Контурные карты условные знаки

Контурные карты по географии

Контурные карты условные знаки
Контурные карты по географии с заданиями для 6-11 классов. Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. Причем в отличии от книги и других источников информации карта, по словам А.А.

Половинкина, “рассказывает” быстрее, точнее, нагляднее и лаконичнее.

Контурным картам принадлежит особая роль в формировании картографической граммотности учеников, работа с контурной картой входит как обязательная часть во многих программных практических работах. 

Большое внимание работе с контурными картами уделяется в 5 и 6 классе т.к. в этих классах ученики учаться с ними работать впервые.

Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами.

– Обязательно выносят условные знаки (если они  не умещаются  в отведённом для них месте на контурной карте, то прикладывается дополнительный лист с условными обозначениями).

– Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Образец размещения названий можно просмотреть на карте в атласе.

– Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

– Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия ручкой (в 5-6 классе можно карандашом т.к. ученики часто ошибаются и у них есть возможность исправить ошибки).

Критерии оценки контурных карт

При выставлении оценок за контурную карту оценивается:

– точность положения объектов на карте;

– правильность написания названий (размеры букв, положение слов);

– орфографические ошибки в написание географических названий;

– полнота (все задания и количество объектов).

Чаще всего контурные карты учитель проверяет сам, но в 5-6 классах правильнее проводить взимопроверку и самопроверку (с демонстрацией образца работы на экране). Такой подход дает возможность быстрее донести требования учителя к оформлению и критерии оценки проверки контурных карт.

Образцы заполнения контурной карты

Многие учителя считают, что заполнять контурные карты это простое задание, но многие ученики испытывают затруднения. У каждого учителя должно быть правило, прежде чем дать задания по контурной карте, дайте образец как это делать.

Например, когда изучаются реки, то нужно показать как правильно подписывать их на контурной карте (обычно достаточно показать один раз на доске (экране).

По каждой теме учителю нужно иметь перечень номенклатуры для всех курсов и образцы выполненных работ (для организации взаимопроверки и самопроверки).

Предлагаю вам образец таких работ по теме “Литосфера”, 6 класс (открыть).

Отдельные слайды можно распечатать и использовать как раздаточный материал в своей работе.

Зачем контурные карты на сайте учителя географии?

Конечно, каждый ученик себе покупает на целый год комплект контурных карт, но часто бывает ситуации, когда ученик забыл её дома, иногда не хватает нужной контурной карты, бывают контурные карты без заданий и т.д. В любом случае учителю географии всегда нужно иметь под рукой нужный набор карт.  

У каждого учителя есть своя коллекция приемов работы с контурными картами. Можно в любой программе расставить вместо изучаемых объектов -цифры и провести  цифровой диктант по теме. Если нет интерактивной доски, то контурную карту можно демонстрировать на белой доске и работать по ней фломастерами. 

Например, учителю нужно проверить как ученики обозначили на контурной карте горы, равнины и вулканы. Проверку контурной карты можно совместить с повторением номенклатуры по теме.

Одного ученика можно пригласить к доске, который должен показать все горы  на карте. Остальные ученики проверяют по своим контурным картам и ставят карандашом “+” у каждого названия и “-” если его нет.

 Далее другой ученик показывает равнины, а весь класс проверяет их, тоже самое делают и с вулканами. После проверки можно попросить учеников посчитать и написать вверху карты сколько у них “+” и “-” и сдать контурную карту.

Учителю остается только оценить аккуратность и написание названий. 

В начале, на работу с контурными картами уходит много времени на уроке, но к старшим классам это уже проходит быстрее и эффективней.

В 10-11 классе подход к работе с картами меняется.

Например, мои ученики знали, что все географические названия на контурной карте, которые нужно обозначить, будут проверяться и их нужно выучить. 

Контурные карты выступают в роли опорных конспектов.

Если названий очень много, то при первичной проверке номенклатуры можно разрешить пользоваться своей контурной картой ученикам со слабыми учебными возможностями, а остальным ученикам подглянуть в свою контурную карту перед сдачей работы на проверку. Это стимулирует учеников относится серьезнее к работе с контурными картами т.к. они знают, что по ним можно будет повторять номенклатуру к зачетам и экзаменам.

Примеры приемов работы с контурными картами на уроках географии

Проверить знания номенклатуры у всего класса быстрее всего проверить с помощью цифрового диктанта. Предлагаю два варианта:

Планирую расширить этот список, следите за публикацией на моем сайте. 

Внимание! Карту можно просмотреть, для этого нужно щелкнуть по изображению карты. Все контурные карты даны в разрешении для печати на лист А4, дя этого нужно щелкнуть “скачать” и выбрать с помощью правой кнопки – “сохранить изображение как”. 

Контурные карты по географии для 6-11 классов

Очень часто можно видеть контурные карты с огромным количеством выполненных заданий, которые необоснованно завышены. Как не надо! Примеры (открыть).

Учителю нужно руководствоваться программами, но к сожалению не всегда есть перечень номенклатуры:

  • Программа для 5-9 классов. Просвещение, 2011 (скачать). 
  • Рабочая программа к учебнику В.П.Максаковского «География. 10-11 классы», Просвещение, 2015 (скачать).
  • Номенклатура для 5-6 классов (скачать).
  • 7 класс (скачать).
  • 8 класс (скачать).
  • 10 класс (скачать).
  • Контурные карты 5 класс (открыть)
  • Контурные карты 6 класс (открыть)
  • Контурные карты 7 класс (открыть)
  • Контурные карты 8 класс (открыть)
  • Контурные карты 9 класс (открыть)

Источник: https://bongeo.ru/p144aa1.html

Условные знаки географических карт

Контурные карты условные знаки

Картография как наука возникла еще в бронзовом веке. Археологические раскопки продемонстрировали то, что самые старые образцы создавались на территории Египта, древнего Вавилона, Малой Азии (современной Турции), Маршалловых островов и Италии.

Без схематического начертания местности невозможно точное передвижение и реализация военной тактики. Несмотря на абсолютно разное представление о форме планеты, жители Древнего мира, Средневековья, эпохи Ренессанса, Нового века и современности старались зафиксировать как можно достовернее все особенности ландшафта.

Древние люди допускали в картографии много географических неточностей, а создание схем можно было приравнивать к искусству – они исполнялись настоящими мастерами и дополнялись множеством художественных элементов.

Например, города прорисовывались в виде башен замков с фамильными гербами, леса представлялись несколькими породами деревьев, торговые порты обозначались видом судов, популярных в регионе (Рисунок 1).

Рисунок 1. Используемые до прошлого века карты

Более схожие с современные образцы появились только после XVIII века, когда человечество получило полное представление о географии планеты, расположении всех рек, морей, океанов. Однако наиболее точные планы стали доступны к середине ХХ века.

В повседневности знание того, что означают условные знаки географических карт, поможет быстро добраться до любой точки назначения. В условиях дикой природы и выживания, заблудившись в лесу, но имея при себе карту, можно сохранить жизнь и легко выбраться.

Несмотря на популярность GPS-навигаторов, электронная техника всегда может подвести, неправильно определить координаты или разрядиться. Бумажные аналоги находятся под рукой и приходят на помощь в любых ситуациях.

Их легко использовать не только для того, чтобы узнать свое месторасположение в дикой или населенной местности, но и для прокладывания более короткого автомобильного маршрута. Без использования схем сложно представить работу военных, лесников, рыбаков, инженеров-геологов и строителей. Какие существуют виды условных знаков на картах и как определять их точное значение, рассмотрим далее.

Условные знаки на карте представлены в виде упрощенных графических символов, обозначающих объекты ландшафта, например, горные кряжи, озера, лесопосадки, тропинки, автострады, общественные и жилые здания, границы между населенными пунктами. Значки различаются в зависимости от типа применения. Например, для городских планов они будут одними, а для загородных – совершенно другими.

Рисунок 2. Основные группы знаков

Выделяют следующие группы знаков (Рисунок 2):

  1. Научные или справочные. Включают типы почв, подробности ландшафта и грунта, расположенные на территории ископаемые, типы водоемов и деревьев, распространенных животных, птиц и рыб, здания, муниципальные и социально-культурные памятники, транспортные развязки и многое другое. Предназначение таких схем – детальное отображение всех важных особенностей ландшафта для точной ориентировки. Также используются в ознакомительных целях;
  2. Учебные. Разрабатываются для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Зачастую интерактивные и интуитивно понятные;
  3. Туристические. Без них невозможно представить багаж любого путешественника. Содержат точные детали ландшафта. Однако больше внимания уделено тропинкам в лесах и горах, переходам по пересеченной или заболоченной местности. В эту группу входят и городские варианты, которые наглядно объясняют новый город. С их помощью легко посетить все экскурсионные места, не заблудившись в переплетении жилых кварталов и многочисленных улиц.

Чем более новая схема, тем больше она соответствует реальному расположению всех объектов. Зачастую представлена в цветном виде для более легкой ориентировки.

Рисунок 3. Пример легенды у разных карт

Структура всех географических карт – и устаревших, и современных – делится на две основных части:

  • Схематически отображенный ландшафт. Расцветки вызывают правильные ассоциации с реальными составляющими рельефа: лесопосадки зеленые, водоемы голубые или синие, возвышенности коричневые, автострады красные или оранжевые, а железнодорожные колеи черные. Иногда указываются детали, например, материал моста или тип леса. Впрочем, на каждом плане отображено гораздо больше знаков, многие из них могут казаться на первый взгляд непонятными;
  • Легенда (Рисунок 3). Легендой называют разъяснения к каждой отдельно взятой схеме. Общей стандартизации в картографии нет, но расшифровка обозначений и содержание должны присутствовать в обязательном порядке, иначе она считается недействительной. Найти легенду можно на свободных полях. Иногда для нее выделяется отдельное место. Даже если вы забыли, что означают пиктограммы на плане, обратившись к легенде, можно интуитивно разобраться.

Вопреки сложившимся стереотипам, для чтения географической карты не нужно обладать специализированными навыками, и справиться с этой задачей может даже школьник. Столкнувшись с новой схемой, достаточно ознакомиться с легендой и приступать к ориентировке.

Источник: https://nowifi.ru/vyzhivanie-v-dikoy-prirode/orientirovanie/61-uslovnye-znaki-geograficheskih-kart.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.