Отказ в приобретении земельного участка в собственность

Содержание

Рекомендации, что делать и куда обращаться, если администрация дала отказ в предоставлении земельного участка

Отказ в приобретении земельного участка в собственность

Претендент на получение земельного участка (ЗУ), от администрации населённого пункта, должен подать заявление уполномоченному лицу и приложить пакет документации. По усмотрению административной комиссии, в ответ на поданное заявление может прийти положительный ответ. Иногда муниципалитет отвечает отказом. В статье рассмотрены возможные причины такого отказа и способы его устранения.

Основания для отклонения в пользовании наделом земли

Если заявитель претендует на приобретение надела, принадлежащего местной администрации, без проведения торгов, то ему следует подать заявление в департамент по землеустроительным работам.

Это заявление будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях, по нему примется соответствующее решение.

Чтобы решение было положительным, заявителю потребуется собрать пакет документации, которая отражает текущие обстоятельства, позволяющие ему получить землю без участия в торгах. Эти же причины следует указать в заявлении. На усмотрение уполномоченной комиссии по заявлению будет принято положительное или отрицательное решение.

Основания для отказа в пользовании земельным участком должны соответствовать нормам статьи 39.6 ЗК РФ. В них входят следующие причины:

  1. Лицо, претендующее на приобретение ЗУ без участия в торгах, не имеет такого преимущества.
  2. Указанный в заявлении надел уже передан третьему лицу на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. Кроме случаев обращения в муниципалитет правообладателя участка.
  3. Указанный в заявлении надел принадлежит садовому товариществу или иному НКО, объединившему землевладельцев. Кроме случаев, когда с заявлением обратился член товарищества.
  4. Указанный в заявлении участок выделяется по программе освоения земель под ИЖС. Кроме случаев обращения с заявлением члена, входящего в НКО, занимающееся освоением земель. Или – учредителя такого НКО.
  5. На участке расположено капитальное строение, в том числе – незавершённое, принадлежащее физическому или юридическому лицу, или – местному исполкому. Кроме случаев, когда обратился владелец строения.
  6. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте.
  7. ЗУ зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
  8. В зоне расположения надела планируется проведение работ федерального или муниципального значения.
  9. Массив, в который входит данный ЗУ, выставлен на аукцион, информация о лотах была размещена согласно правилам аукциона.
  10. Сведения о кадастровых и технических характеристиках не совпадают с фактическим положением дел.

Внимание: Определённая часть земель в Субъектах РФ должна отводиться под предпринимательство и предоставляться только лицам, участвующим в программе поддержки малого и среднего бизнеса согласно Закону № 209-ФЗ от 24.07.07 г.

Причины для отвода в предварительном согласовании

Согласно положениям законодательства, отказ в предоставлении земельного участка может последовать без рассмотрения на публичных слушаниях, на этапе предварительного согласования.

В этом случае он должен опираться на нормы статьи 39.15 ЗК РФ. Отказ может последовать при наличии одного из ниже перечисленных обстоятельств:

  1. Категория земель в массиве, целевое назначение и вид разрешённого использования ЗУ, не соответствует целям заявителя.
  2. Правоспособность лица, подавшего заявление, не соответствует нормам законодательства.
  3. Отсутствие надлежащего оформления земель администрацией.
  4. Отсутствие в заявлении необходимых сведений, или их несоответствие.
  5. Наличие технических или юридических ошибок при составлении заявления.
  6. Необходимость уточнения границ ЗУ, иные процедурные недочёты.
  7. Отсутствие гражданства РФ и прописки в населённом пункте по месту расположения ЗУ.

Для выдела ЗУ потребуется сформировать схему выделяемых участков. Без схематического плана, оформленного на бумажном носителе и утверждённого главой исполкома, выдел ЗУ недопустим. Участки обязательно должны пройти межевание.

Оформление отрицательного решения административной комиссией

После передачи заявления и пакета прилагаемой документации, материалы рассматриваются на предварительном согласовании не дольше 5 дней.

Если этап предварительного согласования предоставления земельного участка пройден, пакет документации передаётся на рассмотрение административной комиссии.

Если нет – он возвращается заявителю с приложением мотивированного решения об отказе.

Согласно нормам п.17 статьи 39.15 ЗК РФ, такой документ должен быть составлен в письменном виде, быть обоснованным и содержать исчерпывающий перечень причин, повлекших отказ. В нём обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Реквизиты принятого от гражданина заявления с перечнем приложений.
  2. Сведения о лице, ответственном за принятый отказ от рассмотрения, с указанием должности, фамилии и инициалов.
  3. Сведения о заявителе, которому адресован документ.
  4. Причины отказа в принятии заявления в производство.
  5. Дата составления, подпись исполнителя и руководителя земельного отдела администрации.

Скачать образец отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка

Если оно двинулось дальше, то вопрос будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях. Заявитель может узнать дату назначения слушаний и явиться на заседание. По факту рассмотрения его вопроса будет вынесено решение комиссии, оформленное протоколом. Его выдадут в форме выписки из протокола по вопросу, касающемуся заявителя.

Справка: Документ с отказом выдаётся только в руки заявителю под роспись, при предъявлении паспорта.

Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция

Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:

  • опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
  • доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
  • подтвердить своё законное право на получение ЗУ.

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров

  1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
  2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.

Ходатайство с жалобой в соответствующую инстанцию

Администрация – первая инстанция, в которую требуется обращение заявителя, так как суд рассматривает только те вопросы, которые не смогли урегулировать на предшествующих этапах досудебной процедуры.

Заявление пишется на имя уполномоченного сотрудника администрации, в зависимости от статуса населённого пункта. Им может быть глава районной, городской администрации или заместитель областного исполкома. В жалобе указывают:

  1. Основания, по которым гражданин претендовал на предоставление ЗУ и основания полученного отказа.
  2. Дата рассмотрения вопроса на публичных слушаниях или дата подачи заявления, если оно не прошло предварительное согласование.
  3. Нормы законодательства, с указанием законов Земельного и Гражданского кодексов, которые были нарушены при принятии неправомерного отрицательного решения.
  4. Нормы законодательства, которыми должно было руководствоваться уполномоченное должностное лицо или комиссия, принимающая решение.
  5. Лаконичное описание ситуации, краткие пояснения.
  6. Подпись, дата.

Скачать образец жалобы на отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка

На полученную жалобу должен поступить ответ. Он также составляется в развёрнутом виде, с убедительными доказательствами и ссылкой на статьи закона. Если и здесь принято решение об отклонении заявления, то дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только в суде.

Обращение в суд

Если администрация отказывает в предоставлении земельного участка, то нужно обратиться в суд в течение 10 дней после получения отрицательной резолюции в ответ на поданную жалобу. Если за этот период обращение в суд не произойдёт, то принятое администрацией решение о неполучении заявителем надела, вступит в силу.

Важно: Если этот срок пропущен по объективным уважительным причинам, его можно восстановить, подав заявление в суд и приложив документ, подтверждающий причину пропуска.

В какой судебный орган обратиться, если администрация отказывает?

Вопросы о решении дел, направленных на обжалование решений администрации, решаются согласно нормам статей 218 – 224 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

К этим вопросам также применяются общие нормы Гражданско-правового кодекса (ГПК) РФ, касающиеся искового производства. Исходя из данных положений, обращаться следует в районный или городской суд по месту расположения административного органа, неправомерно отказавшего заявителю в законной просьбе.

Составление истцом заявления

Исковое заявление составляется по нормам статьи 131 ГПК РФ и состоит из следующих базовых элементов:

  • «шапки»;
  • наименования документа;
  • осведомительной части;
  • просительной части;
  • даты, подписи и перечня приложений.

В «шапке» указывают наименование суда, в который подаётся иск. Ниже, столбиком указывают сведения о судье, принявшем иск, и о сторонах: истце и ответчике. Наименование документа будет следующим: «Административное исковое заявление о принятии неправомерного решения администрацией».

Справка: В названии документа следует указать наименование муниципального органа. А в сведениях об ответчике – должностное лицо, ответственное за принятие решения.

Основные сведения даются в осведомительной части. Они аналогичны тем, которые вносились в жалобу для администрации. Но здесь дополнительно излагаются претензии к администрации, которые основаны на неправомерном решении исполкома поддержать решение об отказе. Если рассматривать базовые позиции этой части, то они могут заключаться в следующем:

  • когда была подана жалоба в администрацию;
  • чем мотивировано её отрицательное решение по вопросу;
  • какие нормы законодательства были нарушены или не разъяснены;
  • почему истец считает, что его права нарушены.

Далее идёт просительная часть, в которой формулируется прошение о том, чтобы суд обязал муниципалитет выделить истцу участок на законных основаниях, с указанием кадастровых характеристик ЗУ. В завершение ставится дата и подпись, даётся перечень приложений.

Приложение документов

На основании статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается пакет документации. Входящие в него документы являются приложениями и вносятся перечнем в исковое заявление. В него должно войти:

  1. Документация, подтверждающая право получения надела без торгов (свидетельство многодетной семьи, справка об инвалидности и иные подтверждения льгот).
  2. Отказ от предоставления ЗУ в форме выписки из протокола заседания комиссии или результатов предварительного согласования.
  3. Копию жалобы, поданной в администрацию.
  4. Выписка из административного решения.
  5. Квитанция об оплате пошлины в суд.

Важно: Если вместо лица, претендующего на получение надела, действует его представитель, то у него должна быть нотариально удостоверенная справка с перечнем действий, которые он уполномочен совершать.

Расходы за подачу иска

Расходы на госпошлину уплачиваются истцом. В случае принятия судебного решения в его пользу, он может просить суд обязать ответчика выплатить расходы по госпошлины. Но в данном случае они невелики, так как иск носит неимущественный характер. Согласно нормам п. 2.2 статьи 333.21 НК РФ, для физических лиц они составляют 300 рублей.

Условия и порядок добровольного освобождения лица от права пользования на ЗУ

Законодательство предусмотрело также право лица на добровольный отказ от пользования земельным участком, который принадлежит ему на правах:

  • аренды у муниципалитета;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Нормы законодательства, допускающие отказ от ЗУ, обозначены в статье 53 ЗК РФ.

Здесь указано, что владелец надела может подать в администрацию заявление с отказом от ЗУ. Или – совершить иные действия, подтверждающие отказ от земельной собственности и дающие муниципалитету право изъять неиспользуемый участок.

После изъятия земли или отказа от неё, восстановить свои права на участок практически невозможно – он переходит в собственность администрации.

Справка: Изъять бесхозяйную землю местный муниципалитет может только по решению суда.

Существуют прецеденты, когда исполкомы предлагают многодетным семьям земли, не пригодные к освоению. Отказ от таких участков они требуют оформить заявлением. Эти действия неправомерны, так как претендент на участок может продолжить ждать, когда освободится или будет выделяться земля, которая его устроит по своим качествам.

Если гражданину отказали в получении ЗУ без участия в торгах, он может подать жалобу в администрацию населённого пункта, которому принадлежит земельный массив. Если администрация не встала на его сторону, то оспорить её решение можно в суде. Иск подаётся в суд того населённого пункта, где располагается земельный массив, которым распоряжается отказавшая истцу администрация.

Источник: https://pravoved.online/polzovanie-zu/otkaz-v-predostavlenii

Статья 39.16 ЗК РФ. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (действующая редакция)

Отказ в приобретении земельного участка в собственность

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

3.1) утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Источник: https://www.zakonrf.info/zk/39.16/

Основания для отказа в предоставлении земельного участка

Отказ в приобретении земельного участка в собственность

Законодательство в отношении отказов в предоставлении земельных участков является достаточно неясным. Существует множество несоответствий и неточностей. Так, к примеру, Земельный кодекс Российской Федерации в отношении оснований отказа во многом противоречит как федеральному законодательству, так и большинству законов регионального уровня.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы администрации по использованию подведомственной территории.

В любом случае, администрация обязана дать мотивированный отказ с ссылкой на федеральное или местное законодательство. Любой отказ можно будет в дальнейшем обжаловать в судебном порядке.

Законодательство

Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.

Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.

Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.

До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь.

Решение об отказе

Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:

  • В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
  • По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
  • Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: “Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.”
  • Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.

Порядок обжалования отказа в предоставлении земли

Процедура представляет собой стандартную подачу искового заявления в суд.

От имени гражданина или организации составляется и подается иск «о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка» на администрацию района, отказавшую в предоставлении земельного участка.

В исковом заявлении истец указывает и разъясняет суду весь процесс подачи заявления на предоставление земельного участка, излагает цели предполагаемого использования земли.

В просительной части истец на основании изложенного, считая данный отказ незаконным, просит обязать администрацию предоставить испрашиваемый участок.

Далее суд либо отказывает в удовлетворении иска, либо удовлетворяет его. Если же суд решит удовлетворить иск за отсутствием законных оснований в предоставлении земли, администрация будет вынуждена принудительно выделить участок гражданину.

Отказ же суда в удовлетворении исковых требований будет основан на законности и абсолютной обоснованности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка администрацией.

Решение может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции по гражданским делам в течение 30 дней со дня принятия мотивированного решения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/osnovaniya-dlya-otkaza.html

Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Отказ в приобретении земельного участка в собственность

Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

Статья 39.16 дополнена подпунктом 14.1 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

Статья 39.16 дополнена подпунктом 26 с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Источник: https://base.garant.ru/12124624/f515ba221534054d146c4b9c054f9e44/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.