Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения

Учебник Земельное право России. – Глава: 14.5. охрана земель сельскохозяйственного назначения онлайн

Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения

Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения понимается система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния.

В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками.

Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы, что обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. В связи с чем в Федеральной целевой программе* предусматривается проведение следующих мероприятий:

*Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 года №694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы». (СЗ РФ. 2000. №27; Ст. 3379).                                            

разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономическогостимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности;

совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;

улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированности населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;

укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.

Так как земли сельскохозяйственного назначения являются основной производственной частью земельного фонда России и занимают там особое место, то для них устанавливается и особый охранительный режим.

Для его осуществления предусматривается несколько элементов:

а) особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях;

б) обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;        

в) наличие разнообразных мер ответственности за нарушение правового режима сельскохозяйственных земель, Законодательство Российской Федерации предусматривает наличие нескольких видов ответственности за нарушения правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

1) Административная ответственность.

В статьях Земельного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды. Наложение штрафов на виновных не снимает с них обязанности по устранению нарушения. Налагаются и взимаются штрафы полномочными Государственными органами, к которым следует отнести и местные органы Госкомзема, а также органы санитарного и эпидемиологического контроля, органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. Полномочный орган рассматривает материалы о наложении штрафа в установленном порядке и в срок от пяти до пятнадцати дней. Штраф взыскивается в бесспорном порвдке. Но это может быть обжаловано в суд, решение которого обязательно.

2) Уголовная ответственность. В Земельном кодексе указано, что уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом. Но в новом Уголовном кодексе есть лишь одна статья (254) об уголовной ответственности за земельные правонарушения.

В ней говорится, что отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Но ясчитаю, что наличие лишь единственной статьи является большим пробелом в законодательстве. Ведь старый Уголовный кодекс предусматривал ответственность в частности за самовольный захват земель.

3) Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и интересам собственников, землепользователей и арендаторов земли независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий. Ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного; при возникновении имущественного вреда; если имеется вина причинителя.

4) Дисциплинарная ответственность, регулируемая трудовым законодательством. Но в устаревшем Земельном кодексе об этом виде ответственности ничего не говорится.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно.

Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления.

Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективно хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов.

Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв.

Поэтому необходимо скорейшее принятие нового Земельного кодекса и внесение соответствующих изменений в законодательство РФ. Нужно разработать реально действующий механизм реализации вновь принимаемых и уже принятых актов и законов.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и признаки правового режима земель.

2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения как общего объекта (правовой режим, свойственный всем землям сельскохозяйственного назначения).

3. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения как родового объекта (правовой режим категории земли).

4. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения как объекта непосредственного правового регулирования (правовой режим земельных угодий).

5. Государственные органы земельной реформы.

6. Функции государственного регулирования режима использования земель сельскохозяйственного назначения. .

7. Субъекты правоотношений по использованию земель в широком смысле.

8. Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле.

9. правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения.

10. В чем суть правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения?

Источник: http://robotlibrary.com/book/46-zemelnoe-pravo-rossii/87-145-oxrana-zemel-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya.html

Особенности правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения

Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения


В настоящей статье рассмотрены особенности правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения. Освещены проблемные вопросы правового регулирования земель рассматриваемой категории и предложены пути их решения как на доктринальном, так и на законодательном уровне.

Ключевые слова: почва, земля, законодательство, охрана земель, рациональное использование, земли сельскохозяйственного назначения

In this article, the peculiarities of legal protection of agricultural lands are considered. The problematic issues of the legal regulation of lands of this category are highlighted, and ways of their solution are suggested, both at the doctrinal and legislative levels.

Keywords: soil, land, legislation, land protection, rational use, agricultural lands

В современных условиях хозяйствования проблема рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения приобретает особую актуальность.

Это связано, прежде всего, с тем, что земельные ресурсы подвергаются значительному антропогенному воздействию, происходит их деградация и, как следствие, снижение качества и плодородия почв, ухудшение экологического состояния земельных ресурсов.

Стоит заметить, что особую актуальность эта проблема приобретает в период реформирования аграрных и земельных отношений, которые требуют надлежащего правового регулирования.

Несмотря на то, что в последнее время в Российской Федерации принят целый ряд законодательных актов по регулированию земельных отношений, правовое регулирование отношений в сфере обеспечения охраны земель иногда отстает от потребностей общества и в некоторой степени остается противоречивым.

Конституционное положение о том, что земля является основой жизни и деятельности народов, находящейся под особой охраной государства (ст.

9 Конституции Российской Федерации [1]), в первую очередь касается земель сельскохозяйственного назначения.

Именно поэтому решение этой проблемы должно осуществляться путем внедрения действенной системы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения.

По данным федерального статистического наблюдения, по состоянию на 1 января 2016 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляет 383,7 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 197,7 млн. га.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 186 млн. га. При этом более 26 % (101,4 млн.

га) несельскохозяйственных угодий составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства, значительная часть которых (28 %) занята лесом [5].

Законодательное определение охраны земель закреплено в ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации [2] (далее — ЗК РФ) и рассматривается как деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

При этом следует заметить, что в тех случаях, когда меры по охране земель получают правовое закрепление, необходимо говорить о правовой охране земель.

В научной юридической литературе предлагается доктринальное определение правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения как комплекса почвозащитных, экономических, нормативно-технических и государственно-правовых средств, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия и целостности почв, их защиту от деградации, ведение сельскохозяйственного производства с соблюдением почвозащитных технологий и обеспечения экологической безопасности окружающей среды [6].

В этом определении прослеживается позиция, согласно которой правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения охватывает не только консервативную охрану земель, то есть сохранение и предотвращение их ухудшения, но и восстановление и улучшение состояния земель сельскохозяйственного назначения, составляющей которых является почва.

Ужесточение требований к правовой охране почв объясняется рядом причин. Среди основных причин ухудшения состояния почвенного покрова земельных участков, на наш взгляд, следует выделить следующие:

– отсутствие надлежащей стратегии в землепользовании и охране почв;

– пренебрежение концепцией устойчивого землепользования;

– недееспособность национальных и отраслевых и отсутствие региональных программ охраны почв;

– игнорирование проблем ресурсно-комплексного подхода к развитию сельских территорий в процессе земельных преобразований и тому подобное.

Кроме этого, практически не формируется методология, критерии, нормативы и принципы почвоохранного упорядочения современных агроландшафтов, а также правовые, экономические и социальные предпосылки сохранения и плодородия почв. Таким образом, особенностью правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения является введение в законодательстве усиленной охраны почв как структурной характеристики земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 13 ЗК РФ рассматривает содержание охраны земель через призму системы мероприятий в области охраны земель, а именно:

– воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

– защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

– защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Следует также отметить, что правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения законодательно урегулирована Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [3] (далее ФЗ № 101-ФЗ), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4].

В Главе IV ФЗ № 101-ФЗ закреплены мероприятия по государственному регулированию деятельности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, заключающиеся в:

– государственной комплексной системе наблюдений;

– разработке федеральных и региональных программ использования и охраны земель, документации по землеустройству в области охраны земель;

– создании экологической сети;

– осуществлении природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионного и других видов районирования (зонирования) земель;

– экономическом стимулировании внедрения мероприятий по охране и использованию земель и повышения плодородия почв;

– стандартизации и нормировании.

Таким образом, по нашему мнению, можно произвести классификацию средств по охране земель сельскохозяйственного назначения:

– почвозащитные средства (защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, высушивания, загрязнения, уплотнения и других негативных процессов);

– организационно-технические средства (снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель);

– рекультивация нарушенных земель, консервация деградированных сельскохозяйственных угодий, рациональная организация территории);

– экономические средства (финансирование мероприятий по восстановлению качества нарушенных земель, осуществление консервации земель за счет средств государственного бюджета, возмещение потерь сельскохозяйственного производства и направление соответствующих средств на повышение плодородия почв, улучшения сельскохозяйственных угодий и их охрану);

– освобождение от уплаты земельного налога на период освоения неиспользуемых земель и улучшение их качества);

– нормативно-технические средства (соблюдение установленных норм отвода земельных участков, соблюдение стандартов и нормативно-технических документов по охране земель, нормирование отвода земельных участков, соблюдение нормативно-технических требований проектов отвода земельных участков и проектно-сметных показателей размещения на этих землях производственных, коммунальных и других объектов);

– юридические средства (наличие нормативно-правовых норм регулирующего характера, осуществление мониторинга за состоянием охраны сельскохозяйственных угодий; проведение агрохимической паспортизации земель; осуществление контроля за соблюдением действующего земельного законодательства в этой сфере; применение юридической ответственности).

При этом следует подчеркнуть, что перечень мероприятий по охране земель законодательно должен быть максимально исчерпывающим. По мнению почвоведов Шилова Л. Л., Тонконогова В. Д.

[7], один и тот же вид мероприятий может быть использован в различных типах зон конкретных областей.

Способы же осуществления конкретных мероприятий зависят от типа ландшафта, а иногда и от его региональных особенностей [4, ст. 345].

Таким образом, особенностью правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения является введение системы специальных мероприятий по охране как количественного, так и качественного состояния земель.

Однако, по нашему мнению, для осуществления охраны земель сельскохозяйственного назначения необходима комплексная программа с полным и конкретным перечнем целенаправленных мер, которая должна предусматривать оптимальное сочетание и эффективное использование организационных, технических, технологических, экологических и экономических факторов и рычагов регулирования и совершенствования землепользования, предоставление ему характера экологически ориентированного воздействия на собственников и землепользователей с целью поощрения и побуждения их к радикальному улучшению и охране земель.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/204/50019/

Особенная часть глава 12 правовой режим земель сельскохозяйственного назначения – страница 7

Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения

Страница 7 из 7

Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения понимается система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ).

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.

1.  Земля в Российской Федерации охраняется как основа жиз­ни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способа­ми, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельс­ком и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.

2.     Целями   охраны   земель   являются:

  • предотвращение деградации, загрязнения и захламления, наруше­ния земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной дея­тельности;
  • обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональ­ное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом зональных, региональных особенностей.

3.     Земельным   законодательством   разработаны   виды   стимули­рования   рационального    использования    и    охраны   земель,    которые включают:

  • выделение средств из федерального бюджета республик в соста­ве РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджет­ных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компен­сацию при снижений доходов в результате консервации земель, нару­шенных не по вине лиц, использующих эти земли;
  • освобождение от платы за земельные участки,  находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;
  • компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в резуль­тате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохран­ные объекты;
  • поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников сов­хозов, лесхозов и других предприятий,  а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
  • установление повышенных цен на экологически чистую сельско­хозяйственную продукцию;
  • полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по  охране земель,  повышению плодородия почв.  Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов РФ.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны1.

Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств.

Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения повер­хности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природ­ных качеств и свойств.

В связи с появлением частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на землю и многообразием форм исполь­зования земли возникает большая необходимость в охране, прежде всего, частной и других форм собственности на землю и прав пользо­вателей этой землей.

Охрана прав пользователей .землей заключается в охране прав и законных интересов указанных субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязанностей.

Различная роль земли в отдельных областях народного хозяйства обусловливает особенности их правового режима, а это в свою оче­редь определяет специфику охраны этих земель.

Конечная цель всех земель состоит в обеспечении рационального и эффективного их использования всеми пользователями землей, ко­торым они предоставлены.

Охрана прав пользователей землей обеспечивает их устойчивость и эффективность.

Она гарантирует указанным субъектам права воз­можность беспрепятственно и спокойно пользоваться землей, успеш­но осуществлять на ней ту деятельность, для которой земля предо­ставлена.

Благодаря охране прав указанных субъектов права обеспе­чивается возможность полного и эффективного использования земельных богатств России1.

Источник: https://uristinfo.net/agropravo/106-bv-erofeev-zemelnoe-pravo-rossii/2703-osobennaja-chast-glava-12-p.html?start=6

Правовая охрана земель с-х назначения

Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения

1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

2.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В связи с тем что земли сельскохозяйственного назначения являются основной производственной частью земельного фонда России занимают там особое место, то для них устанавливается и особый охранительный режим.

Для его осуществления предусматривается несколько элементов:

а) особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях;

б) обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;

в) наличие разнообразных мер ответственности за нарушение правового режима сельскохозяйственных земель. Законодательство РФ предусматривает наличие нескольких видов ответственности за нарушение правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

1. Административная ответственность – самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды.

2.

Уголовная ответственность – отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде

3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и интересам собственников, землепользователей и арендаторов земли независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности.

4. Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

Понятие особенности и классификация источников АП, локальные акты

Источники аграрного права – это система правовых актов, содержащих нормы аграрного права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами в сфере сельскохозяйственного производства.

Характерной особенностью источников аграрного права является наличие большого числа локальных нормативных правовых актов, принимаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно.

Под локальным правовым актом можно понимать результат самостоятельной нормотворческой деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя (органов его управления) или с участием трудового коллектива (его выборных представительных органов), учитывающий не только особенности сельскохозяйственного производства в целом, но и специфику конкретного сельскохозяйственного производства, условия его функционирования в системе рыночных отношений.

Классификация источников:

1. Конституция РФ;

К первой группе норм Конституции РФ относятся нормы, про­возглашающие права и свободы граждан в сфере предпринима­тельской деятельности.

Ко второй группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие формы собственности на землю и другие при­родные ресурсы, и порядок их использования.

В третью группу норм Конституции РФ входят нормы, регу­лирующие трудовые отношения и имеющие общий характер.

К четвертой группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие систему государственных органов, их компетен­цию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружаю­щей среды.

2.

Федеральные законы:

– ФЗ “О развитии сельского хозяйства в Российской Федерации”;

– ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”;

– ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”;

– ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”;

– ФЗ “О личном подсобном хозяйстве”.

3. Указы Президента РФ;

4. Постановления Правительства РФ;

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (прежде всего приказы Министерства сельского хозяйства РФ);

6. Конституции и уставы субъектов РФ;

7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ:

– Закон Томской области “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Томской области”;

– Закон Томской области “О личном подсобном хозяйстве в Томской области”;

Закон Томской области “О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области”.

8. Акты органов местного самоуправления;

9. Локальные нормативные правовые акты. По содержательному признаку локальные акты можно классифицировать на акты, которые регулируют:

– внутрихозяйственные отношения в сфере производства: Устав, бизнесплан, коллективный договор, положение о внутрихозяйственном расчете;

– социальные отношения: коллективный договор, положения;

– трудовые отношения: инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, о премировании, инструкции по охране труда.

Международные договоры, ратифицированные РФ, акты международных сельскохозяйственных организаций, членами которых является Российская Федерация, включаются в систему нормативно-правовых актов, содержащих нормы аграрного права (Устав Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) от 16 октября 1945 г.).

1 международное соглашение по сахару от 20.03.1992

Источник: https://infopedia.su/12x3982.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.