Основные формы земельной собственности в россии

5.2. Виды и формы земельной собственности: В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в

Основные формы земельной собственности в россии
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), т.е. через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности.

Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов РФ: 21 республики в составе Российской Федерации, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, которым придан статус субъекта РФ, одной автономной области и 10 автономных округов.

Устанавливая многообразие форм земельной собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.

Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию.

Следует отметить, что к отношениям, связанным использованием земли, возможно применение норм гражданского и другого законодательства. Существенное отличие гражданских отношений от земельных объясняется тем, что не всякие земли могут продаваться как обычный предмет товарного оборота.

Например, запрещается продажа в частную собственность земельных участков, выполняющих природоохранные функции, земель общего пользования, которые могут находиться только в федеральной собственности.

Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, находящихся у одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может быть изменено только по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Особенно это применимо, когда объектом сделок являются земли сельскохозяйственного назначения.

Рассматривая и анализируя виды земельной собственности, следует помнить, что абсолютных собственников не существует даже в отношении обычного имущества, поскольку объемы полномочий в части использования и распоряжения объектами собственности подвергаются законодательному ограничению в интересах общества, государства, граждан-собственников, других лиц.

Тем более отсутствует абсолютизация собственности на землю, поскольку она, даже будучи в собственности тех или иных лиц, остается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В сложившейся на современном этапе системе отношений собственности можно выделить стабильные и переходные элементы.

На-пример, положение о равноправии всех форм собственности и их мно-гообразии представляет собой постоянный элемент земельно-правовой политики государства; приоритетное же положение приватизации зе-мельной собственности — это преходящий элемент, направленный на устранение деформации земельного строя, которая была вызвана не оп-равдавшей себя на практике монополией исключительной государственной собственности на землю.

С устранением деформации в земельных отношениях принципы приоритета приватизации выполнят свою миссию, и им на смену придет новый принцип — пресечение возникновения земельных монополистов. Уже с 1991 г. в России действует закон по пресечению моно-

полизма на товарных рынках .

Рассмотрим отдельно формы собственности на землю.

1. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением и иных условий, установленных законом (ст. 15 ЗК РФ).

В соответствии с новым ЗК РФ (п. 2 ст. 5) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поэтому предприятия осуществлять

приватизацию земель в пределах установленных для них границ, находящихся в пользовании.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации государственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Так, например, 2 октября 2000 г. в Москве состоялся в качестве эксперимента первый земельный аукцион.

Впервые в столице в частную собственность был продан земельный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. в руб-левом эквиваленте.

В законодательстве предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. К сожалению, в настоящее время это право в ряде субъектов РФ отсутствует.

Но поскольку в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, это право должно распространяться на всех граждан, проживающих на ее территории, ибо право собственности граждан на землю является одной из основ правового статуса личности в Российской Федерации и не может быть изменено иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, в которой не содержится положений, запрещающих на территории субъектов РФ право частной граждан на землю.

В соответствии с земельным законодательством РФ граждане вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 ЗК РФ).

Земельные участки из государственных и муниципальных земель граждане и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.

Земельная реформа в России началась более десяти лет назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.

12 декабря 1990 г. РСФСР приняла Декларацию о своем суверенитете, и с этого момента началась разработка и подготовка соб-ственного законодательства о земле и аграрной реформе. Следует отметить, что российское земельное законодательство на первом этапе развития реформ представлено в основном указами Президента РФ.

Был принят Закон РСФСР «О земельной реформе», который установил два этапа осуществления земельной реформы территории России: первый — закрепление земель в федеральную собственность, собственность республик, входящих в состав Российской Федерации, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цен на землю, инвентаризация земель; второй — осуществление передачи и оформление земельных участков в собственность, владение, пользование физическим и юридическим лицам. В этом впервые было закреплено право частной собственности на землю. Одним из видов пользования указывалась аренда земель. Провозглашались самостоятельность и независимость собственников, землевладельцев и арендаторов. Наибольшее внимание уделялось порядку наделения граждан землей для создания фермерских хозяйств. У хозяйств изъяли-земли для создания в каждом районе фонда земли наделения ских

Важное значение для осуществления аграрной реформы имели Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от а

также Закон РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села».

В настоящее время Россия находится на пути реформ. Все они направлены на то, чтобы вывести страну на достойный уровень развития. Важную роль среди множества этих реформ играет земельная реформа, начатая в 1991 г.

Она была ориентирована прежде всего на создание условий для развития многоукладности в экономике, справедливое и обоснованное перераспределение земель, переход к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, экологизацию и землепользования.

Однако отсутствие четко продуманного механизма изменения всей сложившейся на протяжении десятилетий системы земельных отношений в России привело к многочисленным правонарушениям и злоупотреблениям со стороны должностных лиц, органов власти и управления, что дискредитировало саму идею государства о справедливом и обоснованном перераспределении земель, переходе к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами.

За период с 1990 по 1993 г. была заложена правовая и организационная основы для проведения земельной реформы, было принято огромное количество актов, регулирующих земельные отношения. Однако, несмотря на принятый пакет документов по земельной реформе, ее реализация проходила на первом этапе (1991—1992) с больши-ми сбоями по ряду объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует отнести во многом декларативный характер некоторых законов, указов и нормативных актов по земельной реформе, не подкрепленных социально-экономическими возможностями для ее проведения, отсутствие общенациональной концепции, опирающейся на реальные расчеты, механизм ответственности и контроля, рассогласованность всех структур власти и исполнительных органов сверху донизу, несовершенная правовая база, регулирующая земельные отношения, и полная бесконтрольность за процессом приватизации земли, а также отсутствие единообразного толкования законодательства, что на таком важном вопросе, как компетенция местных органов власти по распоряжению земельными участками. Именно присутствие всех этих фактов при Осуществлении земельной реформы и привело к некоторым сбоям в процессе ее проведения.

Среди субъективных причин можно назвать несвоевременное (с опозданием почти на год) принятие программ осуществления земельной реформы в регионах Российской Федерации; значительное ежегодное сокращение ассигнований, выделяемых правительством на проведение реформы; отсутствие льготной кредитной политики по краткосрочным ссудам; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и др.

Правонарушениям способствует и то обстоятельство, что сделки, совершаемые с землей, регулируются не только земельным, но и гражданским, лесным, природоохранным, водным и другими видами дательства, который не всегда учитываются при выделении земельных участков, а главы администрации не согласовывают свои решения со специальными службами соответствующих ведомств.

Еще в самом начале земельной реформы быш введен принцип платности использования земли (ст. 12 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ЗК РФ (см. гл. 18)). Закон РСФСР «О плате за землю» был принят 11 октября 1991 г. Порядок и условия внесения арендной платы арендатором регулируется ч. 2 ст. 614 ГК РФ.

25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.

Одной из важнейших общеэкономических реформ стала приватизация участков.

Законодательством были предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и му-ниципальных предприятий.

Закон РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» оп-ределил цели, для которых земельные участки быть переданы в частную собственность, а также отменил мораторий на продажу земельных участков.

Источник: https://knigi.news/zemelnoe/vidyi-formyi-zemelnoy-33342.html

Земельная собственность

Основные формы земельной собственности в россии
Перейти к следующей статье

Возвращение частной собственности на землю положило начало формированию и развитию рынка земли – важной составной части рынка недвижимости. 

История страны как история собственности

На протяжении веков земельная собственность в России служила экономической основой власти феодалов, первым серьезным потрясением для которой стала земельная реформа 1861 г.

Попытке более активного внедрения в сельское хозяйство капиталистических отношений ─ cтолыпинской аграрной реформе 1906-1907 г.г.

─ не суждено было предотвратить последовавшие через десятилетие кардинальные изменения в жизни государства, одним из знаковых символов которых стал отменивший частную собственность на землю Декрет о Земле. Семь десятилетий социалистического строительства закончились ренессансом рыночных отношений.

Процесс экономических преобразований в землепользовании существенно ускорился после того, как закон предоставил каждому гражданину право на приобретение в собственность земельного участка.

Земельные отношения

Земельные отношения – т. е. отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей – в части, не противоречащей земельному, лесному и водному законодательствам и ряду специальных федеральных законов, регулируются гражданским законодательством.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица и государство. В зависимости от прав на землю участники земельных отношений могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута.

Собственники земельного участка имеют право его продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду.

Землепользователи владеют и пользуются земельными участками на правах постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования, землевладельцы – на праве пожизненного наследуемого владения, а арендаторы – по договору аренды или субаренды. Обладатели сервитута обладают правом ограниченного пользования чужими земельными участками.

Форма собственности земельного участка

К формам земельной собственности относятся государственная и частная земельная собственность.

Государственная собственность представлена тремя «ветвями»: федеральной, собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальной. Земельные участки в федеральной собственности ─ это участки, признанные таковыми федеральными законами или приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальная земельная собственность включает все земли в пределах населенных пунктов, за исключением находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность.

Муниципальная собственность на земельные участки реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования.

Одним из видов хозяйственной деятельности муниципалитетов и важным источником пополнения бюджета является аренда земельных участков муниципальной собственности.

Частная собственность на земельные участки позволяет реализовывать свои интересы отдельным гражданам и их группам. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Право собственности на земельный участок

Собственность – вид общественно-экономических отношений. А право собственности – совокупность юридических норм, их регламентирующих. Один из важнейших объектов прав собственности – земельные участки. Право собственности земельное право истолковывает как совокупность прав владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право собственности на землю – не константа, оно может возникать и прекращаться. Например, общая собственность на земельный участок возникает при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам.

Если происходит раздел земельного участка долевой собственности, то у ее участника, по заявлению которого осуществляется выдел, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и одновременно с этим утрачивается право долевой собственности на измененный земельный участок.

Право собственности на земельный участок прекращается в силу разных причин. Основанием для этого могут быть: отказ собственника от права собственности, отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, выкуп земельного участка в собственность государством для государственных и муниципальных нужд и проч.

В условиях рынка один из наиболее очевидных путей стать собственником земли – покупка земельного участка в собственность. За исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельного участка в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Подробнее о покупке земли Вы прочитаете в статье

Впрочем, существует возможность получить земельный участок в собственность бесплатно. Так, бесплатное получение в собственность земельного участка, в т. ч. для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), предусмотрено законодательством для многодетных семей.

Бесплатная передача земельного участка в собственность граждан осуществляется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявление на собственность земельного участка в письменной или электронной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Приватизация земельного участка в собственность

Перевод в собственность земельного участка осуществляется в процессе приватизации, в результате которой граждане становятся собственниками земли, находившейся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, но при этом являвшейся государственной или муниципальной собственностью.

Одно из наиболее распространенных оснований для приобретения права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами – приватизация находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения.

Если не оформить земельный участок в собственность, распорядиться им как недвижимым имуществом будет достаточно сложно.

Для граждан оформление земельного участка в собственность, ранее предоставленного им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также переоформление земельного участка в собственность, предоставленного в постоянное пользование государственным или муниципальным унитарным предприятием никакими сроками не ограничивается. Подробнее о приватизации земельного участка в собственность читайте в статье.

Но приватизация не всегда возможна. Не допускается продажа земельных участков в собственность, занятых муниципальным или государственным жилым фондом. Не подлежат приватизации спорные земельные участки.

Единственным доказательством существования права на земельный участок является государственная регистрация права собственности земельного участка (регистрация земельного участка в собственность) – юридический акт признания и подтверждения государством прав собственника. Зарегистрированное право можно оспорить только в судебном порядке.

Удостоверяет государственную регистрацию прав свидетельство установленной формы – свидетельство о собственности земельного участка. Сегодня документы на собственность земельного участка выданы миллионам россиян.

Общая долевая собственность земельного участка

Общая собственность ─ собственность двух или более лиц на одно и то же имущество ─ может быть долевой и бездолевой.

Общая долевая собственность земельного участка (иногда говорят «общедолевая собственность на земельный участок») может возникнуть, например, если в общей долевой собственности находится расположенный на нем приватизируемый жилой дом.

В полной мере право собственности на земельную долю у участника долевой собственности появляется только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Только в этом случае возможна продажа долевой собственности земельного участка.

Земельный участок в долевой собственности в случае выдела из него доли (или долей) сохраняется, но в измененных границах.

Своего рода суррогат права собственности на землю ─ земельный пай. Земельный пай в собственность получали во время приватизации сельскохозяйственных земель работники уже исчезнувших колхозов и совхозов.

Исторический опыт России наглядно убеждает: успешное развитие страны невозможно без общественного консенсуса в земельном вопросе, в том числе вопросе собственности на землю.

Отказ от частной собственности и полное огосударствление земли, равно как и сосредоточие всех земельных ресурсов в руках небольшой группы населения, не способствуют эффективному использованию земельных ресурсов.

Существование полноценного земельного рынка – обязательного условия способной обеспечить благосостояние общества рыночной экономики – возможно лишь при наличии большого числа земельных собственников.

22 октября 2013 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: https://zakadom.ru/zemelnaja_sobstvennost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.