Распределение земель населенных пунктов

Содержание

Состав земель в Российской Федерации

Распределение земель населенных пунктов
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Состав земель в Российской Федерации

Институт деления земель согласно целевому назначению традиционен для отечественной правовой системы. Основанием распределения земель по категориям признается их назначение.

Словосочетание «состав земель» использовано в названии ст.7 Земельного кодекса РФ. Речь здесь идет об их делении на категории согласно целевому назначению.

Примечательно, что в тексте рассматриваемой статьи и далее, в пределах главы I ЗК РФ «Общие положения» о составе земель более не упоминается.

В иных главах Кодекса используются более узкие по содержанию понятия, например, «состав земель запаса».

Легальное определение состава земель в законодательстве отсутствует. Обычно его трактуют как совокупность показателей соотношения земель по их состоянию и допустимым способам использования.

Категории земель

Институт деления земель согласно целевому назначению традиционен для отечественной правовой системы. Современный Земельный кодекс сохранил все семь категорий, существовавшие в аналогичном кодексе РСФСР. Названия некоторых из них претерпели некоторые изменения, однако содержательное наполнение и правовой режим остались прежними.

Основанием распределения земель по категориям признается их назначение.

Категория земель – более общий термин. Целевое назначение – более узкий. Если мы говорим о землях сельхозназначения, то такие земли могут использоваться как для ведения личного подсобного хозяйства, так и для садоводства. В данном случае при изменении целевого назначения категория (земли сельхозназначения) не меняется.

Законодатель обязывает землевладельцев, землепользователей и арендаторов использовать их участки согласно целевому назначению, принадлежности к соответствующей категории земель. Регулирование условий использования земель разных категорий обусловлены содержанием глав XV-XVIII Земельного кодекса РФ.

Принадлежность к категории – основа правового режима каждого участка. Деление земель представляет собой некое зонирование территории России, имеющее принципиальное значение для подсчета ресурсов всех отраслей народного хозяйства. Любой участок должен быть отнесен к определенной категории земель. Этот параметр указывается в каждом из приведенных документов:

  • гражданский договор, предметом которого выступает участок;
  • индивидуально-правовой акт муниципалитета или иной госструктуры о предоставлении участка в собственность, аренду, временное пользование;
  • выписки из земельного госкадастра, ЕГРН.

Земли сельскохозяйственного назначения

Прежде всего, земли сельхозназначения – это стратегический объект социальной жизнедеятельности, основа экономического и экологического благополучия государства в целом и каждого региона в отдельности. Они находятся за пределами поселений и предназначены для ведения индивидуального подсобного хозяйства либо выращивания, переработки с/х продукции в промышленном объеме.

Регулирование правового положения земель сельхозназначения в России обеспечивается с помощью главы XIV Земельного кодекса РФ и тематического ФЗ № 101, посвященного обороту рассматриваемого вида земель.

Особенности земель сельхозназначения связаны со способностью порождать сельскохозяйственную продукцию.

В отличие от земель промышленности, являющихся лишь пространственным базисом для хозяйствования, земли сельскохозяйственного назначения – ключевое средство и непременное условие сельскохозяйственного производства. В состав этой категории земель входят:

  • угодья сельхозназначения, в числе которых пашни, пастбища, сенокосы;
  • участки, на которых размещены замкнутые водоемы, внутрихозяйственные коммуникации и пути, защитные насаждения;
  • участки, занятые постройками сельхозназначения.

Одним из принципов земельного, природоресурсного и экологического законодательства признается приоритет сельскохозяйственных угодий. Плодородные земли сельскохозяйственного назначения используются, преимущественно для обустройства пашен, садов и других многолетних насаждений.

Земли населенных пунктов

Регулирование правового положения рассматриваемого типа земель обеспечивается главой XV ЗК РФ. Земли населенных пунктов служат территориальной базой для возведения и реконструкции различных сооружений, а также их комплексов.

Земли населенных пунктов находятся в ведении советов депутатов муниципальных образований. Порядок застройки перспективных земель сельских поселений устанавливается проектами планировки и застройки; неперспективных – правилами внутрихозяйственного землеустройства. Их особенности обусловлены нахождением в пределах городской черты.

Земли населенных пунктов используются для развития поселений, размещения жилой, социально-бытовой, культурной и производственной застройки. Земли населенных пунктов отделены от иных типов земель границами соответствующих поселений.

Земли промышленности, энергетики, транспорта

Главой XVI ЗК РФ установлен правовой режим земель промышленности, транспорта. На участках названной категории концентрируется большое количество предприятий разных сфер народного хозяйства.

По этой причине земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания более других нуждаются в дополнительном регулировании в виде зонирования. Законодатель специально регламентирует виды разрешенного использования земель отдельных подкатегорий (связи, энергетики, обороны).

Специфический правовой режим земель промышленности установлен с целью создания надлежащих условий для:

  • эксплуатации оборудования и целостных комплексов промпредприятий;
  • обеспечения технического, ядерного, санитарного благополучия.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Регулирование положения этой категории земель обеспечено главой XVII ЗК РФ. Земли особо охраняемых территорий и объектов имеют особую ценность, обусловленную специфическими свойствами: эстетическими, оздоровительными, природными. Они также могут иметь культурное, рекреационное значение, представлять ценность для науки или истории.

Земли особо охраняемых территорий и объектов зачастую изъяты из круговорота обыденной хозяйственной деятельности. Виды разрешенного использования земель этого типа жестко ограничены таким образом, чтобы не разрушать их ценные свойства.

Земли лесного фонда

Правовой режим земель лесного фонда определяется нуждами лесоохраны, лесоразведения и лесозаготовки. Понятие и состав земель лесного фонда урегулированы главой XVII ЗК РФ. Лесной кодекс увязывает понятия «земли лесного фонда», «лесной фонд». Последний образуют:

  • природные и высаженные леса, кроме расположенных на землях обороны и землях поселений;
  • незалесненные земли лесного фонда.

Незалесненные земли лесного фонда включают:

  • участки, отведенные для восстановления лесов после пожаров и вырубки;
  • участки, предназначенные для нужд лесных хозяйств и фактически занятые постройками, с/х угодьями, дорогами и подобным;
  • болота, каменистые россыпи, иные малопригодные для лесоразведения участки.

Правовой режим земель лесного фонда обусловлен режимом расположенной на них природных объектов. Наиболее строг режим охраны лесов первой группы, наименее – лесов третьей. Включение в земли лесного фонда отдельных участков либо их изъятие из рассматриваемой категории осуществляется с учетом предписаний Лесного кодекса России.

Земли водного фонда

Понятие и состав земель водного фонда определятся главой XVII ЗК РФ и обусловлен содержанием Водного кодекса РФ. К землям водного фонда относятся земли:

  • занятые природными и искусственными водными объектами, в том числе – ледниками и болотами;
  • полосы отвода по берегам;
  • водоохранные зоны;
  • зоны охраны водохозяйственных гидротехнических сооружений.

Земли водного фонда используются для удовлетворения:

  • питьевых и бытовых нужд граждан (приоритетны);
  • потребностей рыбохозяйственных, сельскохозяйственных, промышленных и других потребителей государства и муниципальных образований.

Правовой режим земель водного фонда во многом обусловлен положениями Водного кодекса России. В частной собственности могут пребывать лишь обособленные водные природные объекты. Изменение русла или конфигурации водных объектов не влечет смены формы соб-ственности. В компетенции муниципальных образований находятся воды, обеспечивающие потребности местных потребителей.

Земли водного фонда предназначены для организации водопользования, которое может предполагать забор воды или обходится без непосредственного ее изъятия.

Земли водного фонда зачастую предоставляться в пользование для удовлетворения однородных потребностей, нередко – с ограничением природопользования.

Правовой режим земель водного фонда продиктован необходимостью защиты природы, сохранения водных объектов и организации удобного доступа к водным ресурсам основным пользователям.

Земли запаса

Земли запаса – это земли, которые никогда не передавались в собственность, аренду или пользование либо – изъятые у землевладельцев, арендаторов и землепользователей в связи с нецелевым использованием или иными нарушениями. Обычно земли запаса не освоены и не включены в состав интенсивно эксплуатируемых.

Использование земель запаса возможно, например, для отгонного пастбищного выпаса скота.

Правовой режим земель запаса обусловлен их резервированием для возможного расширения иных категорий земель.

Земли запаса находятся в ведении муниципальных образований. Земли запаса в особенности нуждаются в проведении разного рода землеустроительных работ для выявления территорий, пригодных для сельскохозяйственного, лесохозяйственного освоения.

Земли запаса передаются в пользование после их перевода в иную категорию. В России земли запаса сконцентрированы в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

Виды разрешенного использования земель. Градостроительное зонирование

Условия использования участков каждой категории весьма широки. Так, участки земли сельскохозяйственного назначения используются не только для производства с/х продукции (а это само по себе широкое понятие), но и для ее переработки.

Второй по значимости составляющей правового режима земель в России признается разрешенное использование земель, устанавливаемое путем зонирования.

Параметры и виды разрешенного использования земель устанавливаются муниципалитетами на вверенной им территории. Порядок зонирования муниципальных территорий установлен ст. 85 ЗК РФ.

Однако ее предписания пока не нашли широкого применения.

Основные причины – несовершенство законодательства, незаинтересованность чиновников в организации таких работ, отсутствие административной или дисциплинарной ответственности за непроведение зонирования.

Зонирование территории – настоятельная необходимость в отношении земель разных категорий. Она вызвана необходимостью обеспечить разного рода публичные и частные интересы, среди которых:

  • территориальное планирование;
  • защита прав землевладельцев на использование имущества по собственному усмотрению в установленных законом пределах;
  • охрана земель как основа жизнедеятельности народов России, в том числе – коренных малочисленных.

Градостроительное зонирование подразумевает разбивку территорий муниципальных образований на самостоятельные территориальные зоны (например, деловой центр, промзона, спальный район).

Градостроительное зонирование необходимо в условиях существования рынка земли и недвижимости, когда у отдельных объектов часто меняются собственники.

Градостроительное зонирование позволяет установить рамки использования, реконструкции и достройки недвижимости так, чтобы они сохраняли силу независимо от смены собственников.

Участок одновременно может принадлежать только к одной зоне. Градостроительное зонирование предполагает, что для каждой зоны устанавливается отдельный градостроительный регламент.

В России введен классификатор видов разрешенного использования земель.

Он содержит 12 условных групп и укрупненные виды разрешенного использования, содержащие несколько разрешенных видов использования. Это важно в отношении местностей, направления использования которых находятся на стадии планирования.

Классификатор видов разрешенного использования земель обрел ключевое значение. С конца 2014 года в госкадастр недвижимости не могут быть включены виды пользования, не оговоренные классификатором. Власти каждого муниципального образования обязаны до 2020 года откорректировать установленные ими правила землепользования и застройки согласно классификатору.

Правовой режим использования земель в местах проживания коренных малочисленных народов

Законодательство отражает порядок природопользования этнических групп, оговоренный № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Земли предоставляются им на праве собственности, аренды, сервитута.

Статьей 10 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» запрещена приватизация оленьих пастбищ. Оленеводство входит в число основных видов деятельности таких лиц.

Запрет имеет принципиальное значение для поддержания этнической общности, благосостояния и даже самого существования многих народностей.

Пастбища передаются общинам народов Севера, Сибири, Дальнего Востока для ведения привычного им образа жизни.

В местах хозяйствования коренных малочисленных народов по инициативе муниципалитетов устанавливается особый защитный режим земель, ограничивающий в правах других земле- и водопользователей.

На территориях традиционного землепользования коренных малочисленных народов выделяют самостоятельные зоны, например, стационарные и временнее поселения, участки, используемые для традиционных промыслов, объекты культурного наследия. Их перечень не исключителен.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/sostav-zemel-v-rossijskoj-federacii.html

Распределение земель населенных пунктов по угодьям

Распределение земель населенных пунктов

Состав земельЗемли населенных      пунктов,всегов том числе
земли городских населенных пунктовземли сельских населенных пунктов
Пло-щадь (тыс. га) % Пло-щадь (тыс. га) % Площадь (тыс. га) %
Всего земель   204,3   100   64,0   100   140,1   100
из них:
сельскохозяйственные угодья   120,0   58,7   18,8   29,4   101,2   72,2
Лесные земли   17,8   8,7   15,2   23,8   2,6   1,8
Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд   6,4   3,1   1,5   2,3     4,9   3,5
Земли под водой, включая болота   7,5   3,7   5,8   9,1   1,2   0,8
Земли застройки   26,4   12,9   17,4   27,2   9,0   6,4
Земли под дорогами   24,1   11,8   4,3   6,7   19,8   14,1
Другие земли     2,1   1,1   1,0   1,5   1,1   1,2

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

В данную категорию включены земельные участки, которые расположены за границами населенных пунктов, используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и предприятий промышленности и иного специального назначения. Общая площадь земель данной категории по состоянию на 1 января 2018 года составила40,7 тыс. га или 1,0 % всех земель в административных границах республики.

Земли промышленности и земель иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач включают:

– земли промышленности (7,1 тыс. га). Наибольшую долю земель данной группы имеют Якшур-Бодьинский (1,3 тыс.га или 18,8 % от земель данной группы) и Игринский (1,2 тыс.га или 16,7 %) районы;

– земли энергетики (0,1 тыс. га) расположены на территории девяти районов республики. Наибольший удельный вес (36,8 %) имеют земельные участки в Граховском районе;

– земли транспорта (25,0 тыс.га), в том числе железнодорожного (8,6  тыс.га), автомобильного (15,8 тыс.га), воздушного (0,2 тыс.га) и трубопроводного (0,4 тыс.га).

Наибольший удельный вес земли железнодорожного транспорта  имеют в Малопургинском районе (1,1 тыс.га или 12,8 % от земель данной группы). Из 15,8 тыс.га земель автомобильного транспорта самую большую площадь -1,7 тыс.

га (10,5 %) занимают автомобильные дороги в Завьяловском районе, а также земли воздушного транспорта (100 %) расположены в Завьяловском районе; земли трубопроводного транспорта (0,4 тыс.га) расположены на территории шести районов, самая большая площадь(1,6 тыс.

га или 40,8 %) находится в Можгинском районе;

земли связи, радиовещания, телевидения, информатики (0,1 тыс.га) расположены на территории десяти районов республики;

земли обороны и безопасности (4,6 тыс. га) расположены на территории семи районов, самые большие площади (2,4 тыс.га или 53,2 %) данной группы земель расположены в Камбарском районе;

 земли иного специального назначения занимают в республике 3,8 тыс. га, из них 1,3 тыс.га или 34,6 % площади данной группы  расположены в Завьяловском районе.

На рис.3 показана структура данной категории земель.

Рис. 3 Структура земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

За 2017 год в категории земель промышленности и земель иного специального назначения произошло увеличение общей площади на 0,2 тыс.га по группе земель промышленности. В земли промышленности и земли иного специального назначения всего переведено из земель сельскохозяйственного назначения 211 га.

Земельные участки предоставлялись юридическим и физическим лицам для использования в целяхпромышленности и иного специального назначения, в основном для разработки месторождений нефти и размещения объектов нефтедобычи.

Согласно распоряжениям Правительства Удмуртской Республики в 2017 году предоставлено юридическим и физическим лицам 128 земельных участков для использования в целяхпромышленности и иного специального назначения, в основном для разработки месторождений нефти и размещения объектов нефтедобычи в десяти районах республики: Балезинском, Воткинском, Дебесском, Завьяловском, Каракулинском, Сарапульском, Увинском, Шарканском, Юкаменском и Якшур-Бодьинском районах

Из них предоставлено вновь образованным  двадцати шести юридическим лицам; в 2016 году самые большие площади для размещения объектов нефтедобычи отведены в Сарапульском районе (17,7 % от общей площади отведенных земель).

    Земли промышленности и иного специального назначения в другие категории земель не переводились.

    В структуре угодий, вошедших в состав данной категории, преобладают земли под дорогами 23,1 тыс.га (56,8 % от категории), из низ 14,2 тыс.га приходится на земли, занятые автомобильным транспортом.

    В 2017 году площадь под автомобильными дорогами не изменялась; на 0,1 тыс.га увеличились нарушенные земли в связи с увеличением земельных участков, предоставляемых предприятиям нефтегазодобывающей промышленности.

Сельскохозяйственные угодья занимают площадь 2,2 тыс.га (5,4 %), из которых 1,5 тыс. га приходится на земли, расположенные в полосе отвода железных дорог. Эти земли также предоставляются в виде служебных наделов для огородничества и выпаса скота.

Таблица 5

Распределение земель

Промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения по угодьям

№ п/п Наименование угодий Площадь (тыс. га) В процентах от общей площади категории
1 Сельскохозяйственные угодья 2,2 5,4
2 Лесные площади 3,9 9,6
3 Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд 4,5 11,1
4 Земли под водой, включая болота 0,2 0,5
5 Земли под застройкой 4,4 10,9
6 Земли под дорогами 23,1 56,8
7 Другие земли 2,4 5,7
Итого 40,7 100,0

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 320;

Источник: https://studopedia.net/10_21206_raspredelenie-zemel-naselennih-punktov-po-ugodyam.html

Земли населенных пунктов в 2019 году: понятие и границы, состав, предназначение и порядок использования земельных участков | Земельный эксперт

Распределение земель населенных пунктов

Согласно положениям ст. 83Земельного кодексаРФ, землями населенных пунктов считаются территории, передаваемые под строительство и предназначенные для дальнейшего развития города или села.

Распоряжаются такими наделами местные власти, в частности администрация. Земли могут быть переданы населению, организациям, государственным органам для дальнейшей застройки.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Земли населенных пунктов могут быть предоставлены по праву временного распоряжения в рамках арендного соглашения, в порядке безвозмездной срочной эксплуатации или по праву собственности.

Данные площади играют в жизни населения существенную роль, поскольку именно на этих территориях располагается большая часть жилых домов, размещаются все необходимые здания социальной инфраструктуры, административные постройки, промышленные и производственные сооружения.

Площадь каждой территории зависит от типа поселения, который, в свою очередь, определяется по численности населения. Если количество жителей превышает 3 млн.

человек, речь идет о мегаполисе и, соответственно, земель у данного образования очень много.

Малые сельские поселения могут насчитывать меньше 200 человек, и наделы такого образования имеют незначительную площадь.

Понятие и границы населенных пунктов

В п. 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ указано, что границы городов и сел отделяются друг от друга площадями других групп. В рамках землепользования существует такое понятие, как черта населенного пункта. Этим термином обозначается внешняя граница городов, сел, поселений, которая отделяет их от остальных регионов, городов, поселков.

Важно отметить, что границы города или села не могут иметь пересечений с чертой населенного пункта, выходить за нее, либо накладываться на земельные участки, выделенные частным лицам или организациям.

Порядок изменения границ населенных пунктов позволяет определить и утвердить черту поселения. Мероприятие по разграничению проводится согласно положениям градостроительного регламента.

В результате проведения данной процедуры определяются не только границы села или города, но составляется перечень видов земель, имеющихся в составе всего комплекса.

Установление и изменение границ населенных пунктов

Под установлением и изменением границ поселений понимаются:

  1. Принятие или внесение поправок в генплан города или поселка, где обозначены все границы населенных пунктов, включенных в состав площадей конкретного поселения.
  2. Изменение и принятие схемы территориального планирования общей зоны границ города или села, отражающей границы межселенных зон, то есть площадей, находящихся вне границ поселения.

Утверждение изменения разграничений городов федерального значения производится по решению Совета Федерации.

Независимо от того, произошло ли включение земель в состав территории населенного пункта, права собственников земельных участков, а также арендаторов и землепользователей остаются неизменными.

Состав земель населенных пунктов

Территория города или села может быть представлена наделами, имеющими целевое значение. В состав земель населенного пункта, входят:

  • жилые территории;
  • общественно-деловые площади;
  • зоны производственного характера;
  • наделы инженерно-транспортных инфраструктур;
  • площади рекреационного типа;
  • сельхозугодья;
  • специальные и военные объекты.

Правила эксплуатации указанных земельных участков устанавливаются определенным регламентом с учетом особенностей каждой категории земель.

Во внимание берутся: месторасположение площади, вероятность развития и сочетаемость с другими группами наделов.

Данный регламент устанавливается в рамках одной зоны и является основой правового режима пользования землями и всем, что располагается на площади и под ее поверхностью.

Установленный порядок землепользования является обязательным для каждого распорядителя массива, независимо от типа владения. Собственники и пользователи распоряжаются участками в рамках определенного типа применения. Виды использования земель населенных пунктов определены градостроительным регламентом.

Предназначение земельных участков, входящих в состав различных зон

В зависимости от того, к какой группе земель принадлежит тот или иной участок, выполняется зонирование территорий населенных пунктов. Каждая группа имеет свое описание и функциональное назначение:

  1. Жилые зоны используются для постройки жилых объектов. Также к этой группе можно отнести объекты культурного или бытового назначения. Обычно такие территории используются для индивидуального строительства или застройки зданиями различного типа.
  2. В общественно-деловую группу входят здания административного типа и строения, являющиеся образовательными, социально-культурными центрами, используемыми для общего пользования.
  3. Территории производственного назначения используются для возведения промышленных, коммунальных и складских построек.
  4. Инженерно-транспортные площади предполагаются для размещения различных путей сообщения, в частности, железных дорог, автомобильных трасс, морского, воздушного и трубопроводного типа. Также на данных массивах возводятся инженерно-технические объекты.
  5. Рекреационные зоны подходят для устройства городских парков, скверов, садов, а также для создания искусственных водоемов.
  6. Особо охраняемые территории представляют собой земли, являющиеся историческими или культурными памятниками, а также участки, имеющие важное эстетическое и оздоровительное значение.
  7. Сельскохозяйственные угодья обычно предоставляются под пашни, посадки, а также под возведение зданий, имеющих сельхозназначение.

Территории общего пользования, такие как дороги, улицы, скверы, пляжи и другие земли могут входить в комплекс площадей сел и городов, однако, в приватизации они участие принимать не могут.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-naselennyx-punktov/

Распределение земель по категориям | Студент-Сервис

Распределение земель населенных пунктов

Государственный земельный фонд характеризуют следующие показатели:

  • распределение земель по целевому назначению (категориям);
  • распределение земель по землевладениям, землепользованиям и земельным участкам;
  • классификация земель по угодьям.

Земельным законодательством предусмотрены следующие семь категорий земель:

I – земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и производства сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены колхозам, кооперативным хозяйствам, акционерным обществам и товариществам, государственным сельскохозяйственным предприятиям, научным и учебным сельскохозяйственным учреждениям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

II – земли населённых пунктов. К ним относятся территории в черте (границе) населённого пункта, используемые для застройки и развития населённого пункта и отделённые чертой от других категорий. Черта населённого пункта должна быть утверждена в установленном законом порядке. Функциональное предназначение земель населённых пунктов различно и включает следующие зоны:

  • жилые;
  • общественно деловые;
  • производственные;
  • зоны сельскохозяйственного использования;
  • зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
  • рекреационные;
  • зоны специального назначения;
  • зоны военных объектов;
  • иные территориальные зоны.

III – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения. В эту категорию входят земельные участки промышленных предприятий, организаций связи, телевидения, энергетики, обороны, а также линейные отводы для транспортных магистралей. Целевое назначение этих земель различно и соответствует целям и задачам функционирования предприятий.

IV – земли особо охраняемых территорий и объектов. К этой категории относятся природоохранные, природозаповедные, оздоровительные, рекреационные, историко-культурного назначения с установленными особыми правовыми режимами. В силу их особого экологического предназначения они полностью или частично изъяты из оборота.

V – земли лесного фонда. В эту категорию входят лесопокрытые территории, а также не покрытые, но предназначенные для ведения лесного хозяйства и лесодобывающей отрасли.

Государственные
леса находятся в ведении государственных органов лесного хозяйства, а ведомственные леса предоставляются лесохозяйственным, сельскохозяйственным и иным предприятиям в бессрочное пользование. С 2009 г.

все вкрапливания леса, кустарника, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, проходят регистрацию и передаются в земли лесного фонда.

VI – земли водного фонда. К этой категории относятся: территории, занятые водоёмами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по полосам отводов вдоль водоёмов, каналов. Перевод земель из одной категории в другую – это прерогатива компетентных государственных органов.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В соответствии с данными государственной статистической отчетности, площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2014 г.

составила 1709,8 млн га без учета внутренних морских вод и территориального моря, из них 386,5 млн га – земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время ведутся работы по инвентаризации земель
двух новых регионов Российской Федерации. Это Республика Крым и город федерального значения – Севастополь.

В течение 2013 г. переводы земель из одной категории в другую затронули практически все категории земель. В большей степени это коснулось земель запаса, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, а также земель сельскохозяйственного назначения (табл. 2).

Правовое регулирование земельных отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществлялось в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таблица 2

Удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади увеличился на 400 тыс. га. В 2014 г. площадь земель запаса уменьшилась на 1600 тыс. га по сравнению с 2013 г.

При огромной площади земельного фонда России доля сельскохозяйственных угодий составляет менее 13 %. Большая часть земель непригодна или малопригодна для сельскохозяйственного
использования. Треть территории России приходится на регионы, занятые горными почвами, 13 % – на почвы тундр, 12 % – на болотные почвы, около 6 % – на засоленные почвы и солонцы.

Стоит отметить, что недостаточная эффективность государственного контроля, экстенсивный характер хозяйствования и техногенез привели к угрожающей деградации почвенного покрова
сельскохозяйственных угодий.

На данный момент в России: 70 млн га – подвержены эрозии и дефляции; 73 млн га – имеют повышенную кислотность; 40 млн га – засолены в разной степени; 26 млн га – переувлажненыи заболочены; 12 млн га – засорены камнями; 7 млн га – засорены кустарниками и мелколесьем; 5 млн га – загрязнены радионуклидами; более 1 млн га подвержены опустыниванию; 56 млн га пашни страны характеризуются низким содержанием гумуса; 28 млн га – низким содержанием фосфора; 12 млн га – низким содержанием калия; 2 млн га земель нарушено в результатедобычи полезных ископаемых и торфа; 62 тыс. га занято шламонакопителями и хвостохранилищами; 67 тыс. га занято санкционированными и несанкционированными свалками;240 тыс. га занято под размещение отходов; 16 тыс. га захламлено в населенных пунктах; более 35 млн га пашни не используются в сельскохозяйственном производстве (залежь); 1, 7 млн газанимают овраги; 6,8 млн га почвенного покрова пойм речных долин затоплено водами водохранилищ; 6,3 млн га – незакрепленные пески; 180 тыс. га земель подвергнуты консервации

вследствие их деградации; большие площади пахотных почв (40 %) и пастбищ переуплотнены.

Таким образом, земельные ресурсы Российской Федерации нуждаются в более рациональном и эффективном использовании, особенно земли сельскохозяйственного назначения, для дальнейшего предотвращения ухудшения качества почвы. Земля всегда будет главным богатством нашей страны, поэтому к ней нужно относиться с особенной заботой.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/raspredelenie-zemel-po-kategoriyam/

Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Распределение земель населенных пунктов

1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 — 100 настоящего Кодекса.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

11.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Источник: http://stZKRF.ru/85

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.