Приватизацией государственного и муниципального имущества является

Содержание

Приватизация государственной и муниципальной собственности

Приватизацией государственного и муниципального имущества является

Все предметы / Государственное и муниципальное управление / Приватизация государственной и муниципальной собственности

Приватизация государственной и муниципальной собственности

Определение 1

Приватизация государственной и муниципальной собственности – это отчуждение имущества, собственником которого является Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, на возмездной основе в собственность юридических и физических лиц.

Осуществление приватизации государственной и муниципальной собственности выполняется в соответствии с рядом принципов, к числу которых можно отнести:

  • во-первых, признание равенства покупателей имущества, принадлежащего государству, его регионам и муниципальным образованиям;
  • во-вторых, открытость действий органов государственного и муниципального управления при продаже государственного и муниципального имущества;
  • в-третьих, отчуждение государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц только на возмездной основе, то есть за плату или в обмен на акции акционерных обществ, доли хозяйственных обществ;
  • в-четвертых, самостоятельное осуществление приватизации муниципальной собственности органами муниципального управления в соответствии с федеральным законодательством.

Решения относительно условий приватизации государственной собственности принимаются согласно прогнозным планам приватизации. Условия приватизации содержат в себе следующие данные:

  • наименование имущества, подлежащего приватизации, с указанием его характеристик;
  • способ приватизации имущества, его начальная цена, срок рассрочки при ее предоставлении;
  • иные сведения, которые требуются для приватизации имущества.

Замечание 1

Порядок принятия условий приватизации определяется органами государственного управления регионального уровня и местного самоуправления.

Способы приватизации государственной и муниципальной собственности

Законодательство предусматривает различные возможности приватизации государственной и муниципальной собственности. К числу способов осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности можно отнести следующие:

  • Продажа государственной и муниципальной собственности в форме аукциона. Данный способ приватизации используется при отсутствии каких-либо условий по отношению к собственности для покупателей. Приобретение имущества осуществляется тем покупателям, который предложил самую высокую цену в ходе торгов. Продажа муниципального и государственного имущества осуществляется в открытой форме. Участники в ходе торгов заявляют свои предложения относительно цены на государственное или муниципальное имущество. При наличии только одного участника аукцион признается несостоявшимся. На прием заявок участников аукциона выделяется 25 и более дней. По окончании приема заявок на принятие решения о присвоении статуса участников аукциона дается пять рабочих дней. Проведение аукциона осуществляется в течение 3 рабочих дней с момента присвоения статуса участникам аукциона. Участие в аукционе подтверждается задатком, величина которого составляет 20% от начальной цены государственной или муниципальной собственности;
  • Продажа на специализированном аукционе акций акционерных обществ. Данный способ приватизации государственной и муниципальной собственности подразумевает продажу акций в форме открытых торгов, по результатам которых победители становятся собственниками акций по единой цене за единицу. Аукцион проводится в открытой форме. При наличии одного участника аукцион признается несостоявшимся. На осуществление приема заявок выделяется 25 дней. Проведение аукциона осуществляется через 10 рабочих дней с момента присвоения статуса участников аукциона;
  • Конкурсная продажа акций, долей в уставных капиталах, объектов культурного наследия. Данный способ приватизации применяется при наличии условий, которые покупатель должен выполнить в отношении приобретаемого объекта. Конкурс проводится в открытой форме. В ходе торгов участники конкурса заявляют свои предложения относительно цены государственной или муниципальной собственности. При наличии одного участника конкурс признается несостоявшимся. Прием заявок осуществляется в 25-дневный срок. Присвоение статуса участников конкурса осуществляется в течение 5 рабочих дней после приема заявок. На проведение конкурса дается три рабочих дня;
  • Продажа муниципальной и государственной собственности без объявления цены. Данный способ приватизации применяется при несостоявшейся публичной продаже государственного или муниципального имущества. В этом случае не устанавливается начальная цена продажи. Претенденты на покупку направляют свои предложения по цене посредством информационных сообщений. Продажа проводится в открытой форме. Право приобретения государственной или муниципальной собственности отдается тому покупателю, который предложил наибольшую цену. В случае получения одинаковых предложений по цене победителем становится тот, кто выставил более раннюю заявку;
  • Внесение муниципальной и государственной собственности в качестве вклада в уставный капитал. Данный способ приватизации осуществляется по решению органов государственного и муниципального управления. Приобретаемая доля акций не может быть менее 25% плюс 1 акция. Данный способ приватизации применяется в случае учреждения акционерных обществ или при оплате дополнительно размещаемых акций в случае увеличения уставного капитала уже существующих акционерных обществ;
  • Продажа акций по результатам процедуры доверительного управления. Данный способ приватизации применяется по отношению к лицу, который в результате конкурса заключил договор доверительного управления акциями. Приобретение акций осуществляется по окончании срока действия договора доверительного управления. Заключение договора купли-продажи осуществляется одновременно с заключением договора доверительного управления с победителем конкурса.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/privatizaciya_gosudarstvennoy_i_municipalnoy_sobstvennosti/

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизацией государственного и муниципального имущества является

Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации).

При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК).

Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»).

Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — ) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция.

Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества.

Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

Порядок приватизации государственного муниципального имущества в 2021 году

Приватизацией государственного и муниципального имущества является

» Жилищные споры » Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

774 просмотров

Приватизация имущества государства и муниципалитета началась в 1992 году. До этого момента вся подобная недвижимость если и выдавалась в частные руки, то делалось это специально, сознательно и за особые заслуги. Например, сотрудникам заводов дарили квартиры. Теперь же приватизировать можно практически все, за исключением отдельных объектов, имеющих важную роль в жизни страны.

Закон

Приватизация регулируется достаточно обширным перечнем законодательных актов:

Помимо всего перечисленного, существуют еще и локальные законы в разных регионах, которые также так или иначе могут влиять на приватизацию, порядок действий, условия и многие другие элементы.

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизацииТребования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ.Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма.Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей.Не относятся к ветхому жилью.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.

Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:

  • Доступно исключительно для граждан РФ.
  • Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
  • Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
  • Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
  • Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Строго определенного и законодательно закрепленного порядка действий по приватизации имущества не существует, однако он уже долгое время практически не меняется и успел устояться примерно в указанном ниже виде.

Процедура

Самое главное – подобрать необходимый объект приватизации. Это не актуально для жильцов социальных квартир или пользователей земли, так как у них особого выбора нет. Как следствие, данный пункт важен для тех физических или юридических лиц, которые планируют платную приватизацию (выкуп объекта у государства).

Следующим пунктом будет подготовка требуемой документации. Она может серьезно отличаться в зависимости от того, кто, что и на каких условиях приватизирует. Примерный перечень документов представлен ниже.

Следующий этап – подготовка заявления. Форма и содержание отличаются в зависимости от многих факторов, потому рекомендуется перед началом процедуры уточнить конкретный вид данного документы или заполнять его непосредственно на месте, перед подачей.

Дождавшись решения и получив разрешение на приватизацию останется лишь оформить все должным образом. Например, в случае с квартирой следует обращаться Росреестр и получать свидетельство на право собственности. Сейчас этот документ заменен выпиской из ЕГРН, что в принципе одно и то же.

Необходимые документы

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.

Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:

  • Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
  • Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
  • Выписка из домовой книги: 200 рублей.
  • Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
  • Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
  • Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.

Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.

Отдельно нужно отметить необходимость оплачивать налоги. Это основной минус приватизации, так как до этого налоги платить не нужно было. Конкретные цифры зависят от типа недвижимости, ее размера, расположения, назначения и многих других параметров.

Приватизация муниципального и государственного имущества, особенно если это нежилая недвижимость – сложная и неоднозначная процедура. Без наличия нужного опыта она может растянуться на слишком длительный срок. На бесплатной консультации наши специалисты помогут разобраться с наиболее спорными и популярными вопросами. Они же готовы выступить в качестве представителей клиента, облегчая и ускоряя процедуру.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Приватизацией государственного и муниципального имущества является

Последние изменения: Январь 2021

На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки.

Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже.

Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.

Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)

Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам

В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:

  • жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней;
  • земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое;
  • предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки.

С ее помощью решаются вопросы:

  • повышения эффективности работы или использования объектов;
  • снижение зависимости от бюджета страны;
  • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
  • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
  • работа по снижению доли монополий;
  • стимулирование рынка кредитования.

Благодаря переводу имущества в частный сектор, появляются новые возможности инвестиций и расширение числа собственников. Применительно к приватизации жилья, граждане получили возможность решать свои жилищные проблемы самостоятельно, приняв в личное владение недвижимость и распорядившись ею по собственному усмотрению.

Как приватизируется государственная или муниципальная собственность

 

Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:

  1. С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
  2. Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
  3. Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
  4. При конкурсной реализации акций таких предприятий.
  5. Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
  6. Через торги на бирже.
  7. При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
  8. Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.

Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.

: приватизация комнаты в коммунальной квартире.

Порядок действий

В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.

Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:

  1. Этап планирования будущих мероприятий.
  2. Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
  3. Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
  4. Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.

Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.

Читайте так же: как проходит приватизация земли под частным домом.

Если, по мнению желающего участвовать в приватизации в действиях муниципалитета усматриваются нарушения законов, оспаривать их предстоит только в судебном порядке, без каких-либо гарантий на успешное рассмотрение дела.

Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.

Вне зависимости от принадлежности объекта (государство или местный орган власти), этапы и правила переоформления в частные руки совпадают по основным параметрам.

Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:

  1. Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
  2. При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
  3. Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте: как оформить земельный па в собственность.

Благодаря приватизации граждане смогли стать собственниками жилья, а предприимчивые люди получили шанс развития бизнеса на базе предприятий, находившихся ранее в ведомстве государства. Начатая в начале 90-х годов приватизация стала мощным толчком для развития предпринимательства и экономики в целом, позволяя перестроить работу государственных объектов в условиях конкурентной борьбы и стремлению к увеличению прибыли.

В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/privatizatsiya/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизацией государственного и муниципального имущества является
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.