Приватизация жкх

Можно ли и как приватизировать квартиру с долгами за коммунальные услуги в 2021 году?

Приватизация жкх

Приватизация квартиры с долгами по коммунальным платежам российским законодательством не запрещена.

Однако на практике граждане часто сталкиваются с необоснованными отказами в реализации своего законного права. В большинстве случаев эти затруднения можно разрешить.

В статье вы найдете пошаговый алгоритм о том, как действовать лицу, желающему стать законным собственником жилплощади при наличии большой задолженности.

Особенности приватизационного процесса при наличии долгов

Приватизация – это передача имущества из государственного или муниципального фонда в частные руки. Бесплатно приватизировать жилье можно один раз.

Обычно в частную собственность граждан переходят квартиры, занимаемые ими на основании договора социального найма.

То есть лицо, которое зарегистрировано и проживает в муниципальном жилище, может при соблюдении ряда требований перейти из статуса нанимателя в статус собственника.

Поскольку приватизации чаще всего предшествует длительное проживание в квартире, нередки ситуации, когда жильцы накапливают долги за коммунальные услуги. Причины возникновения задолженности могут быть разные, но это не освобождает пользователя от его обязанности платить по счетам.

В результате, когда гражданин инициирует процедуру перевода имущества в категорию частной собственности, возникает ряд трудностей с управляющими организациями, ЖЭКами, отделами по приватизации. Наиболее типичные сложности:

  • Должнику отказывают в выдаче справок и выписок, необходимых для предъявления в орган приватизации;
  • Орган приватизации отказывает в приеме заявления и не начинает процесс передачи собственности.

Подобные действия уполномоченных органов не являются законными. Даже при наличии большого долга сотрудники ЖЭКа обязаны выдать запрашиваемые справки, а работники департамента городского имущества или жилищного агентства обязаны принять заявление на приватизацию.

Кто вправе приватизировать жилье

Каждый гражданин вправе бесплатно один раз получить от государства жилье. Исключение предусмотрено только для несовершеннолетних. Если ребенок участвовал в приватизационном процессе до 18 лет, после совершеннолетия разрешено еще раз безвозмездно приобрести государственную жилплощадь.

Отказать в прошении о приватизации могут, если лицо ранее уже истратило свое право. Также согласно ст. 4 ФЗ №1541-1 запрещено передавать в частную собственность жилые помещения:

  • В общежитиях;
  • В закрытых военных городках;
  • Относящиеся к категории служебных.

Среди других препятствий для приватизации объекта является его незаконная перепланировка или отсутствие согласия на изменения режима собственности от всех зарегистрированных жильцов.

Квартиру можно приватизировать с наличием задолженности по коммунальным услугам. Ни в ФЗ №1541-1 о приватизации, ни в ФЗ №218 о госрегистрации недвижимости нет указаний на то, что долг является основанием для отказа гражданину в его ходатайстве о передачи имущества.

Как приватизировать жилье с долгами: пошаговая инструкция

Приватизация квартиры с долгом по квартплате или по другим услугам ЖКХ осуществляется в обычном порядке. Особенностью в данном случае выступает высокий риск того, что на первых этапах процедуры гражданин столкнется с неправомерными отказами со стороны разных органов.

Шаг первый – постановка жилья на кадастровый учет

Проверить, состоит ли объект на кадастровом учете, можно на сайте Росреестра. Если сведения внесены, нужно переходить на следующую стадию.

Если информация в реестре отсутствует, необходимо получить техпаспорт в БТИ и обратиться в Кадастровую палату.

Сотрудник палаты выедет по адресу, осуществит необходимые замеры, а гражданину выдадут выписку из ЕГРН, подтверждающую внесение всех необходимых сведений в государственные базы.

Как правило, на этом этапе вопрос о наличии долга по коммплатежам еще не стоит. Чаще всего сложности возникают на следующей стадии.

Шаг второй – подготовка пакета документации

Перечень документов, необходимых для начала приватизационного процесса, довольно обширный и состоит из таких позиций:

  • Заявления на приватизацию;
  • Паспортов или свидетельств о рождении всех зарегистрированных жильцов;
  • Справки по форме №2 о неучастии или участии в приватизации по прежним местам прописки;
  • Архивной выписки о зарегистрированных лицах с прежних мест прописки;
  • Ордера или договора соцнайма на приватизируемую квартиру;
  • Техпаспорта на приватизируемую квартиру;
  • Выписки из домовой книги по форме №9 (часто документ еще называют справка о составе семьи);
  • Выписки из лицевого счета.

Именно с последними двумя пунктами у неплательщиков по коммуслугам чаще всего возникают затруднения. Выписку из домовой книги и выписку из лицевого счета выдает управляющая компания или другая управляющая организация (ТСЖ, ЖЭУ или ЖКХ).

Сотрудники часто отказываются представлять документы на запрос гражданина, аргументируя свой отказ необходимостью сначала погасить задолженность.

Однако подобное поведение не имеет под собой законного основания и является лишь неправомерным способом «мотивации» должника заплатить по счетам.

Шаг третий – подача документов в орган приватизации

После того, как пакет документов подготовлен, его необходимо передать в орган приватизации. В каждом регионе существует свой регламент подачи обращения и определена структура, занимающаяся вопросами бесплатной передачи жилой недвижимости.

В некоторых городах обращения принимаются только через МФЦ, в других населенных пунктах заявления передаются напрямую в департаменты городского имущества, в третьих – в жилищные агентства, БТИ или специальные государственные бюджетные управления.

Не важно, какая именно организация уполномочена рассматривать заявления о приватизации – документы от гражданина должны быть приняты в любом случае.

На этом этапе граждане, которые накопили долг по коммунальным платежам, также могут столкнуться со сложностями. Нередко сотрудники отдела приватизации не принимают документы у должников.

Как и в ситуации со справками с ЖЭКа, подобное поведение служащего неправомерно.

Даже если есть основания отказать в ходатайстве, документы должны быть приняты, рассмотрены, а гражданину обязаны вручить письменный аргументированный отказ. Устные отказы недопустимы.

Шаг четвертый – регистрация приватизированного имущества

Успешный приватизационный процесс завершается заключением договора о передаче жилья в частную собственность и фиксацией этой сделки в государственном реестре.

На этом этапе шанс получить отказ в регистрации квартиры в связи с наличием долга по ЖКХ практически нулевой. Причина в том, что регистратор работает в специальной системе и все свои решения оформляет через этот ресурс.

А законодатель не предусматривает наличие неуплаченных счетов по коммуслугам как основание для отказа в проведении регистрации права собственности.

Какие реальные последствия неуплаты долга

Накопление задолженности по ЖКХ не лишает лицо права на приватизацию. Даже если долг большой, все запрашиваемые справки должны быть выданы, а поданные документы приняты. Однако это не значит, что неплательщик избежит негативных последствий неуплаты.

До момента передачи квартиры в частную собственность проживающий в ней гражданин считается только пользователем. Основание, на котором лицо занимает жилплощадь, – это договор соцнайма или найма. Заключив этот договор, стороны берут на себя ряд обязанностей.

обязанность жильца – бережно относиться к муниципальному или государственному имуществу и вовремя платить за коммунальные услуги. Это предусмотрено в ст. 67 ЖК. А согласно ст. 83 ЖК, если наниматель не платит по счетам более полугода, собственник жилья, например, муниципалитет, вправе расторгнуть соглашение и выселить граждан.

Расторжение договора и выселение из жилья возможно исключительно в судебном порядке. Наймодатель не вправе принимать подобные решения самостоятельно.

Как защитить свои права: советы юриста

Если лицо решило приватизировать квартиру, но столкнулось с намеренным созданием препятствий со стороны чиновников, можно обратиться за помощью к юристам.

Участие в процессе квалифицированного специалиста обычно заставляет сотрудников управляющих компаний и органов приватизации действовать строго в соответствии с нормами закона.

Однако нужно учесть, что наличие задолженности позволяет собственнику жилплощади выселить неплательщиков через суд.

Несколько советов от юриста для тех, кто приватизирует жилье с долгами по коммплатежам:
  1. Если сотрудники паспортного стола или управляющей компании отказываются выдать справку о составе семьи, выписку из лицевого счета, необходимо пожаловаться руководителю. Обратиться можно как в устной, так и письменной форме.
  2. Пойти на прием к соответствующему руководителю нужно и в том случае, когда орган приватизации отказывается принимать у должника документы.
  3. При отсутствии реакции со стороны руководства можно пожаловаться в прокуратуру или в Государственную жилищную инспекцию. В обоих случаях жалобщик вправе воспользоваться онлайн приемными на официальных сайтах организаций.
  4. В любой ситуации не нужно соглашаться только на устные пояснения. Необходимо требовать письменный отказ, поскольку именно этот документ в первую очередь доказывает неправомерность действий конкретного лица.
  5. Если предыдущие мероприятия оказались безрезультатными, остается обжалование неправомерных действий в судебном порядке. Этот способ наиболее затратный в плане времени и денег. Как правило, именно на этом этапе граждане чаще всего привлекают юристов для оказания правовой помощи. Хотя во многих случаях обращение еще до начала процесса приватизации гарантирует разрешение конфликта без суда.

Можно ли договориться

Начать тяжбу с чиновниками, которые незаконным путем хотят «выбить» долги, довольно просто, но обычно для обеих сторон более приемлемым остается мирное разрешение инцидента. Возможные предложения по урегулированию спора:

  • Попросить управляющую компанию об отсрочке платежа;
  • Договорится о рассрочке – погашении долга несколькими частями;
  • Ходатайствовать о списании части задолженности;
  • Составить письменное обязательство о погашении долга после продажи приватизированной квартиры.

Очень часто граждане приватизируют недвижимость с целью ее продажи. Закон не запрещает продать квартиру с долгом. При этом нужно помнить, что задолженность числится за человеком, а не за недвижимостью.

Поэтому старые долги согласно п. 5 ст. 153 ЖК и п. 2 ст. 223 ГК не перейдут на новых хозяев. Приобретатели платят за обслуживание жилья только с момента регистрации права собственности на имущество.

Правило о том, что новые хозяева не отвечают по старым догам, действует по всем видам услуг, кроме капитального ремонта. Если по адресу квартиры есть задолженность за капремонт, после купли-продажи обязанность по уплате задолженности перейдет к новому собственнику. Основание – п. 3 ст. 158 ЖК.

Если квартира с долгами пока не приватизирована, но на нее уже есть покупатель, можно договориться с последним об уплате аванса. Тогда задолжавший наниматель сможет расплатиться по счетам еще до момента начала приватизации.

Образцы документов

Скачать образец заявления в муниципалитет на приватизацию квартирыСкачать образец иска в суд об обжаловании отказа в приватизацииСкачать образец жалобы в ГЖИСкачать образец жалобы в прокуратуру

Источник: https://glavny-yurist.ru/privatizaciya-kvartiry-s-dolgami-po-kommunalnym-platezham.html

Приватизация жилья в России: история и статистика

Приватизация жкх

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 лет назад, 4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда», который положил начало приватизации жилья в России.

Предыстория

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно— строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда».

Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было «способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров».

Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Закон о приватизации

4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который предусматривал «бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде».

С 23 декабря 1992 г. закон носит название «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и действует до сих пор с изменениями.

Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий.

В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма.

В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку.

Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.

Действующим законодательством также допускается деприватизация — отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.

Сроки

Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривает.

С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение.

Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2016 г. президент РФ Владимир Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

Обсуждается вопрос и о дальнейшем ее продлении.

Статистика

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. — 75%.

Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г. всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, т. е. 79% от подлежащих приватизации. В январе 2016 г. глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

Процент приватизированных квартир между регионами разнится. Например, в Чувашии он составляет 83,3%, в Хабаровском крае — 76,5%.

В Москве, по данным департамента городского имущества на апрель 2016 г., приватизировано 2,8 млн квартир (более 85%), из них в 2015-2016 гг. перешли в частную собственность 60,7 тыс.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/34086039-privatizatsiya-zhilya-v-rossii-istoriya-i-statistika/

Фас подготовила предложения по передаче жкх в регионах в частные руки :: экономика :: рбк

Приватизация жкх

На частный бизнес, согласно предложениям ФАС, должно приходиться не менее 40% рынка жилищно-коммунального хозяйства. Представитель ФАС отказался комментировать цифры из проекта, указав, что его итоговый вариант пока не готов.

Рынок объемом 2,4 трлн руб.

Объем рынка жилищно-коммунальных услуг в 2016 году составил 2,4 трлн руб., говорилось в исследовании компании Bussinesstat, это почти в полтора раза больше его размера в 2012 году. «Показатель рос как за счет увеличения натурального объема рынка, так и за счет повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги», — отмечают аналитики.

По их прогнозу до 2021 года рынок продолжит расти темпами 4–6% ежегодно (в натуральном выражении, то есть по количеству обслуженных помещений). Ускорить рост может госпрограмма по обеспечению комфортным жильем, а замедлить — низкие реальные доходы граждан, указывала Bussinesstat.

На ЖКХ приходится 27,5% всего объема оказываемых населению платных услуг, подсчитал Аналитический центр при правительстве.

Вопрос в том, существует ли в принципе «рынок ЖКХ» — это старая терминология, а сейчас жилищное и коммунальное хозяйство, по сути, отдельные отрасли, рассуждает председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. Жилищным сектором управляют физические или юридические лица или представляющие их публичные организации, а за коммунальный несет ответственность государство, напоминает он. Рассчитать долю сектора на уровне 40% из-за этого невозможно, считает эксперт.

Даже когда частный сектор присутствует в секторе ЖКХ, государство все равно должно устанавливать квоты, отмечает партнер EY Валентина Федосеева. «С точки зрения целеполагания сектор ЖКХ контролирует государство. Присутствие частного сектора в ЖКХ существует во всем мире, но руководящая и контролирующая роль остается за государством», — указывает она.

Второй вариант

Даже оставшиеся в региональной собственности предприятия ЖКХ не должны управляться государством.

ФАС предлагает передать объекты, находящиеся в собственности субъектов или муниципалитетов, в концессию (договор, при котором частная компания инвестирует в объект, находящийся в госсобственности, и использует его на безвозмездной основе). Сделать это предлагается до 2020 года при посредстве конкурсных процедур.

Но инвесторы не считают концессию хорошим инструментом для вложения средств, указывает Широков, это происходит из-за «политического тарифа».

Государство «лезет в регулирование тарифов с точки зрения заигрывания с населением», и поэтому компании не смогут отбить инвестиции, указывает Широков: «Пока не будет инвестиционно правильно рассчитанного тарифа, концессия [в ЖКХ] полностью не заработает». При должной степени эффективности управления компании могут вернуть инвестиции в ЖКХ, возражает Федосеева.

Идея приватизации ЖКХ обсуждалась в правительстве в 2011 году, вопросом занималось, в частности, Министерство регионального развития (упразднено в 2014 году), писали «Ведомости».

Однако, как сообщал позднее «Коммерсантъ», власти решили отказаться от этих планов.

Источники издания объясняли это опасениями правительства из-за вероятности социальных катастроф в случае банкротств частных владельцев предприятий ЖКХ.

Государство все больше и больше оказывает административное влияние на отрасль и занимается «не своими вопросами», говорит Широков.

Социальные факторы вновь могут затормозить приватизацию: если государство передаст социально значимые коммунальные объекты частным инвесторам, то будет зависеть от них, добавляет эксперт.

Коммунальное хозяйство должно контролироваться властями, подчеркивает Широков.

Социальные риски в сфере ЖКХ существуют всегда, указывает Федосеева. Но минимизировать их должен тот же контроль государства через договоры концессии или другие юридические инструменты. «При этом нужно соблюсти баланс, чтобы бизнес не боялся идти в ЖКХ», — считает Федосеева.

Регионы с самодостаточными бюджетами «не испытывают острой необходимости в сокращении государственного участия на конкурентных рынках, так как бюджеты таких субъектов вполне справляются с самыми затратными своими проектами», отмечает в документе ФАС. В качестве примера в ведомстве приводят Москву, где большинство работ по благоустройству и эксплуатации жилищного фонда и улично-дорожной сети ведут ГУП и бюджетные учреждения — на них в столице приходится 70% от всех предприятий в отрасли.

46% государства

Среди других предложений доклада — приватизация непрофильных активов компаний, долями в которых владеют регионы, а также продажа долей государства в компаниях, работающих на конкурентных рынках. ФАС неоднократно настаивала на разгосударствлении экономики — в конце года президент Владимир Путин подписал план по увеличению конкуренции, включающий в себя и сокращение доли государства в ВВП.

Экспансия госсектора в России стала однозначным трендом, писали эксперты Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.

Доля госсектора в ВВП, по оценке ЦСР, составила 46% по итогам 2016 года, хотя еще в 2006-м находилась на уровне 39,6%.

Центр предлагает провести инвентаризацию госсобственности, отменить неактуальные ограничения на приватизацию и сократить количество малых предприятий на балансе государства.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/09/02/2018/5a7c63759a794794eeae9c5e

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.