватизации был прерван по независящим от обладателя прав обстоятельствам.

Исключительное право на приватизацию

Исключительным, или приоритетным правом на оформление участка в собственность обладают владельцы зданий или строений на данном участке, согласно ст. 28 ФЗ № 178.

Приоритетное право предполагает, что при обращении гражданина в муниципальный земельный комитет с заявлением о предоставлении участка, на котором расположено здание, принадлежащее третьему лицу, то сотрудники комитета должны предложить приватизировать землю данному лицу.

Владелец здания имеет право не пользоваться своим исключительным правом приватизации в течение 49 лет с момента получения документации на свою постройку (п. 3 ст. 28 закона № 178), заключив с администрацией арендное соглашение. По истечении указанного срока преимущественное право на приватизацию утрачивается.

Воспользоваться исключительным правом приватизации земли можно при следующих условиях:

  • строение на участке не является самовольным;
  • земля под строением не изъята и не зарезервирована для государственных нужд;
  • приватизация и последующее выделение земли под строением не нарушит правила публичного сервитута.

Оценку последствий приватизации производят сотрудники земельного департамента при подаче заявления о приватизации владельцем здания.

Какие земли нельзя приватизировать

Частные лица могут осуществлять приватизацию участков, относящихся к землям для поселений или ведения сельского хозяйства. Согласно п. 8 ст. 28 закона № 178, нельзя приватизировать участки, относящиеся к землям:

Также не подлежат приватизации участки, относящиеся к зонам экологического бедствия, подвергшиеся радиоактивному или биологическому заражению.

К землям общего пользования относят участки, занятые улицами, дорогами, парками, пляжами и т.д.

Важно учесть, что водные объекты могут быть приватизированы в случае, если они полностью находятся в границах используемого участка (например, пруд), но на владельца таких объектов будет возлагаться дополнительная ответственность по их надлежащей эксплуатации в соответствии с регламентами природопользования.

Условным ограничением на приватизацию участка может стать его обременение территориальными спорами с соседями или претензиями третьих лиц.

Возможность приватизации в большинстве случаев определяется имеющимися правами на участок и наличием на нем построек в собственности. Чтобы максимально снизить цену приватизации или оформить участок в собственность бесплатно, инициатору следует проанализировать свой статус и статус земельного участка применительно к местному и федеральному законодательству о приватизации.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/privatizaciya/neobxodimye-usloviya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.