Основные принципы градостроительного зонирования

Основные градостроительные принципы

Основные принципы градостроительного зонирования

Градостроительная типология городов.

Наиболее существенными признаками, определяющими градостроительную типологию городов, являются:

· народнохозяйственный профиль города,

· численность населения,

· время возникновения, существования и развития (старый или новый город).

Города по своему народнохозяйственному профилю делятся на: промышленные, портовые, курортные, города — железнодорожные узлы,

научные центры и т. д.

По административно-политическому и культурному значению среди городов выделяются: столичные города, административные центры областей и районов, а также города областного подчинения.

Народнохозяйственный профиль города определяет состав его производственной базы, особенности взаимного размещения функциональных частей, в том числе характерные сочетания промышленных и жилых районов, разрывы между ними и характер транспортных связей, а также многие другие особенности планировочной организации. Связь между

профилем города и его планировочной организацией определяет особое типологическое направление в градостроительном проектировании.

Важно знать, что в нормативно-методической литературе по градостроительству есть ряд специальных требований и рекомендаций по проектированию промышленных городов, городов — научно-исследовательских и научно- производственных центров, городов-курортов и т. д., и использовать их в практической работе (в том числе в учебном проектировании).

Основным типологическим признаком города является численность населения. Общепринято следующее деление городов на группы по численности (тыс. чел.):

Крупнейшие города: более 1000

свыше 500 до 1000

Крупные города » 250 » 500

Большие города » 100 до 250

Средние города » 50 до 100

Малые города: до 50

Основные градостроительные принципы.

Общей основой для разнообразной градостроительной деятельности по созданию новых городов, перестройке и обновлению сложившихся городов служит единое представление о формировании архитектурно-планировочной структуры современного города.

Как общее понятие архитектурно-планировочная структура города означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров отдыха, создание системы связей между ними и структурную организацию каждой из зон.

В одно целое это объединяется архитектурной композицией плана города.

Единое понятие «архитектурно-планировочная структура города» раскрывается совокупностью принципов ее построения.

Функциональное зонирование.

Современный город — это сложный комплекс территорий и сооружений, занятых производственными предприятиями, жилыми комплексами, общественными центрами, местами отдыха на открытом воздухе, транспортными и инженерными сооружениями.

Основные функции города стабильно материализуются на его территории и впоследствии их не так просто изменять. Поэтому первый принцип, вносящий порядок и систему в планировочную организацию города,— это функциональное зонирование, разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, отдых).

Город как единое целое.

Последовательное разделение города на части различного назначения и функциональные зоны, свидетельствующее об успехах социальной организации труда, быта и отдыха горожан, в то же время обостряет проблему планировочной целостности города.

Ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха — основа городского уклада жизни.

Поэтому планировочную структуру города нельзя свести к структурной организации функциональных зон и их элементов.

Система общественных центров.

Важнейшая роль в социальной, функциональной и архитектурно-композиционной интеграции современного города принадлежит системе взаимосвязанных общественных центров, включающей общегородской и специализированные центры, центры планировочных и жилых районов, промышленных районов и зон отдыха, а также общественные центры местного значения (микрорайонные и др.).

Транспортно-планировочная организация города.

Улично-дорожная сеть — важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный комплекс.

Она состоит из сети местных улиц и проездов и системы магистральных улиц и дорог, связывающих жилые районы с центром города, с промышленными районами, вокзалами, городскими и районными стадионами и парками, специализированными центрами, а также между собой.

Система магистральных улиц — каркас всей транспортно-планировочной организации города, имеющий выходы на связь с другими городами и пригородами.

Город в системе расселения.

Повышение плотности сети городов и усиление разнообразных взаимосвязей между ними приводят к развитию городских агломераций и групповых систем населенных мест (ГСНМ).

ГСНМ — это рациональная пространственная организация группы городов и других населенных мест разной величины и профиля в природно- ландшафтной среде, основанная на постоянно возрастающем народнохозяйственном, производственном и научно-культурном их взаимодействии, связях населения в сфере труда, образования и отдыха, совместном использовании межгородских территорий и общности планировочной структуры.

Архитектурная композиция города.

В градостроительном проектировании следует различать понятия «структура города» и «композиция города».

Архитектурно-планировочная структура города как научная концепция вы- ражает на языке проектирования основные функциональные процессы, происходящие в городе, тесно сопряженные с экономикой, социологией и экологией.

Но этим не исчерпывается содержание градостроительного проектирования. В его задачу входит установить архитектурно-пространст- венный порядок согласованности частей города, определяющий его художественную целостность, т.

е, установить архитектурно- художественную систему планировки города.

Таковы в сжатом виде основные проблемы и принципы градостроительного проектирования. Важнейшие из них — функционально- планировочная организация города, транспортно-планировочная организация и архитектурная композиция города.

Тема 2. Функционально-планировочная организация городов. (2 часа).

1. Общие положения.

2. Функциональная организация города.

Общие положения.

Труд, быт и отдых людей, населяющих город, составляют главное функциональное содержание его жизнедеятельности и определяют назначение и использование различных его частей, которые дифференцируются по функциональному признаку как жилые районы, промышленные районы, зоны отдыха и т. д.

Однако пространственное распределение основных функциональных процессов по территории города носит достаточно сложный и неоднозначный характер. В некоторых частях города локализуется какая-либо одна преобладающая функция и территория приобретает монофункциональный характер.

В других частях совмещается несколько главных функций, и территория становится полифункциональной.

Решающим аргументом при этом выступает или необходимость обособления той или иной функции, требующей для себя каких-либо особых условий, или же, напротив, желательность осуществления на одной территории разных функций, дополняющих одна другую.

Динамизм развития представляет собой существенную особенность города как объекта проектирования. Масштабы, темпы и характер развития на различных этапах не одинаковы.

Выделяют периоды постепенного, плавного, эволюционного развития и периоды быстрого, иногда скачкообразного роста, когда мощные импульсы роста дают строительство в городе нового крупного предприятия, преодоление очередного порога в развитии (создание крупных мостов или водозащитных дамб, намыв новых территорий, строительство линий скоростного транспорта) и многое другое.

Динамика развития города определяется масштабами и темпами экономического развития, научно-технического прогресса, характером роста и изменениями структуры населения.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 8474; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-74286.html

Основы градостроительного зонирования

Основные принципы градостроительного зонирования

Имеет ли право новый владелец жилого здания построить на его месте мыловаренный завод или небольшую кузницу? Можно ли возвести жилой комплекс по соседству с комбинатом по производству минеральных удобрений? Для того чтобы определить права собственников на возведение и перестройку объектов недвижимости, создан специальный инструмент — градостроительное зонирование. Если вы решили построить дом, то необходимо точно понимать, что оно собой представляет, и какие документы градостроительного зонирования обязательны.

Цели и краткая история возникновения градостроительного зонирования

Процедура градостроительного зонирования — это разделение земельных наделов местных органов в целях разграничения способов пользования зон и составления законного регламента.

Изначально возведение строительных объектов в местах проживания массы людей регулировалось здравым смыслом застройщиков и опиралось, как правило, на теорию «причиненных неудобств». Согласно ей, запрещалось использование земельных участков, способное причинить вред общественной безопасности или здоровью.

Но вскоре стало понятно, что неконтролируемое строительство жилых домов ведет к росту трущоб и скученности населения со всеми вытекающими последствиями.

В Европе первые декреты о запрете неподобающего использования территории некоторых районов французских городов появились уже в начале XIX в., а к началу XX века распределение городских территорий по видам пользования стало совершенно обычным делом в большинстве европейских стран.

В США же толчком к принятию правил зонирования стало возведение в 1915 г. в Нью-Йорке 40-этажного небоскреба, закрывавшего солнечный свет прилегающим районам. Городские власти вынуждены были принять законы, регламентирующие возведение зданий подобного типа.

Следствием этих норм права стало создание общих правил зонирования, которые легли в основу градостроительного законодательства США.

Приведенная ниже таблица показывает основные принципы городского зонирования, принятые в Европе и Соединенных Штатах Америки.

ЕвропаСША
Зонирование как комплекс документов, разработанных для какой-то одной части городской земли или административного районаРазделение производится для всего участка сразу и по каждому из возможных аспектов (виды разрешённой эксплуатации сооружений, максимальные размеры земельных выделов, параметры допустимой перестройки объектов)
Крайне подробное описание предельных норм строительного изменения недвижимости и видов разрешённой эксплуатации объектовЗонирование как проекты подразделения незанятых территорий на земельные наделы с целью последующей застройки, при этом разрешено внесение поправок в регламент

Два этапа городского планирования: первыми создаются генеральные планы, носящие необязательный характер, а местные органы исполнительной власти на их основе разрабатывают планы землепользования или застройки

Рекомендательный характер генеральных планов, ложащихся затем в основу разработки локальных нормативных актов о зонировании

Мы видим, что этапы и принципы градостроительного зонирования совпадают в обеих системах. Забегая вперед, скажем, что российская система во многом основана на тех же постулатах. Теперь давайте совершим краткий экскурс в отечественную историю, чтобы узнать, как создавалось и развивалось городское зонирование в нашей стране.

Первые российские указы, посвященные архитектурной и строительной регламентации, датируются началом XVIII в.

В первую очередь, в них устанавливались такие параметры строительства, как ширина улиц, размеры кварталов, расстояние между постройками, предельный максимум верхних этажей.

Устанавливался в них и порядок застройки территорий, включая даже строительные материалы, разрешенные к использованию.

Первые упоминания о зонировании появляются уже в генеральном плане новой российской столицы — Санкт-Петербурга. Так был дан старт процессу государственного регулирования городской застройки.

Вторым витком развития зонирования в России становится техническая революция второй половины XIX в. Стремительное развитие железных дорог, рост числа производственных предприятий, увеличение численности городского населения почти вполовину — вот те новые факторы, которые меняют облик российских городов.

Новые районы растут вокруг железнодорожных магистралей и предприятий промышленности. Быстрый рост городов ведет к тому, что частная стихийная жилая застройка зачастую со всех сторон охватывает производственные объекты.

В этих условиях становится необходим принципиально иной подход к планированию городской структуры и презентации новых государственных регулирующих норм.

Наряду с производственным строительством, меняется и гражданское.

Оно превращается в комплексную застройку в современном ее понимании —  не только объекты промышленности и жилые поселки, но и больницы с предприятиями обслуживания.

Главным принципом проектирования становится зонирование, а основным документом — генплан нового типа, включающий в себя разделение городских территорий на зоны и обозначение транспортных коммуникаций.

В это же время меняется и основной заказчик городской застройки. Если ранее планы строительства определялись государственными нуждами, то со второй половины XIX в. на арену выходят частный капитал (в первую очередь, промышленные предприятия) и муниципальные органы городского самоуправления.

Нельзя не заметить схожесть описываемой ситуации с той, которая сложилась в современной России в последнем периоде XX века после распада СССР и смены социалистического уклада жизни на капиталистический. Возвращение частного капитала и бурный рост населения городов требуют новых схем городской застройки и, соответственно, новых правил. Теперь поговорим о том, каковы же они в современной России.

Нормативная база

Основным документом, регулирующим градостроительную деятельность в России, стал Градостроительный кодекс РФ, вступивший в силу 30.12.2004 г. Четвертая глава Градкодекса целиком посвящена предмету нашего рассмотрения.

Согласно Кодексу о градостроении, результатом и главным документом разделения на зоны стали Правила пользования земельными участками и разрешённых видов сооружений.

Нормы этого акта гласят, что главная цель разработки Правил — это создание для территорий образований муниципального уровня условий для системного развития, но с непременным сохранением природы, а также исторических и культурных памятников, для планирования территорий, привлечения инвесторов и, наконец, обеспечения прав владельцев земельных наделов и строений, возведенных на них. Сами Правила изложены в трёх частях, а именно:

  1. Порядок использования их норм и внесения необходимых изменений.
  2. Карты градостроительства.
  3. Градостроительный регламент.

Карта является важнейшим источником как текстовых, так и графических сведений о территориях, их границах и областях с особыми разрешёнными способами пользования. Она обязана быть актуальной, отражать все, имеющиеся у органов власти на местах, сведения. Перечень того, что обязательно указывается в карте, таков:

  • населённые пункты;
  • округи поселений;
  • объекты наследия, как исторического, так и культурного;
  • поселения федерального и местного значения, имеющие особый статус;
  • районы с определёнными условиями использования территорий.

Главное обязательное условие — один участок должен относиться к единственному территориальному участку. Нельзя формировать надел из земель, имеющих различный вид разрешённого использования. Когда в муниципальном образовании имеются участки, возделывание и застройка которых еще не начаты, а только планируются, их отражение в документации и на карт-схеме обязательны.

Вторая, не менее важная, часть Правил — регламент градостроительства. В ее состав входит список разрешённых видов использования территории, определяющий параметры законного строительства и максимально возможные размеры земельных участков. Сюда же включаются списки зон с ограниченным использованием, то есть с особыми условиями, если этого требует свод норм права РФ.

Причиной попадания под требования законодательства может стать санитарное, экологическое или культурное значение. Особым случаем являются объекты, требующие отдельной государственной охраны (принадлежащие МО или ФСИН). Муниципальные органы не вправе устанавливать такие зоны.

Местным органом власти они только отражаются в Правилах, а определяют их соответствующие органы посредством издания нормативных актов.

Принципы зонирования

Рассмотрим подробнее список зон в зависимости от разрешённого использования, установленных в ГрК России.

  1. Жилые зоны. Уже из названия понятно, что это земли, отведенные для застройки жильем. Они, в свою очередь, подразделяются по критерию этажности: от индивидуальных домов до многоэтажных. Разрешается также возведение объектов, без которых невозможно комфортное проживание граждан (школы, поликлиники, стоянки, культовые сооружения и так далее). Главное требование к ним — отсутствие вредного влияния на окружающую среду.
  2. Общественно-деловые зоны. Допускается тот же перечень сооружений, что и в предыдущем пункте, с добавлением административных объектов: банков, гостиниц, бизнес-центров и торгово-развлекательных комплексов. Возведение жилья здесь также разрешается.
  3. Зоны для нужд производства, инженерной и транспортной структуры. Заводы, фабрики, порты, объекты железнодорожного и автотранспортного сообщения, аэродромы.
  4. Зоны для ведения сельского хозяйства. Сады, выгулы скота, земли для растениеводства и пр. Сюда же можно отнести и наделы, отведенные для дачного и подсобного хозяйства.
  5. Участки, предназначенные для отдыха граждан. Берега водоёмов, скверы, городские парковые зоны, словом, всё то, что используется для релаксации или занятий спортом населением.
  6. Особые территории, охраняемые государством. Как уже отмечалось выше, это зоны, имеющие культурное, историческое, природное или какое-либо еще важное значение.
  7. Участки для специальных объектов. Эстетического удовольствия не доставляют, но от этого менее необходимыми не становятся. Места захоронений, полигоны ТБО, скотомогильники и прочие сооружения, которые, по понятным причинам, не могут размещаться в других зонах.
  8. Зоны с размещёнными объектами Министерства обороны и подобных специальных государственных служб.

Заканчивая обзор Правил, следует упомянуть, что первый их пункт, а именно Порядок применения и внесения в них изменений в эту статью не вошёл, поскольку все стадии процесса детально описаны в ГрК России.

Судебная практика

В завершение приведём несколько примеров судебных решений для иллюстрации механизма работы зонирования и трудностей, которые могут возникнуть в процессе его функционирования.

В 2011 году в областной суд г. Самары подала судебный иск группа жителей города во главе с представителем городского министерства строительства и ЖКХ. Они требовали признать незаконным решение городского законодательного органа об утверждении правил землепользования и застройки.

Аргументировали они это тем, что их земельные участки, относившиеся к зоне малоэтажной жилой застройки, после выхода новых правил были отнесены к земле, выделенной уже для многоэтажного строительства. Также министерство подчеркивало, что новые правила разработаны с нарушением нескольких статей ГрК России.

Так, в частности, ни решение о разработке Правил, ни информация о публичных слушаниях муниципалитетом не публиковались и на правительственном сайте не размещалась, что является грубым нарушением кодекса.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что принятыми гордумой правилами землепользования нарушены права заявителей. Решение городской думы о принятии Правил областной суд признал недействительным, как противоречащее Федеральному законодательству.

Еще один пример, на этот раз из Саратова. В 2012 г. житель Волжского района города обратился в районную администрацию с просьбой о получении участка земли на окраине под огород. Администрация района отказала саратовцу в его просьбе.

По мнению муниципальных органов, деревья, растущие на участке, в процессе получения урожая неминуемо были бы спилены, что могло неблагоприятно отразиться на состоянии городского лесопаркового хозяйства. Саратовец обратился в суд. Нужно сказать, что дело не вызвало у судей никаких затруднений.

Согласно саратовским правилам землепользования и застройки, оспариваемый участок относился к зоне сельскохозяйственного использования, а значит, вполне мог быть передан жителю под огород.

Хотя некоторые эксперты считают функционал градостроительного зонирования не доработанным до конца и требующим отдельных улучшений, уже сейчас можно констатировать, что оно является удобным и полезным инструментом снятия многих разногласий, возникающих в вопросах землепользования и застройки.
Основы градостроительного зонирования Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/gradostroitelstvo/osnovy-onirovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.