Условные обозначения на географической карте 4 класс

Содержание

Конспект урока по окружающему миру «Что такое географическая карта и как ее читать?», 4 класс

Условные обозначения на географической карте 4 класс

Окружающий мир 4 класс

Тема «Что такое географическая карта и как ее читать?»

Ф.И.О. учителя: Андреева Наталья Юрьевна.

Место работы: Саверовский филиал МБОУ «Репинская СОШ».

Цели урока:

– дать понятие географической карты, учить находить и показывать объекты на ней.

– формировать познавательный интерес и экологическое мировоззрение.

– прививать навыки поисковой деятельности.

Задачи урока:

Обучающие: научить пользоваться географической картой и правильно читать её.

Развивающие: развивать кругозор уч-ся, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру.

Формируемые УУД:

Познавательные:

– знание условных обозначений, умение читать карту, находить на ней заданные объекты.

Регулятивные:

– формирование организации учебного труда;

– умение распределять рабочее время на уроке.

Коммуникативные:

– умение отвечать на вопросы, дополнять, комментировать ответы товарищей.

– умение оказывать помощь друг другу при выполнении заданий.

Личностные:

– стремление узнавать новое, совершенствовать имеющиеся навыки.

Тип урока: изучение нового.

Формы работы: групповые, индивидуальные, в парах.

Оборудование: физические карты России, мира; условные знаки: река, равнина, горы, море.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

– для чего составили карты ?

-что можно определить по карте?

-сформулируйте тему урока.

3.Постановка учебной задачи.

– чему должны научиться на уроке? (познакомиться с картой России,

научиться читать её).

4.Решение УЗ.

– Как нам решить эту проблему?

– Что поможет нам?(карта, условные обозначения, учебник)

1. Загадка:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Что это? (карта)

– Наша Родина велика и прекрасна. Карта поможет тебе, не выходя из

класса совершить путешествие в любой ее уголок

2. Изучение географической карты.

– Что такое географическая карта?

– Что находится на географической карте?

Ответы детей.

Давайте рассмотрим.

– Моря. Каким цветом изображены?

– Горы. Каким цветом?

– Леса. Каким цветом?

– Равнины. Каким цветом?

– Можно ли изобразить всю поверхность Земли на одном листе бумаги?

Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.

Надо понимать и особый язык карты – условные знаки.

Давайте научимся определять по карте стороны горизонта.

Перечислите основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток.

– Север –сверху,

– Юг – внизу,

– Запад – слева,

– Восток – справа.

Найдите на карте океаны, омывающие нашу страну:

– с севера: Северный-Ледовитый.

– с востока: Тихий.

Найдите на карте моря, омывающие нашу страну:

– с севера: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

– с востока: Берингово, Охотское.

– на юге: Черное, Каспийское.

– на западе: Балтийское.

Какие города вы видите на карте?

– Главный город страны? (Москва)

– На какой равнине он находится? (Восточно-Европейская)

-В Москве говорят «Спокойной ночи», а в это время во Владивостоке

звучит приветствие «С добрым утром».

-Теперь сможете ли вы объяснить, почему в один и тот же день на

территории одной страны, одном уголке ребята загорают, а в другом – ходят

в теплых куртках?

Что нам помогло разобраться в этом? Географическая карта.

Работа по учебнику (стр.76-77).

Найти ответы на вопросы:

-как появились первые карты? Кто приказал «землю мерить и чертёж

государства сделать»?

Физкультминутка.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по моему вели.

Закрепление изученного.

1). Исторический экскурс.

Учитель: В истории нашей страны много было путешественников. Человек, который жил на Земле с древних времен, всегда хотел знать, кто живет за рекой, за лесами, за высокими горами, за далекими морями. И человек начал путешествовать и познавать мир.

2). Работа с условными знаками.

– Помогите мне составить рассказ о путешествии Афанасия Никитина в Индию.

Более 500 лет назад, когда Америка еще не была открыта Колумбом,

русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию из города Твери.

В начале путешественник плыл на корабле по реке Волге (замените

название объекта условным знаком).

Путь его пролегал по (равнине). Она называется Восточно-Европейской.

Затем А.Никитин плыл на корабле по (морю). В наше время оно

называется Каспийским морем. После этого он пересек (горы). Они

называются Иранское нагорье. Затем он снова сел на корабль и поплыл

по (морю), которое называется Аравийским морем. Наконец он пришел в Индию.

– Для чего нужны карты?

3). Работа в тетрадях на печатной основе.

Итог урока.

-Мы совершили путешествие по географической карте родной страны.

-Что мы узнали?

-Что же такое географическая карта?

-Как понимаете слова «читать карту».

-Для чего нужно знать карту?

Творческое домашнее задание:

Вылепить из цветного пластилина макет участка земли, на котором должны

быть горы, река, стекающая с горы и впадающая в большой водоем,

равнина. Создать свою воображаемую страну.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_po_okruzhayushemu_miru_4_klass_umk_shk_191924.html

Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28

Условные обозначения на географической карте 4 класс

С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.

Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.

Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.

2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Мы работали с физической и политической картами.

На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.

3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.

Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.

При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.

4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий

На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.

Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.

Зелёным цветом показаны равнины, коричневым  – горы.

Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.

На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.

Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса

Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.

Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.

Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.

6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.

Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.

Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.

Рассказ о географических картах для 4 класса

Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.

Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.

В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.

Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.

1. Что изучает география?

География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.

Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.

Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.

4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны

Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.

Карты бывают физические и политические.

Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.

1. Запиши в словарик: география, географ

География – наука о земной поверхности

Географ – учёный, занимающийся географией

Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса

Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.

Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.

Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.

Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.

Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.

3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов

Самая высокая гора — Эверест. Её высота 8848 метров.

Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1642 метра.

Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 371 тысяча квадратных километров.

Самая длинная река — Амазонка. Её длина 6900 километров.

Самый большой остров — Гренландия. Его площадь более 2 миллионов квадратных километров.

Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса

Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.

Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.

Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.

Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.

Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.

Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.

Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.

Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.

Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.

Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса

Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.

Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.

Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.

Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.

Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

Настоящее – это то, что происходит здесь и сейчас.

Прошлое – это то, что уже случилось.

Будущее – это то, что только произойдёт.

Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.

Источник: https://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-4-klass-1-chast-mir-glazami-geografa-str-22-28.html

Презентация по окружающему миру на тему:

Условные обозначения на географической карте 4 класс

Инфоурок › Окружающий мир ›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему:”Географическая карта” (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Географическая карта Презентацию выполнила: Анохина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г.Азова

2 слайдОписание слайда:

Географическая карта –  изображение модели земной поверхности в уменьшенном виде, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости.

3 слайдОписание слайда:

Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.

4 слайдОписание слайда:

В древности карты были составлены Анаксимандром, Гекатеем Милетским, Геродотом, Эратосфеном, Птолемеем

5 слайдОписание слайда:

Первую географическую карту мира создал древнегреческий географ Анаксимандр (около 611—546 до н. э). Он считал, что Земля имеет цилиндрическую форму подобно каменной колонне, плавающей в пространстве, а населённая её часть была круглая, в форме диска, и, предположительно, является верхней поверхностью цилиндра. Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций)

6 слайдОписание слайда:

Гекатей Милетский пятьдесят лет спустя создал новую карту, основанную на карте мира Анаксимандра. Карта Гекатея описывает Землю как круглый диск окружённый океаном, в центре которого находится Греция. В качестве единиц измерения использовались «Дни плавания» по морю и «Дни ходьбы» по суше. Карта мира по Гекатею VI в. до н. э.

7 слайдОписание слайда:

Геродот отклонил преобладающее утверждение большинства карт пятого века, что земля является круглым диском, окруженным океаном. В своей работе он описывает Землю как тело неправильной формы, а окруженными океанами только Азию и Африку (Ливия). Он вводит такие названия как Атлантический океан и Эритрейское море (Красное море). Карта мира по Геродоту

8 слайдОписание слайда:

Эратосфен первый попытался построить карту мира на основе координатной сетки с меридианами и параллелями. Он разделил Землю на пять климатических поясов: тропический пояс посередине, две холодные зоны на крайнем севере и юге, и два умеренных пояса между ними. Карта мира по Эратосфену Реконструкция XIX века

9 слайдОписание слайда:

Около 150 г. н. э. древнегреческий учёный Клавдий Птолемей составил подробную карту Земли. На ней изображены три части света — Европа, Азия и Ливия ( Африка), а также Атлантический океан, Средиземное и другие моря. Карта имеет градусную сетку. Карта Птолемея (II век)

10 слайдОписание слайда:С развитием мореплавания и открытием новых земель карты всё больше приближались к современному виду.
11 слайдОписание слайда:

В 1552 году царь Иван Грозный велел «землю мерить и чертёж государства делать». Так появилась первая карта России- Большой Чертёж земли русской.

12 слайдОписание слайда:

Современные карты детально отображают облик Земли

13 слайдОписание слайда:

Географические карты классифицируют по масштабу, назначению, территориальному охвату содержанию,

14 слайдОписание слайда:

По содержанию все карты подразделяются на Общегеографические Тематические

15 слайдОписание слайда:

По территориальному охвату карты подразделяются на карты мира, карты материков, карты стран, карты регионов

16 слайдОписание слайда:

По масштабу карты делятся на: Крупномасштабные 1:200 000 Мелкомасштабные 1:1 000 000 Среднемасштабные от 1:200 000 до 1:1 000 000

17 слайдОписание слайда:

По назначению все карты подразделяются на учебные,  научно-справочные, туристические,  дорожные

18 слайдОписание слайда:

Изучая события прошлого, историки создают исторические карты. По ним можно узнать, как менялись границы государств, какие народы жили здесь в разное время, направления военных походов.

19 слайдОписание слайда:

Стороны горизонта на карте указываются не стрелкой как на плане, а специальными линиями. По направлению: север юг запад восток параллели меридианы

20 слайдОписание слайда:Для изображения различных объектов на картах используют особый язык — условные знаки. Они определяют пространственное положение объектов и указывают их вид и некоторые характеристики.  внемасштабные масштабные линейные пояснительные Условные знаки подразделяют на:
21 слайдОписание слайда:

Океаны, моря, реки, озера на физической карте обозначают синим цветом разных оттенков. Поверхность суши обозначают разными условными цветами. Зеленым цветом на картах указывают равнины или низменности. В желтый – окрашены возвышенности. Коричневым цветом на карте показаны горы. равнины низменности горы возвышенности Океаны, моря, реки, озера

22 слайдОписание слайда:

На физической карте существует шкала высот и шкала глубин, по которым можно определять примерную высоту местности на суше и глубину моря или океана.

23 слайдОписание слайда:

Месторождения тех или иных минеральных ресурсов отмечены на картах  специальными значками.

24 слайдОписание слайда:

Есть особый вид карт – контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.

25 слайдОписание слайда:

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Географическая карта. http://iumka.ru/geografiya/testy-pogeografii/item/ Условные знаки и обозначения географических карт. https://ru.wikipedia.

org/wiki/ История картографии madamkartinki.blogspot.ru›2012/10/blog-post/ Коллекция картинок: Рисунки на географических картах. http://nibler.

ru/cognitive/25854 › Занимательная география: 17 карт, которые могут рассказать много интересного

26 слайдОписание слайда:

СПАСИБО ЗА УРОК!

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temugeograficheskaya-karta-klass-3114648.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.