Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

Содержание

Договоры ресурсоснабжения с нежилыми помещениями

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

С 1 января 2017 года Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г.

№ 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» из схемы «нежилое помещение — исполнитель коммунальной услуги (УО/ТСЖ/ЖСК) — ресурсоснабжающая организация» исключены УО/ТСЖ/ЖСК.

Теперь собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) и им же оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Однако, как показывает практика, несмотря на вступление новых норм в силу уже больше года назад, далеко не везде РСО приступили к работе с собственниками нежилых помещений, а многие УО/ТСЖ/ЖСК продолжают предъявлять к оплате таким собственникам стоимость потребленных коммунальных услуг. Попробуем разобраться в проблемах, возникающих при переходе от договоров с УО/ТСЖ/ЖСК к договорам с РСО.

Новые нормы и позиции судов

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила 354) в редакции, действующей с 01.01.

2017, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме (МКД), а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Казалось бы, все понятно — с 1 января 2017 года РСО должны предоставлять коммунальные услуги в нежилом помещении, а УО/ТСЖ/ЖСК право предоставления таких услуг с этой же даты, соответстветственно, утрачивают. Однако, необходимо обратить внимание на несколько нюансов.

Абзацем 4 пункта 6 Правил 354 на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК возлагается обязанность по уведомлению собственников нежилых помещений о необходимости заключить договор непосредственно с РСО, а в РСО направить сведения о собственниках нежилых помещений.

Важно отметить, что срок направления такого уведомления не регламентирован, соответственно, привлечь к ответственности управляющую организацию за ненаправление, несвоевременное направление будет довольно-таки сложно, а скорее всего — невозможно.

Однако, именно неисполнение УО/ТСЖ/ЖСК указанной обязанности может приниматься судами как основание для признания действующим договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного именно между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения в МКД, и, соответственно, признания факта отсутствия правоотношений между этим собственником и РСО.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г. № 13АП-33733/2017 по делу № А56-55921/2017 рассматривался иск о взыскании задолженности по договору теплоснабжения, поскольку товариществом собственников жилья не исполнены обязательства по своевременной оплате отпущенной тепловой энергии.

Суть спора заключалась в том, что ТСЖ не осуществлялась оплата по договору теплоснабжения касаемо нежилых помещений. Товарищество ссылалось на пункт 6 Правил 354, однако уведомление собственникам не направило, сведения в РСО не предоставило, иных изменений в договор  касаемо нежилых помещений не вносилось.

Суд взыскал образовавшуюся задолженность, апелляционным определением постановление суда первой инстанции признано обоснованным и изменению не подлежащим.

В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05 марта 2018 № Ф01-6032/2017 по делу № А28-3497/2017 суд указал, что «отсутствие прямого договора собственника нежилых помещений с ресурсоснабжающей организацией в спорный период не освобождает управляющую компанию от обязанности оплатить в полном объеме поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс». Дополнительно суд отметил, что «учитывая то, что пунктом 6 Правил 354 на управляющую компанию возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей позволяет в переходный период сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий управляющей организацией. Таким образом, для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема тепловой энергии, полученной управляющей компанией, последняя обязана доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения». Судом также принято во внимание то, что «поскольку Постановление № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи управляющими организациями сведений о собственниках нежилых помещений в РСО, до прекращения заключенного с управляющей компанией договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании».

Согласно позиции суда, изложенной в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2018 г.

№ 13АП-766/2018 по делу № А56-73290/2017 управляющая организация обязана провести мероприятия, направленные на заключение с собственниками нежилых помещений отдельных договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, к которым относится, в частности, направление уведомлений и сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил 354. Указанный перечень мероприятий, установленный пунктом 6 Правил 354, носит исчерпывающий, конкретный характер и должен выполняться Обществом как исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении заявителя. В указанном Постановлении № 13АП-766/2018 отмечено, что «публикация Обществом информационного сообщения общего характера для неограниченного круга лиц на своем сайте не может служить доказательством направления и получения конкретными собственниками нежилых помещений в доме уведомлений о необходимости заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией». Уведомление собственника нежилого помещения должно носить индивидуальный характер, и не может быть предназначено для неопределенного круга лиц. Дополнительное размещение на сайте, в общественных местах МКД данной информации не будет являться нарушением, однако не имеет юридического значения.

Неопределенность даты заключения договора с РСО

Немаловажно учесть, что если уведомление собственнику не направлено или не предоставлена информация в РСО, это не является препятствием для заключения договора. Заключение договора с РСО может инициировать собственник нежилого помещения. Согласно п.

23 Правил 354 собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Стоит указать, что, исходя из толкования норм, «обязанность» быть инициатором заключения письменного договора возложена на собственника нежилого помещения.

Однако прямых запретов на то, что инициатором заключения договора может выступить ресурсоснабжающая организация, нет.

Пунктом 18 Правил 354 предусмотрено, что в случае если исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, — данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.

Стоит упомянуть пункт 7 Правил 354, который предусматривает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами 354.

Казалось бы, из приведенной нормы следует, что сам факт потребления коммунальной услуги потребителем, в том числе собственником нежилого помещения, означает заключение договора предоставления коммунальной услуги. А поскольку лицом, обязанным с 01.01.

2017 заключать такой договор с собственниками нежилых помещений, является РСО, то договор между РСО и собственниками нежилых помещений заключен, независимо от его подписания в письменной форме и независимо от действий УО/ТСЖ/ЖСК по направлению уведомлений собственникам нежилых помещений.

Однако, надо отметить, что Правила 354 устанавливают, что между РСО и собственником нежилого помещения заключается не договор предоставления коммунальных услуг, а именно договор ресурсоснабжения.

С учетом этого вопрос о возможности заключения договора ресурсоснабжения с РСО путем совершения собственником нежилого помещения конклюдентных действий (потребление коммунального ресурса) становится неоднозначным.

 Об особенностях договоров ресурсоснабжения, заключаемых между собственниками нежилых помещений и РСО, расскажем в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО, в настоящей статье сделан акцент на указании вида договора только с целью предостережения от сомнительного вывода о заключении договора с РСО путем совершения конклюдентных действий.

Заключение

В заключении публикации обозначим, что самым главным в озвученных поправках является утрата права УО/ТСЖ/ЖСК на заключение договоров предоставления коммунальных услуг с собственниками нежилых помещений, а лицом, обязанным заключить договор с собственником нежилого помещения, является РСО.

При этом складывающаяся в настоящее время судебная практика придает большое значение факту направления управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК уведомлений собственникам нежилых помещений о необходимости заключить договоры ресурсоснабжения непосредственно с РСО.

Конечно, решений Верховного суда РФ еще нет, и говорить об уже сложившейся правоприменительной практике рано. Даже приведенные выше судебные акты содержат сомнительные выводы. Например, непонятно, как после 01.01.

2017 на УО/ТСЖ/ЖСК может быть возложена обязанность по предъявлению оплаты коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, если Правила 354 не предоставляют права УО/ТСЖ/ЖСК требовать такую оплату? Как можно считать УО/ТСЖ/ЖСК исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственнику нежилого помещения, если в новой редакции Правил 354 в нежилом помещении вообще не потребляются коммунальные услуги, а потребляются коммунальные ресурсы, поставщиком которых УО/ТСЖ/ЖСК являться не может? И каким образом РСО может быть освобождена от обязанности заключения договора ресурсоснабжения с собственником нежилого помещения, если Правила 354 устанавливают, что исключительно такой договор является основанием для потребления коммунального ресурса в нежилом помещении? Кроме того, остается открытым вопрос определения конкретной даты заключения договора между собственником нежилого помещения и РСО. Нет четкого понимания, является ли направление уведомления основанием признания расторгнутым договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения, и если является, то с какой даты. Является ли дата расторжения договора предоставления коммунальных услуг между УО/ТСЖ/ЖСК и собственником нежилого помещения одновременно датой заключения договора ресурсоснабжения этого собственника с РСО или датой начала бездоговорного потребления коммунального ресурса в указанном нежилом помещении?

В общем, внесенные поправки создают большое количество вопросов, и вместо упорядочивания процессов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, наоборот, создают путаницу и неопределенность.

Вероятно, именно из-за этого по прошествии уже больше года после вступления новых поправок в силу так и не наступило однозначное понимание порядка потребления и оплаты коммунальных ресурсов собственниками нежилых помещений в МКД.

************************************************

Продолжение темы договоров между РСО и собственниками нежилых помещений по ссылке > > >

************************************************

Важная информация для РСО!

АКАТО приглашает специалистов РСО на специализированные мероприятия по разъяснению положений федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ («закон о прямых договорах») и ряда других актуальных для ресурсоснабжающих организаций вопросов:

07 июня 2018 года состоится вебинар «Деятельность РСО: “прямые договоры” и другие актуальные вопросы». Вебинар проведет известный российский эксперт Ольга Яндыева. Подробнее по ссылке > > >

28 июня 2018 года состоится очный семинар в Екатеринбурге «Актуальные вопросы деятельности РСО: “прямые договоры” и другие важнейшие поправки законодательства». Семинар проведет эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Кокин. Подробнее по ссылке > > >

Источник: https://acato.ru/articles/20180423/predostavlenie-rso-kommunalnyh-uslug-sobstvennikam-nezhilyh-pomeshenij

Коммунальные услуги для юридических лиц

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

Услуги коммунального характера оказываются не только физическим лицам. На практике довольно часто в качестве стороны сделки выступают и компании. Соответственно они несут все обязанности, связанные с такой процедурой.

Это закреплено в Жилищном кодексе РФ, Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В частности, в статье 153 ЖК РФ указано, что все организации обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за предоставляемые коммунальные услуги. То есть любое юридическое лицо подчиняется требованиям общих правил.

Юридические лица – собственники помещений в доме

Организации и компании могут владеть помещениями в доме на правах собственности. Следует отметить, что, согласно требованиям законодательства, для проживания квартиры могут использовать только граждане.

Однако любая компания, владеющая помещением, может применить его для осуществления профессиональной деятельности, например, разместить офис либо сдавать людям в наем посуточно. При этом оборудовать производство в жилом помещении нельзя.

Профессиональная деятельность может сводиться к оказанию услуг, например, проведение юридических консультаций или торговля.

Несмотря на это, площадь все равно отапливается, подается вода и электричество. Юрлицо, так или иначе, использует места общего доступа – подъезд, лифт, мусорные контейнеры. По этой причине любая компания обязана нести расходы, связанные с коммуналкой.

Тарифы на коммунальные услуги

По общим правилам тарифы на коммунальные услуги для юридических лиц устанавливаются местными органами власти, с учетом особенностей региона. Контроль законности размеров осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Верхний и нижний предел расценок указывается в договоре на оказание услуг либо в приложениях к нему. Также можно сделать ссылку на решение местного органа власти. Оно должно быть размещено в доступном месте, а также на информационном ресурсе управляющей компании.

В процессе исполнения договорных обязательств цены на услуги могут подвергаться корректировке. Изменение цены может инициировать и сама организация.

Это возможно в случаях:

  1. Ненадлежащее качество предоставленных услуг.
  2. Необоснованная задержка.
  3. Перерыв в предоставлении услуги, продолжительность которого превышает установленный максимум.

Об изменении цен собственники должны быть проинформированы не позднее, чем за 30 календарных дней до момента выставления счета к оплате.

Виды услуг юридическим лицам

Вид услуг коммунального характера, которые оказываются юрлицам, не отличаются от тех, что предоставляются физическим. Они нашли свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

К ним отнесены:

  1. Горячее и холодное водоснабжение.
  2. Канализация.
  3. Обеспечение электроэнергией.
  4. Поставка газа.
  5. Отопление.
  6. Сбор, транспортировка, утилизация и обезвреживание бытовых отходов.

Более подробный перечень определяется условиями заключаемого договора. Он зависит от целей использования помещения.

Договор на оказание услуг

Для предоставления услуг коммунального характера заключается соглашение соответствующего содержания. Указанный документ должен быть оформлен с учетом требований действующего законодательства. Он должен содержать в себе обязательную информацию о сторонах сделки, её предмете, стоимости и порядке расчетов.

Стороны договора

В качестве сторон договора в данном случае выступают управляющая компания и юридическое лицо.

Следует отметить, что сделка может быть заключена напрямую с ресурсообеспечивающей организацией. Каждая из сторон должна иметь документальное подтверждение на подписание договора.

То есть управляющей или ресурсообеспечивающей организации выдается лицензия, а юридическое лицо распоряжается помещением на правах собственности или арендатора, что подтверждается наличием соглашения или свидетельства.

Предмет договора

В качестве предмета сделки, в данном случае, выступает процедура оказания услуг.

В договоре, как правило, указывается, что одна из сторон, то есть управляющая компания, обязана предоставить коммунальные ресурсы, а юридическое лицо обязуется принять их и оплатить.

При этом в тексте соглашения можно отразить подробный перечень таких услуг. Это можно оформить в виде отдельного приложения, которое будет являться неотъемлемой частью договора.

Порядок оплаты

Стоимость и порядок расчетов является ещё одним из обязательных условий заключаемого договора. Конкретная сумма не указывается в тексте документа, поскольку она может изменяться с каждым разом, исходя из объема потребляемых юридическим лицом ресурсов. Поэтому делается ссылка на решение местного органа власти, а также на приложение к договору.

Действующими нормативными правовыми актами определена периодичность расчета за предоставляемые коммунальные услуги. Уплата должна производиться не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным.

Надо отметить, что сторонами сделки может быть установлена и другая периодичность. Законодательство в этом случае делает ссылку на условия заключаемого договора.

В отношении оплаты некоторые обязательства берет на себя и управляющая либо ресурсообеспечивающая компания. Речь идет о сведениях по расчетам. Информация должна быть предоставлена плательщику не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным.

При этом по условиям договора можно определить и другие сроки предоставления информации.

Способом оплаты на практике является безналичный расчет. То есть положенная денежная сумма перечисляется исполнителю через банковское или почтовое отделение.

Процедура заключения

Процедура заключения договора состоит из нескольких этапов.

Прежде всего, управляющая компания, которая будет исполнителем в последующем, обязана направить проект договора другой стороне, составленный в двух экземплярах. Документ должен быть передан в течение двадцати трудовых дней. Такой период исчисляется с момента выбора управляющей компании в качестве исполнителя.

Вторая сторона, если она согласна с условиями сделки, должна подписать договор и передать один его экземпляр исполнителю, в течение тридцати суток. К соглашению прилагаются документы, которые подтверждают полномочия сторон – свидетельство о праве собственности или договор аренды, лицензия управляющей компании на осуществление деятельности.

Юридическое лицо также может выступить с инициативой заключения контракта. Для этого необходимо оформить проект в двух экземплярах и направить его исполнителю. Последний обязан зарегистрировать его и дать ответ инициатору в течение десяти трудовых суток. В случае согласия высылается или передается на руки одни подписанный экземпляр договора.

Ответственность за неисполнение

Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора указывается в его условиях. Она носит материальный характер. Для исполнителя она выражается в возмещении ущерба, который был причинен пользователю.

Причинами этого является, прежде всего, ненадлежащее качество предоставляемых услуг, а также их необоснованная задержка. Например, юридическое лицо использовало собственное помещение под торговую точку. По вине исполнителя возникли перебои с электричеством.

Соответственно холодильное оборудование не могло функционировать, вследствие чего продукты испортились. Их стоимость исполнитель обязан будет возместить впоследствии.

В то же время пользователь также может нанести убытки управляющей компании. Чаще всего они выражаются в нарушение порядка и сроков внесения платы. Такие случаи наносят ущерб интересам исполнителя. Ответственность в данном случае носит материальный характер.

В то же время это не ограничивается только лишь выплатой денежных средств. Исполнитель имеет право не только ограничить предоставление услуг, но и приостановить их вовсе, до погашения долга.

Возобновление поставок восстанавливается в течение двух суток с момента внесения необходимой суммы.

Задолженность по коммунальным услугам

Задолженность по коммунальным платежам является одним из самых распространенных нарушений условий договора об оказании услуг коммунального характера.

Для таких случаев действующим законодательством предусмотрена мера ответственности в виде начисления пени. При этом применение указанных штрафных санкций возможно при определенном условии. Оно заключается в продолжительности задолженности.

Начисление пени начинается с тридцать первого дня, после истечения крайней даты внесения платы. Начиная с указанного времени и до девяностых суток размер пени составит одну трехсотую часть ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ, за каждый день просрочки.

С девяносто первого дня сумма будет равна одной сто тридцатой. То есть размер штрафных санкций растет пропорционально количеству дней просрочки.

Взыскание долгов

Любая из сторон сделки имеет возможность взыскать долги с другого участника несколькими способами. Самый оптимальный – направление претензии. В таком случае можно даже провести переговоры и решить возникший спор в досудебном порядке. Для этого инициатор должен направить другой стороне претензию.

В тексте документа необходимо указать следующее:

  1. Сведения о сторонах сделки – название, адреса, контактные телефоны.
  2. Дата и место заключения договора, его предмет, порядок расчетов.
  3. В чем выразилось нарушение условий сделки.
  4. Вид и размер причиненного ущерба.
  5. Сроки его возмещения.
  6. Правовые последствия, которые наступят в случае неисполнения требований.
  7. Перечень прилагаемых документов.
  8. Дата оформления и подпись инициатора.

К претензии могут прилагаться – копия заключенного договора, сведения о внесении оплаты, расчет суммы задолженности. Документы передаются второй стороне на руки, пересылаются по почте или интернету.

Если требования инициатора не были выполнены или его не устроил ответ, то возникший спор можно решить в арбитражном суде.

Для этого потребуется оформить заявление и приложить к нему документы, обосновывающие исковые требования. Следует отметить, что независимо от порядка рассмотрения обращения, инициатору будет необходимо оплатить государственную пошлину. Расходы такого характера могут быть впоследствии взысканы с виновной стороны.

Для таких споров предусмотрен, в том числе и приказной порядок. Он возможен в случае, если размер долга не превышает четыреста тысяч рублей и признается должником. Также это допускается в случаях, когда заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей к взысканию суммы не превышает сто тысяч рублей.

Судебная практика

В одном из судов РФ был рассмотрен иск управляющей компании к муниципальной инстанции о взыскании задолженности по коммунальным услугам и возмещении расходов по оплате государственной пошлины.

Представитель инициатора требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме. Ответчик с этим согласен не был.

Свою позицию представитель обосновал тем, что между муниципальным органом и управляющей компанией не заключен договор на оказание услуг.

В процессе изучения представленных документальных материалов было установлено следующее. Общим собранием жильцов многоквартирного дома истца назначили в качестве управляющей компании, а также были определены тарифы. Это подтверждается протоколом общего собрания.

В соответствии с выпиской из ЕГРП ответчик является собственником одного из нежилых помещений, располагающихся в доме. Истец направлял муниципальному органу акты выполненных работ. Однако последний их не оплачивал. В связи с этим ответчику была направлена претензия об имеющейся задолженности, которая осталась без внимания.

В соответствии с требованиями действующего законодательства собственник имущества в многоквартирном доме, в том числе и нежилого помещения, несет расходы по услугам ЖКХ наравне с остальными пользователями. В то же время муниципальным органом такое правило соблюдено не было, что привело к образованию задолженности.

Факт уклонения от исполнения обязанностей подтверждается представленными документами.

На основании изложенного суд вынес решение. Ответчика обязали выплатить в пользу истца заложенность по оплате услуг, пеню за просрочку, а также возместить расходы по внесению государственной пошлины.

Резолютивная часть решения от 30 января 2018 г. по делу № А16-2261/2017

Образцы документов

Образец договора на оказание коммунальных услуг ЮЛ

Образец уведомления о задолженности по ЖКХ

Источник: https://pravo.estate/kvartira/zhkh/kommunalnye-uslugi-dlja-jur-lic/

Коммунальные услуги юридическим лицам

Оказание коммунальных услуг юридическим лицам

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям.

Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:

  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

В чём же заключается основное отличие от потребления коммуналки физическими лицами? В отличие от физических лиц, для которых устанавливаются общие условия федеральными и местными законодательными актами, для каждого юридического лица, если оно потребляет коммуналку в целях производства, условия устанавливаются отдельно, специальным соглашением.

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды поставляемых коммунальных услуг

Виды услуг, отнесённых к категории коммунальных, определены в Постановлении Правительства от 06.05.2001 № 354.

Так, согласно данному акту в перечень услуг коммунального характера могут быть включены:

  • снабжение холодной и горячей водой;
  • обслуживание канализации и водоотведение;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставка газа и обслуживание газового оборудования;
  • обеспечение отоплением;
  • сбор и вывоз твёрдого мусора.

Таким образом, другие услуги не могут быть включены в категорию коммунальных. Однако жилищная организация вправе включить в перечень расходов, а соответственно и плат, свои издержки на содержание многоквартирного дома.

В случае с юр. лицами услуги, помимо коммунальных, могут быть представлены исключительно при наличии соответствующего условия в соглашении. Но в многоквартирных домах такие услуги могут быть включены в квитанцию, если соглашением не определено иное или же соглашение отсутствует вовсе.

Многое зависит от того, осуществляет ли сама организация траты на содержание и использует ли иные помещения в МДК (многоквартирном доме). Как правило, траты на обеспечение работоспособности инженерно-технических коммуникаций включаются в квитанцию в любом случае.

А вот нужно ли платить юр. лицу за ремонт, необходимо определять в соглашении. Если такого соглашения нет, то жилищная организация вправе на своё усмотрение распределить подобные траты и на юр. лиц, пользующиеся помещениями нежилого типа в МКД.

Однако, если юр. лицо является владельцем помещения жилого типа, то оплата производится по общим правилам, а траты на ремонт и обеспечение распределяются и на них.

Поэтому очень важно учесть, какой тип здания находится во владении юр. лица.

Кроме того, особое значение нужно уделить основанию владения помещением. Так, если помещение используется по праву собственности, то организация или предприятие несёт полную ответственность, которую несёт любой другой собственник жилья в доме.

Если же на правах аренды, то необходимо учитывать положения договора аренды.

Основные обязанности юр. лиц при потреблении коммунальных услуг

Как правило, стороны гражданско-правовых соглашений вправе самостоятельно определять их условия. Но исходя из практики предоставления юридическим лицам услуг коммунального характера, можно выделит определённые общие нормы, включая обязательства юр. лица при потреблении коммуналки.

Для начала стоит отметить, что юр. лица в подобных правоотношениях выступают в виде заказчика, а не как потребитель. Подобным образом поставка коммуналки и характеристика взаимоотношений сразу приобретает несколько иную природу.

Так, можно выделить следующие обязанности юр. лица при потреблении услуг коммуналки:

  1. Оплачивать потреблённые услуги способом, установленным соглашением. Обычно устанавливается плата за потребление по истечении соответствующего месяца в течение определённого периода. К примеру, может быть назначена обязанность по оплате в течение недели по истечении соответствующего месяца потребления.
  2. Соглашением может быть предусмотрена обязанность юр. лица обеспечивать сохранность оборудования, позволяющего поставлять коммунальные услуги.
  3. Заказчик берёт на себя все расходы по ремонту инженерно-технического оборудования на территории своего помещения (участка и так далее).
  4. Обеспечить на территории своего помещения соблюдения норм пожарной, санитарной, эксплуатационной безопасности.
  5. Не осуществлять без согласования с поставщиком дополнительные подключения к линиям снабжения.
  6. Использовать инженерно-техническое оборудование поставщика в соответствии с его назначением.
  7. Своевременно осведомлять поставщика о сбоях в системе снабжения, аварийных ситуациях, возникших в связи с поставкой определённых видов коммунальных услуг.

За нарушение правил, устанавливаемых соглашениями, юр. лица привлекаются к ответственности. Так, по общему правилу, поставщик услуг может прекратить поставку, если заказчик не оплачивает услуги в течение трёх месяцев.

При этом расходы поставщика, связанные с отключением и последующим подключением, несёт сам заказчик.

Разумеется, помимо возмещения убытков на заказчика налагаются финансовые санкции, предусмотренные соглашением или гражданским законодательством.

Потребление юр. лицами коммуналки за владения в МДК

Поставка юр. лицам коммунальных услуг осуществляется исключительно при наличии соответствующего договора. К примеру, жильцы многоквартирных домов могут стать участниками таких отношений, не заключая никакого договора, а лишь имея лицевой счёт на своё жилище.

Когда юр. лицо потребляет коммуналку за обособленно стоящее помещение, в том числе и жилое, то без соглашения ему услуги не предоставляются ни в коем случае. А вот при владении помещениями в многоквартирных домах они становятся потребителями автоматически.

Большинство организаций, подразумевая, что у них без договора никаких обязательство не возникает, не спешат заключать соглашение с поставщиком или жилищной организацией. В свою очередь, жилищные организации также не настаивают на этом, рассматривая юр. лицо как обычного жителя многоквартирного дома.

Закон точной регламентации такой ситуации не содержит. Однако судебная практика богата подобными примерами. В большинстве случае суды обязывают организации оплачивать потреблённую коммуналку даже при отсутствии соглашения.
Так, основные правила, на которые опираются суды, заключаются в следующем:

  1. Некоторые суды полагают, что не оплаченные за коммуналку средства представляют собой необоснованное обогащение, которое взыскивается в пользу пострадавшего лица, то есть поставщика или жилищной организации, управляющего хозяйства.
  2. Другие суды, подразумевая, что место располагается в МКД, применяют правила жилищно-коммунального законодательства. Эти правила устанавливают обязательство каждого владельца в МКД, по которому оплачиваются коммуналки.

С 2011 года в данной области действует правило, согласно которому поставщик заключает сделку со всем МКД при его вводе в эксплуатацию. Уполномоченные органы не дают разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего дома, пока не будет заключено соглашение с коммунальщиками.

При этом кто является собственником помещений, а кто им станет в будущем, не имеет значения. Каждый собственник автоматически становится участником данного соглашения.

Данное правило можно обойти, лишь собрав всех жильцов и приняв решение о смене формы домоуправления.

Отношения ТСЖ и собственника – юр. лица

Когда в качестве жилищной организации выступает управляющая компания, которая, по сути, является коммерческим предприятием, вопросов по поводу заключения соглашений с юр. лицами не возникает. Но ведь ТСЖ является некоммерческой организацией. Соответственно возникает вопрос, а может ли ТСЖ вступать в коммерческие отношения?

Хотя ТСЖ является организацией некоммерческого типа, но уставом определяется, что товарищество может распоряжаться общим имуществом МКД. Что касается поставки коммуналки, то закон рассматривает такие соглашения как коммерческие, но для ТСЖ делается исключение.

В сфере регулирования таких отношений действуют некоторые основные правила, которые также неоднократно отмечались судами в их постановлениях по различным спорам:

  1. Отказ потребителя, в том числе и юр. лица, от заключения соглашения с ТСЖ для поставки услуг по коммуналке не освобождает его от обязанности оплачивать такие услуги.
  2. Основные правила регулирования взаимоотношений ТСЖ с другими организациями должны определяться уставом товарищества либо отдельным решением собрания собственников.
  3. ТСЖ не может отказать юр. лицу в заключении соглашения и поставке услуг коммунального характера.

Одно дело, когда организация выступает владельцем части в МКД. Тогда оно вправе участвовать в управлении ТСЖ по общим правилам. Но зачастую юр. лица выступают арендаторами.

В таких случаях закон не запрещает ТСЖ заключать соглашения об аренде. Взаимоотношения в сфере поставки и оплаты коммуналки регламентируются данным соглашением.

Так, соглашением может быть установлено нормативное исчисление стоимости коммуналки, а также исчисление в зависимости от показателей потребления.

Однако средства, вырученные от подобных коммерческих отношений, ТСЖ может использовать только на нужды самого МКД в соответствии с целями, определёнными уставом организации, решениями собрания собственников.

Тот факт, что лица выступают арендаторами, не освобождает их от обязательства оплачивать коммуналку. Это было неоднократно отмечено в постановлениях судов различных уровней.

Но оплата может производиться как арендодателю, так и поставщику услуг непосредственно.

Порядок взыскания задолженности юр. лица

Порядок взыскания с юридического лица долгов по ЖКХ напрямую зависит от типа помещения, в которое такие услуги поставлялись. Так, если это части в МКД, то задолженность является бесспорной и предоставляющие поставщики взыскивают в приказном порядке через суд.

Если же взыскивается задолженность за поставленные ресурсы в обособленное производственное здание или же между поставщиком, посредником и юр. лицом было заключено отдельное соглашение, то взыскание производится по общим правилам разрешения хозяйственно-правовых споров.

В этом смысле законодательство предусматривает несколько способом разрешения конфликта без обращения в судебные органы:

  • переговоры;
  • претензия;
  • прекращение поставки.

Переговоры с юридическими лицами довольно эффективный инструмент, при помощи которого достаточно легко можно разрешить спор по поводу задолженности по коммуналке.

Так, если пересмотреть платёжную политику, перевести некоторые расходы на саму организацию и перераспределить задолженность, то юр. лицо пойдёт навстречу. Ведь оно прекрасно понимает, что отключение от сетей снабжения ничем хорошим ему не сулит.

При возникновении сложностей можно привлекать юристов в качестве медиаторов.

Претензионный порядок является общим и обязательным досудебным порядком разрешения конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами. Так, поставщик или посредник должен направить письменную претензию с указанием суммы задолженности и требованием оплатить её. При этом необходимо установить срок, в течение которого долг должен быть погашен.

Лишь после направления претензии, в случае если юр. лицо не погашает долг в течение отведённого для этого срока, поставщик может отключить его.

В противном случае преждевременное отключение может быть расценено как нарушение условий договора и уже потребитель может потребовать возмещения ущерба.

Ответственность юр. лица за просрочку платежа

Порядок назначения и расчёта штрафных санкций на потребление обособленного производственного здания осуществляется согласно договору либо общим правилам гражданского законодательства. Однако для зданий, включая нежилые в МКД, способ начисления штрафных санкций определяется жилищным законодательством и специальными актами правительства.

Так, на сегодняшний день существуют следующие основные правила назначения и исчисления штрафных санкций за долги по коммунальным услугам в многоквартирных домах:

  1. Начисление пени производится лишь с 30 дня просрочки. То есть за первый месяц просрочки поставщик не вправе назначать какие-либо денежные штрафы на потребителя.
  2. Размер пени строго определён законодательством. Так, он равен 1/300 части ставки Центрального банка за день просрочки. Данная ставка регулярно изменяется, так что расчёт осуществляется исходя из действующей на дату просрочки процентной ставки.
  3. После трёх месяцев просрочки оплаты долга поставщик вправе начислять пеню в размере 1/130 части ставки ЦБ.
  4. Общий размер начисленной за весь срок просрочки пени не может быть больше половины всей суммы задолженности.

Стоит отметить, что отключить от сетей снабжения потребителя, в том числе и юр. лица в многоквартирном доме, возможно только после трёхмесячной просрочки платежа.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zhkh/kommunalnye-uslugi/yuridicheskih-lits.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.