Сравнение плана и карты

План и карта

Сравнение плана и карты

20.01.2021

План и карта

Сравнение видов изображения местности

ПоказательРисунокПланАэрофотоснимок(снимок из Космоса)
Видсбокусверхусверху
Размеризображаемой территории (местности)небольшойнебольшой (школьный двор, микрорайон горо­да, дачный уча­сток, деревня)различный — отне­больших участков (районов города или сельской местности) до материков, океа­нов и даже целиком земного шара
Точностьсравнительно низкаяповышенная, для чего применяются специальные ин­струментывысокая, поскольку это фотография
Способ изображе­нияобъекты изо­бражены в натуральном, привычном для нас видеобъекты изобра­жены с помощью условных знаковобъекты изображены в натуральном, но непривычном для нас виде из-за большого расстояния и высоты
Использование че­ловекомдля нагляд­ностидля ознакомления с местностью, для ориентирования на местностидля изучения изобра­женной территории, для составления про­гнозов

Масштаб –

показывает степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе по сравнению с действительным расстоянием на местности.

Существует несколько видов записи масштаба: численный, именованный и графический.

Численный масштабИменованный масштабЛинейный масштаб
Выражается дробью, в числителе которой единица, а в знаменателе число, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности. Чем больше знаменатель, тем меньше изображение объектов на карте.Пояснение, сопровождающее численный масштаб, указывается на всех картах в виде записи, например: «в 1см – 50м». Это значит, 1см карты соответствует 5000см местности.График в виде прямой линии, разделенной на равные части (см). У каждого деления линии подписывают соответствующее ему расстояние на местности.Для непосредственного определения расстояний и размеров объектов используют циркуль-измеритель.

Чем меньше масштаб карты, тем существеннее искажение.

Условные знаки показывают местоположение объектов, их качественную и количественную характеристики. Условные знаки делятся на:

Контурные (масштабные)ВнемасштабныеЛинейные
Изображают объекты местности с соблюдением масштаба карты или плана (контур леса, озера).Изображают объекты, размеры которых не отображаются в данном масштабе карты или плана (колодец, памятник, насыпь)Масштабны по своей длине и конфигурации, но внемасштабны по ширине (реки, дороги, каналы).

Изолинии –
линии на карте, соединяющие точки с разными значениями изображаемых явлений:

глубин – изобаты,

давление – изобары,

температуры – изотермы,

количество осадков – изогисты,       

скорости ветра – изотахи,

абсолютной высоты – изогипсы(горизонтали).

Ориентирование –

определение своего местоположения на местности относительно сторон горизонта с помощью карты,

приборов или местных признаков.

Анаксимандр из Милёта (ок. 610 — после 547 гг, до н. э.) — древнегреческий  ученый, вероятно, первый, ус­тановивший основные стороны  

горизонта. Создал геоцен­трическую модель космоса, первую географическую карту.

Горизонтом – называется  часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.

Линия горизонта – граница видимого пространства, где нам кажется, что небо сходится с землей.

Основные стороны горизонта – север, восток, юг, запад.

Промежуточные стороны горизонта северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад.

Азимут (истинный) – угол, между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке, принимающий значение от 0  до 360  .

Азимут (магнитный) угол, отсчитываемый по часовой стрелке от северного конца магнитного меридиана до  направления на предмет (0  – 360 ).

Изображение неровностей земной поверхности

Все неровности земной поверхности называют – рельефом.

Прибор определяющий высоту местности называется – нивелир.

Абсолютная высота – высота над уровнем моря.

Относительная высота – превышение одной точки местности над другой.

Высота сечения рельефа – разность высот двух соседних горизонталей.

Бергштрихи – черточки на горизонталях, показывающие направление понижения склонов.

                                               Типы глазомерной съемки

Полярная                                                                     Маршрутная

(азимутальная) съемка местности                       больше подходит для съемки

больше подходит для ограниченного                 вытянутых и протяженных

участка местности, и производится                    участков местности и произ-.

из одно точки – полюса.                                         Водится с нескольких                          

                                                                                     полюсов, в пределах

                                                                                     взаимной видимости.

Географическая карта– уменьшенное  и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции, географические объекты которой переданы условными знаками.

Картографическая проекция – математический способ изображения земной земного шара на плоскости.

Картография — наука о создании и использовании карт, а также  глобусов и планов.

Легенда — перечень всех используемых на картах услов­ных  знаков и объяснения к ним.

Изображение на карте:

СпособыПримерыПрименение
ЗнакивнемасштабныеЭлектростанции, портыИзображение объектов, локализованных в пунктах, не выраженных в масштабе
Линейные знакиРеки, дорогиИзображение объектов, локализованных на линиях
Гипсометрическая окраскаРельеф суши и океанаИзображение рельефа на мелкомасштабных картах
Качественный фонСтраны, типы почвРайонирование территории по какому-либо признаку
ИзолинииИзотермы, изогиетыРавные значения количест­венного показателя
АреалыАреалы распространения  животных, растенийОбозначение районов рас­пространения какого-либо явления
Линии движенияВетры, теченияПеремещение явления в пространстве
Локализованные диаграммыГодовой ХОД температуры, осадковДиаграммы, характеризу­ющие территории

План и карта и их основные отличия

ПланКарта
Величина изображаемойплощадиНебольшие участки местно­сти (до 100 км2)Большие территории земной по­верхности (до миллионов км2)
Масштаб1:5000 и более крупный1:10000 и более мелкий
Форма изображенийНе учитывается кривизна шарообразной поверхности Земли (допускается, что изо­бражаемые участки плоские)Обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежны искажения                  объектов. Высчитывается поправка за кривизну Земли
Способы изображенияНаносятся все объекты и детали местности в заданном масштабеИзображаемые объекты и детали отбираются в зависимости от со­держания карт
Изображение рельефаГоризонталями и отметками высотГоризонталями, отметками высот, послойной окраской
ОриентированиеНаправлением на север счи­тается направление вверх, на юг – вниз, на запад – сле­ва, на восток – справаНаправление север-юг определяют меридианы, запад-восток – парал­лели            
Градусная сеткаОтсутствуетМеридианы и параллели

                Сравнение плана местности и географической карты

СходстваРазличия
План местностиГеографическая карта
Виды изображения местности на плос­кости (как прави­ло, на бумаге)Изображена    ограни­ченная (как правило, небольшая) по площа­ди территорияИзображена сравнительно крупная по площади тер­ритория
Это уменьшенное изображение мест­ности; при их по­строении исполь­зуется масштаб (количество раз уменьшения ре­альных расстоя­ний)Применяется    только крупный масштаб (не мельче 1:5000,т.е. в 1 см — 50 м)Применяется более мелкий масштаб (мельче 1:5000)
Это обобщенное изображение (на них изображены не все объекты, а только самые крупные или важные)Изображение более подробное (этого позволяет добиться более крупный масштаб)Изображение более обобщенное (поскольку изображаемая территория более крупная, а масштаб изображения мельче)
При изображении объектов используются условные знаки (правда, различные для планов и карт)При построении не учитывается кривизна земной поверхности (поскольку на плане местности изображена небольшая по площади территория, кривизна земной поверхности практически не влияет на это изображение)Кривизна земной поверхности учитывается (поскольку на геогр.карте изображена более крупная по площади территория, кривизна земной поверхности уже, как правило, значительно влияет на это изображение); искажения, возникающие из-за кривизны земной поверхности, по возможности сокращаются с помощью картографических проекций.
Широко применяются в хозяйственной деятельности человекаОтсутствует градусная сеть, направление на север (и вообще сторон горизонта) определяется по стрелке «север-юг» или по положению боковых рамокГрадусная сеть присутствует, направление на север (и на другие стороны горизонта) определяется по градусной сети, т.е. по направлению меридианов и параллелей.

Формирование знаний о Земле →

Источник: http://8geo.ru/info/plan-i-karta

Сравните план местности и географическую карту. Чем они различаются? (тут картинок нет, и, если что, не будет и дальше) Результат оформите в виде таблицы. Поехали!

Сравнение плана и карты

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 3

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 4

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 5

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 6

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 7

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 8

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 9

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 10

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 11

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 12

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 13

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 14

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 15

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 16

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 17

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 18

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 19

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

0

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

1

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

2

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

3

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

4

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

5

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

6

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Источник: https://znanija.org/geografiya/1764260.html

Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта

Сравнение плана и карты
 

Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта

Карта – уменьшенное обобщенное условно-знаковое изображение поверхности Земли (ее части), других планет или небесной сферы, построенное в масштабе и проекции (т. е. по математическому закону).

Различие карт по масштабу. В зависимости от масштаба карты делят на три группы: крупномасштабные, среднемасштабные, и мелкомасштабные. Крупномасштабные карты имеют масштаб 1:200 000 и крупнее.

К этой группе относятся топографические карты. Среднемасштабные имеют масштаб мельче 1:2 000 000 и до 1:1 000 000 включительно.

К мелкомасштабным картам относят карты, построенные в масштабе мельче 1:1 000 000.

При создании карты производится строгий отбор того, что на ней будет изображено и написано. Этот отбор называетсякартографической генерализацией. Как правило, чем мельче масштаб карты, тем меньше на ней показано объектов, т. е. тем строже ее генерализация. Важную роль в картографической генерализации играет назначение карты и ее тематика.

План местности – чертеж местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе (1:5000 и крупнее).

Построение планов осуществляется в ходе глазомерной, инструментальной или комбинированной съемок непосредственно на местности или на основе расшифровывания аэрофотоснимков.

Планы отражают небольшую по площади территорию (несколько километров), и поэтому при их построении кривизна земной поверхности не учитывается.

Отличие плана от карты: 1) на планах изображаются небольшие участки местности, поэтому они строятся в крупных масштабах (например, в 1 см – 5 м). Карты показывают значительно бóльшие территории, их масштаб мельче;

2) план изображает местность подробно, сохраняя точные очертания изображаемых объектов, но только в уменьшенном виде. Крупный масштаб плана позволяет отразить на нем практически все объекты, находящиеся на местности.

На карту, имеющую более мелкий масштаб, все объекты нанести не удается, поэтому при создании карт производится генерализация объектов. Точные очертания всех объектов на карте также показать нельзя, поэтому они искажаются в той или иной мере.

Многие объекты на карте, в отличие от плана, изображаются внемасштабными условными знаками;

3) при построении плана кривизна земной поверхности не учитывается, т. к. изображается небольшой участок местности. При построении карты она учитывается всегда. Карты строят в определенных картографических проекциях;

4) на планах нет градусной сети. На карту обязательно наносят параллели и меридианы;

5) на плане направление на север считается направлением вверх, направление на юг – вниз, на запад – влево, на восток – вправо (иногда на плане направление север – юг показано стрелкой, которая не совпадает с направлением вверх – вниз). На картах направление север – юг определяется по меридианам, запад – восток – по параллелям.

Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах

Условные знаки – обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов и их качественных и количественных характеристик.

С помощью условных знаков обозначают как реальные объекты (например, населенные пункты), так и абстрактные (например, плотность населения).

Условные знаки предназначены для того, чтобы указать вид и некоторые характеристики изображенных на карте объектов (явлений) и определить их положение в пространстве.

Условные знаки бывают:

– внемасштабными (используются для того, чтобы изобразить объекты, которые не могут быть выражены в масштабе карты). Это рисунки или геометрические фигуры, Родники форма которых обычно напоминает изображаемый объект (рис. 1). Буквенные символы также относятся к внемасштабным условным знакам

– линейными (используются для изображения объектов линейного характера – рек, дорог, границ, трубопроводов и др.). В масштабе они передают только длину и форму объекта, ширина их преувеличена, поэтому ее измерить нельзя (рис. 2);

Рис. 1

Рис. 2

– площадными, или контурными (используются для изображения географических объектов, занимающих некоторую площадь – озеро, массив леса и т. д.). Передают действительную величину объектов (рис. 3). Состоят из контура (леса, болота и т. п.) и его заполнения (цвет, штриховка).

Рис. 3

Пояснительные условные знаки (например, стрелки, показывающие направление течения реки, фигурки лиственных и хвойных деревьев и др.), подписи, буквенные и цифровые обозначения также несут определенную информацию на карте.

На крупномасштабных картах чаще используются площадные и линейные условные знаки, на мелкомасштабных – внемасштабные.

Картографические способы изображения

Способ качественного фона.

Применяется для изображения на карте качественных особенностей определенных объектов или явлений, имеющих сплошное распространение на земной поверхности или занимающих большие площади.

Суть его заключается в том, что на карте выделяют однородные по определенному признаку (признакам) участки (например, природные зоны) и закрашивают (или штрихуют) их в подобранные для них цвета (штриховки).

Способ ареалов. Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо явления (например, территория, на которой обитает определенное животное, или территория, на которой выращивается та или иная сельскохозяйственная культура, и т. п.).

Способ изолиний. Изолинии (от греч. isos – равный) – линии на географических картах, проходящие по точкам с одинаковым значением какого-либо количественного показателя (температуры, количества осадков, глубины, высоты и т. д.), характеризующего изображаемое явление.

Например, изотермы – линии, соединяющие места с одинаковой температурой; изобаты – линии, соединяющие места с одинаковой глубиной; горизонтали – линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой.

Суть способа изолиний заключается в том, что на карте пункты с одинаковыми величинами определенного показателя соединяют тонкими линиями, т. е. наносят изолинии.

Определение направлений, измерение расстояний на плане и карте

Линии движения. Линиями (стрелками) показывают направление движения каких-либо объектов – воздушных масс, ветров, океанических течений, рек и т. п.

На плане север – юг показано стрелкой. Если на плане нет стрелки, то считается, что оно север – вверху, юг – внизу.

На карте направления определяются с помощью градусной сети. Направление север – юг соответствует направлению меридианов, запад – восток – параллелей.

Измерения азимутов по картам производят с помощью транспортира. Азимут – угол, образуемый в данной точке или на карте между направлением на север и какой-либо предмет и отсчитывающийся по часовой стрелке.

Так, если предмет находится строго к северу от точки, в которой находится наблюдатель, то азимут на него составит 0°, к востоку – 90°, к югу – 180°, к западу – 270°. Азимуты могут иметь значения от 0° до 360°.

Для того чтобы измерить азимут по карте, нужно через начальную точку определяемого направления провести линию, параллельную направлению север – юг. Затем также через точку провести линию, соединяющую точку и объект, на который требуется определить азимут.

А затем с помощью транспортира измерить образовавшийся угол (азимут), учитывая, что азимут всегда отсчитывается по часовой стрелке.

Определение географических координат

Градусная сеть и ее элементы. Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие). Все точки экватора равноудалены от полюсов.

Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора. Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями.

Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10–20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток.

Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности – меридианы. Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов (рис. 4).

Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км: 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета.

В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли. Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Рис. 4

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности. Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°.

К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана. Например, географические координаты мыса Челюскин (крайней северной точки Евразии) – 78° с. ш.

и 104° в. д.

Определение расстояний на карте

Масштабом называется отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии в действительности.

Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на карте уменьшено относительно реального расстояния на местности.

Если, например, масштаб географической карты 1: 1 000 000, это значит, что 1 см на карте соответствует 1 000 000 см на местности, или 10 км. Различают численный, линейный и именованный масштабы.

Численный масштаб изображается в виде дроби, у которой числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз уменьшены линии на карте (плане) относительно линий на местности. Например, масштаб 1:100 000 показывает, что все линейные размеры на карте уменьшены в 100 000 раз.

Очевидно, чем больше знаменатель масштаба, тем масштаб мельче, при меньшем знаменателе масштаб крупнее. Численный масштаб – это дробь, поэтому числитель и знаменатель даются в одинаковых измерениях (сантиметрах). Линейный масштаб представляет собой прямую линию, разделенную на равные отрезки.

Эти отрезки соответствуют определенному расстоянию на изображаемой местности; деления обозначаются цифрами. Мера длины, по которой нанесены деления на масштабной линейке, называются основанием масштаба. В нашей стране основание масштаба принято равным 1 см. Количество метров или километров, соответствующее основанию масштаба, называют величиной масштаба.

При построении линейного масштаба цифру 0, от которой начинается отсчет делений, обычно ставят не у самого конца масштабной линии, а отступив на одно деление (основание) вправо; на первом же отрезке налево от 0 наносят наименьшие деления линейного масштаба – миллиметры.

Расстояние на местности, соответствующее одному наименьшему делению линейного масштаба, отвечает точности масштаба, а 0,1 мм – предельной точности масштаба. Линейный масштаб по сравнению с численным имеет то преимущество, что дает возможность без дополнительных вычислений определять действительное расстояние на плане и карте.

Именованный масштаб – масштаб, выраженный словами, например, в 1 см 75 км. (рис. 5).

Рис. 5. Масштабы

Измерение расстояний на карте и плане.

Измерение расстояний с помощью масштаба… Нужно прочертить прямую линию (если нужно узнать расстояние по прямой) между двумя точками и с помощью линейки измерить это расстояние в сантиметрах, а затем следует умножить полученное число на величину масштаба.

Например, на карте масштаба 1: 100 000 (в 1 см 1 км) расстояние равно 5 см, т. е. на местности это расстояние составляет 1/5 = 5 (км). Измерять расстояние по карте можно и с помощью циркуля-измерителя. В этом случае удобно пользоваться линейным масштабом.

Источник: https://student.zoomru.ru/georgaf/sravnenie-svojstv-geograficheskoj-karty-i/81185.661920.s1.html

Урок по географии

Сравнение плана и карты

Тема:Сравнение географической карты с планом местности. Значение карты.

Цель: сформировать представление у учащихся о различиях между географической картой и планом местности, значением карты.

Задачи:

Образовательная: изучить различия между картой и планом местности, значение карты.

Воспитательная: воспитать активную, целеустремленную личность, способную самостоятельно решать поставленные задачи.

Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти внимания, быстроты логического мышления, развивать кругозор, картографические навыки.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

Настрой на урок.

«Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Зеленый — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Приветствие учителя.

2. Этап актуализации знаний

Опрос по теме « Особенности изображения земной поверхности на мелкомасштабных общегеографических картах». Пересказ параграфа

Пересказывают параграф

3. Этап изучения нового материала

-Географические карты и планы местности — это уменьшенные изображения земной поверхности, выполненные в масштабе при помощи условных знаков. Они изображают земную поверхность на плоскости. Но между географическими картами и планами местности имеются и различия.

Отличия плана местности от географической карты

Признаки

План местности

Географическая карта

Охват

территории

Небольшой участок местности

Вся Земля или крупные участки ее поверхности

Масштаб

Незначительное уменьшение: очень крупный масштаб (до 1 : 5000, иногда до 1 : 10 000 включительно)

Значительное уменьшение: крупный, средний и мелкий масштабы (мельче 1 : 10 000)

Изображение

объектов

Подробное изображение, точные очертания объектов

Обобщенное изображение даже крупных объектов

Наличие градусной сетки

Градусная сетка отсутствует

Градусная сетка присутствует

Определение сторон горизонта

По стрелке С—Ю или рамкам плана

По меридианам и параллелям

В отличие от плана местности, на котором показывают небольшой участок земной поверхности, на карте изображают более обширные по площади территории. Поэтому на планах местности и картах используются разные масштабы: на планах — очень крупный масштаб, на картах — более мелкий. В связи с этим изображения на плане очень подробные, а на карте — обобщенные.

Значение карт в жизни и хозяйственной деятельности.

-Сферы использования географических карт необычайно разнообразны. В открытом океане штурманы судов прокладывают курс, ежедневно используя карты-лоции.

Архитекторы, проектируя сооружения, анализируют карты коммуникаций и транспортных потоков. Карты используют строители и энергетики, работники сельскохозяйственных и транспортных организаций.

Карты являются рабочим инструментом историков, археологов, этнографов.

Приведите примеры (ответы учащихся)

По назначению карты делятся на:

  • научно-справочные,

  • туристские,

  • учебные,

  • дорожные,

  • навигационные

Запись числа, темы урока.

Записывают конспект урока. Отвечают на вопросы.

4. Закрепление знаний

Ответить на вопросы на стр. 50

Отвечают на вопросы

5. Рефлексия

Итог работы на уроке выполнить с помощью приема «Чемодан, мясорубка, корзина»:

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Выбирают, как поступят с информацией, полученной на уроке.

6. Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок. Запись домашнего задания в дневники: § 17, пересказ. Выучить конспект. Подготовиться к практической работе №2 (стр. 50). Выполнить задания на стр. 51 письменно в тетради.

Записывают домашнее задание.

Источник: https://infourok.ru/urok-po-geografii-sravnenie-karti-s-planom-mestnosti-znachenie-karti-2298710.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.