Условные обозначения на карте местности 6 класс

Топографические знаки для школьников. Обозначения в картинках на карте местности

Условные обозначения на карте местности 6 класс

Топография в школе является неотъемлемой частью географии. Примерно с 6 класса школьники начинают знакомиться с множеством знаков и обозначений. Для ребят важно запомнить знаки и научиться  в них разбираться, чтобы без затруднений читать топографич6еские карты.

Топографические знаки для школьников представляют собой систему условных обозначений, которые применяют для изображения объектов, явлений и их качества и количества.

То есть, например, знак «вырубка леса» обозначит местонахождение и масштаб работы. А по характеру знака «обрыв» можно понять, насколько ландшафт там отличается по высоте от остальной местности.

Зачем нужны

Топографические знаки применяются в картографии для карт местности. Обычно это схематичное изображение небольших территорий, например, нескольких сёл какого-либо района или лесных пространств.

Топографические карты представляют особую ценность для туристов, геодезистов, географов, гидрометеорологов  и жителей описанной местности. Учащиеся школ учатся читать картографические данные, ведь топографические карты являются самым простым и наиболее эффективным обучающим материалом.

Перед созданием топографического рисунка некоторой местности геодезисты тщательно её изучают. Как правило, эффективным методом изучения пространства является фотосъёмка сверху. Она даёт возможность точно расположить объекты.

Популярным и очень удобным считается контурно-комбинированный снимок. На нём горизонталями обозначается рельеф. Стереотопографическая съёмка отличается тем, что географы делают много кадров одной местности из разных точек. После этого фотографии накладывают друг на друга и получают более объёмное изображение.

На самой местности картографы проводят измерения при помощи таких инструментов как мензула и кипрегель. Геодезисты определяют ими высоты наиболее важных точек ландшафта. После того, как все необходимые измерения проведены, изображение карты проектируют при помощи компьютерных программ, а затем печатают.

Топографические знаки для школьников, которые наносят на карты в атласах, являются самыми распространёнными, основными, наиболее необходимыми. Эти знаки легко воспринимаются и хорошо запоминаются.

Одним из важных и необходимым условным обозначением является масштаб. Каждая карта имеет этот знак.

Он указывает на то, какое реальное расстояние вмещается в 1 см рисунка. Обычно все планы местности являются крупномасштабными – до 10000 в 1 см. Топографические карты изображаются в масштабе 25000-500000 в 1 см.

Топографические знаки подразделяются на такие группы:

  1. опорные и населённые пункты;
  2. промышленные и сельскохозяйственные объекты;
  3. социокультурные объекты;
  4. инфраструктура;
  5. водоёмы;
  6. рельеф и ландшафт;
  7. грунты и флора.

К группе опорных и населённых пунктов относятся знаки, обозначающие жилые и нежилые постройки, например, «разрушения», к тому же зачастую также указываются размеры строений при помощи маленьких числовых обозначений. Опорными пунктами являются обозначения высот, геодезических станций и прочего.

Промышленные условные знаки отличаются тем, что обозначают заводы, фабрики, лесозаготовочные базы и прочее. Сельскохозяйственные знаки указывают на характер освоения данной территории. Примеры: «пасека», «загон для скота».

К социокультурным символам относятся обозначения школ, клубов, библиотек и прочего. Эти знаки показывают, какие учреждения есть на данной территории. Топографические знаки, обозначающие инфраструктуру, указывают на характер дорог, проложенных в данном месте. Высокоскоростные ли это магистрали или обычные лесные тропинки, понять можно по карте.

Знаки, обозначающие водоёмы, показывают источники воды на территории. Можно определить болотистая местность или нет, подвержена ли затоплению или подтоплению.

Топографические знаки, обозначающие рельеф, указывают на перепады высот. Эти знаки особенно актуальны для гористой местности. Знаки «грунты и флора» помогают понять, какие почвы на данной территории, пригодны ли они для сельского хозяйства, а также какие виды животных обитают на данной территории.

Опорные и населенные пункты

Знаки, относящиеся к группе опорных и населённых пунктов – одни из наиболее необходимых. По этим знакам можно сориентироваться и выйти к населённому пункту или найти наиболее близкорасположенный пункт, где ему окажут помощь.

Топографические знаки этого типа важны для школьников в изучении географии. В таблице представлены разновидности топографических знаков, которые относят к этой группе.

Опорные пунктыНаселённые пункты
  • пункты геодезической сети;
  • курганы;
  • здания (могут быть масштабированы, могут быть обозначены условно);
  • точки съёмочной сети;
  • нивелирные марки и реперы;
  • астрономические пункты.
  • жилые и нежилые постройки;
  • отдельно стоящие здания;
  • отделённые от сёл дворы;
  • разрушенные/полуразрушенные здания (могут быть масштабированы);
  • религиозные объекты;
  • стоянки кочевников;
  • кварталы;
  • туннели и эстакады;
  • подземные переходы;
  • непроходимые или непроезжие участки пространства.

Промышленные и сельскохозяйственные объекты

Топографические знаки для школьников, относящиеся к группе промышленных и сельскохозяйственных, включают знаки, обозначающие заводы, фабрики, мельницы. Великое многообразие знаков этой группы позволяет обозначить характер предприятия в мельчайших деталях.

Наиболее распространёнными символами являются:

  • обозначения заводов, фабрик и мельниц;
  • шахты и штольни;
  • места добычи полезных ископаемых;
  • соляные разработки;
  • торфяные разработки;
  • склады;
  • заправочные станции.

Топографические знаки для школьников, обозначающие промышленные, сельхоз- и социокультурные объекты

Аэродромы и аэропорты обозначаются знаком в виде самолёта. Электростанции обозначают сокращением «эл. ст.» или крестиком.

Социокультурные объекты

Условные знаки, которые относятся к этой группе, обозначают разнообразные культурные объекты, образовательные учреждения, административные органы и органы управления. Обозначенные на планах местности и топографических картах социокультурные объекты помогают понять, насколько развит описываемый регион.

Эти обозначения могут быть очень полезны для туристов. Знаки этой группы будут полезны школьникам для выполнения разнообразных заданий на уроках географии: определение расстояние от одного объекта до другого, умение находить на планах необходимые объекты и правильно распознавать значение.

Железные дороги, шоссе и грунтовые дороги

Топографические знаки для школьников из группы «Инфраструктура» очень важны. Прежде всего, потому, что именно разнообразные обозначения дорог являются наиболее распространёнными топографическими знаками на школьных планах. Важно уметь различать знак «железная дорога» от знака «шоссейная дорога».

Топографические знаки для школьников, обозначающие дороги

Существует много обозначений придорожных объектов – станций, остановок, вокзалов и прочего. Топографические обозначения существуют и для грунтовых дорог, и для лесных тропинок. Учащимся школ важно научиться отличать разные виды дорог и магистралей друг от друга, тогда проблем с чтением планов местности не будет.

Одним из наиболее распространённых знаков в топографии является «пешеходные тропы». Зачастую на уроках ученикам предлагается определить, куда направлена тропа, правильно описать её расположение. Чтобы справиться с такими заданиями, школьникам крайне необходимо уметь различать знаки, обозначающие инфраструктуру.

Реки, озера, каналы и прочее

Гидрография на планах местности занимает отдельное значение. Количество гидрографических знаков очень велико. Только один знак «приливно-отливная полоса» имеет 3 разновидности и, естественно, каждая полоса изображается по-разному.

Все гидрографические знаки обозначаются голубым цветом.

Гидрографические знаки помогают охарактеризовать местность на карте. По обозначениям можно определить, насколько данная территория увлажнена, имеются ли достаточные водные ресурсы, подвержена или неподвержена местность затоплению в определённые сезоны.

Наиболее распространёнными знаками являются:

  • «родник»;
  • «река»;
  • «ручей»;
  • «болото»;
  • «колодец»;
  • «водопроводы».

Но к гидрографическим обозначениям также относятся и следующие знаки:

  • «плотина»;
  • «водопровод»;
  • «пристань»;
  • «причал»;
  • «рифы»;
  • «маяк»;
  • «светящийся буй».

Топографические знаки для школьников, обозначающие водные объекты

При создании топографического плана водных пространств часто используют обозначения «водоросли», «места скопления плавника», «приливно-отливные течения».

Приливы и отливы обозначаются тонкой стрелкой. Если стрелка не имеет «оперения» (насечек на конце), то она обозначает отлив. Если стрелка имеет насечки, то обозначает прилив и чем больше этих насечек, тем больше воды прибывает во время прилива.

Важными гидрографическими обозначениями являются изобаты. Изобаты – непрерывные линии, обозначающие определённую глубину в данном месте. По изобатам можно определить, насколько быстро изменяется глубина водоёма.

Рельеф местности

Важнейшими рельефными отметками являются горизонтали, соединяющие точки одинаковой высоты – изолинии. На изолиниях изображаются маленькие насечки.

По их направлению можно определить, возвышенность изображена или углубление. При изображении возвышенности насечки располагают по направлению вверх, а при изображении углубления – вниз.

Топографические знаки для школьников, обозначающие рельеф

Знаки, обозначающие рельеф, указываются коричневым цветом. Вулканы и кратеры обозначаются звёздочками черного цвета.

Грунты и флора

Растительный покров и грунты – неотъемлемые обозначения топографической карты, изображающей равнины или леса. Вид леса, произрастающего на данной территории, обозначают на красочном оттиске зелёного цвета.

Существует 2 знака: ель и лиственное дерево. Там, где хвойные леса, в обозначение ставят ель, тем где лиственные – дерево. При смешанном лесе оба знака помещаются рядом. Часто возле этих значков также помещают числовые показатели, которые указывают на плотность леса.

Топографические знаки для школьников, обозначающие растительность и грунты

Грунтовые знаки, в основном, содержат информацию о преимущественном содержании песка, породы, гальки, солей, глины в данной местности. Также грунтовые знаки могут указывать на бугристость поверхности.

Топографические знаки, включённые в школьную программу, являются самыми распространёнными и наиболее необходимыми для чтения карт. По окончании изучения топографии, ученики должны знать простейшие рельефные и гидрографичсекие обозначения.

Оформление статьи: Натали Подольская

Топографические знаки для школьников:

Источник: https://kidteam.ru/topograficheskie-znaki-dlya-shkolnikov.html

Топографические знаки для школьников 4, 5, 6 класс. Обозначения в картинках на карте местности

Условные обозначения на карте местности 6 класс

Карты появились, когда возникло человеческое сообщество, а вместе с ним – потребность передавать сложные сообщения.

Первые карты представляли собой схематические изображения мест охоты, рыбалки, маршрутов, трудных или опасных участков. Кроме камня, использовали берёсту, плоские кости животных (например, лопатку), глиняные таблички.

Условные знаки сначала были рисунками, которые передавали индивидуальные особенности, например, вместо названия города на карте могли изобразить герб его правителя. Очертания объектов и расстояния наносились приблизительно. Современный человек (если он не специалист-историк) не только не сможет «прочитать» такую карту, но даже не сразу поймёт, что это изображение какой-то территории.

Самой древней (3 800 г. до н.э.) считается карта северной части Месопотамии, относящаяся к аккадскому периоду. На ней можно найти реки, горные хребты и города, изображаемые, как и сейчас, маленькими кружками. Требовался способ сделать наглядным и зафиксировать число и взаимное расположение населённых пунктов, крепостей, оросительных и других сооружений.

В Европе самая древняя карта высечена на «солнечном камне» (по-датски «solsten») около 5 000 лет назад.2 её фрагмента найдены при раскопках на о. Борнхольм в Балтийском море.

Древнейшая карта на папирусе («Туринская Карта», по названию музея, где она хранится) изображает небольшой участок пересохшего речного ложа (вади), где добывали золото и ломали для строительства камень. На этой карте отмечены близлежащие деревни и указаны расстояния. Она изготовлена в 1160 г. до н.э. для экспедиции, организованной Рамзесом IV (Новое Царство).

Первая карта мира, похожая на современную, начерчена Эратосфеном (III в. до н.э.), руководившим знаменитой библиотекой в Александрии. На его карте уже есть параллели и меридианы, проходящие через крупные города. Он первым определил размер Земли. Его оценка длины меридиана, на котором лежит Александрия, отличается от современной приблизительно на 1%.

На картах встречались рисунки мифологического или библейского характера и небольшие тексты.

В Средние века многие естественнонаучные сведения были утрачены, и картография пришла в упадок. Многие условные обозначения напоминают первобытные карты. Только к XI-XII вв. арабские учёные заново собрали сведения о Земле и нанесли их на карту. В XVIII в. технологический прорыв позволил создать инструменты для точного измерения высот.

С этого началось развитие картографии как науки, а затем унификация топографических символов. На древних картах объект чаще изображался спереди, например город обозначался зубцами крепостной стены и башнями. Такой вид сохранился в основном в точечных знаках. Современные символы чаще показывают общий вид объекта сверху.

Обозначение на карте объектов рельефа

Самарский областной центр технического творчества учащихся

Самарская городская общественная организация«Детско-молодежный спортивно-технический клуб Контур»

Абрамов А.В.

Самара, 2000 г.

1 часть

Пособие для учащихся учреждений дополнительного образования и для занятий спортивной радиопеленгацией в семье

1.9. Обозначение на карте объектов рельефа

Настало время перейти к изучению самой интересной группы знаков – объектов рельефа. Среди объектов рельефа есть ориентиры и линейные, и площадные, и точечные.

Формы рельефа местности могут быть очень разнообразными. Невозможно предусмотреть условные знаки для всех форм рельефа, которые могут встретиться в природе. Поэтому объекты рельефа наносятся на карту особым образом.

В обозначении большей части объектов рельефа используется горизонталь.

Горизонталь – это линия карты, соответствующая определенному уровню высоты на местности.

В отличие от дороги так просто разглядеть или «пощупать» горизонталь нельзя. Представим, что кто-нибудь провел краской на местности линию, соответствующую горизонтали. Двигаясь вдоль этой линии, мы все время будем находиться на одной высоте, то есть не будем ни спускаться, ни подниматься.

В будущем вы более подробно познакомитесь с горизонталями и их свойствами. Здесь же мы будем рассматривать различные виды рельефа, как отдельные условные знаки (Рис).

Во-первых, следует обратить внимание на небольшую коричневую черточку, расположенную поперек горизонтали. Это бергштрих. Бергштрих показывает направление склона. Бергштрих всегда направлен вниз по склону – посмотрите на изображение ямы. При обозначении бугра бергштрих иногда не показывают.

На изображении бугорка и ямки горизонталь показана пунктиром. Значит высота (или глубина) этих объектов рельефа невелика.

Чем ближе горизонтали друг к другу, тем круче склон. И наоборот, чем дальше друг от друга, тем склон положе.

Высота объекта рельефа определяется числом горизонталей.

Гряда – это овраг «наоборот», то есть «вверх». Выступ и ложок составляют такую же пару, как гряда и овраг, бугор и яма. Промоина – это след от потока воды, она похожа на ложок, но ее края круты и обрывисты.

Похожий на расческу знак обрыва – это горизонталь с множеством бергштрихов. Зубцы показывают вниз. Чем длиннее зубцы, тем выше лететь с такого обрыва.

Седловина – место между двумя ямами или двумя буграми.

Некоторые другие объекты рельефа вы уже изучили, знакомясь с линейными и площадными ориентирами.

По прошествии 1-2 лет после подготовки карты, одни дорожки могут зарасти, появятся новые дорожки. На месте густого леса проделают вырубки. Поляны покроются высокой порослью. Лишь объекты рельефа, особенно крупные, не претерпят заметных изменений. Запомните, ориентирование по рельефу – самое надежное ориентирование.

Задания для самостоятельной работы.

Источник: https://OtdihVGorah.ru/dikaya-priroda/uslovnye-oboznacheniya-na-karte.html

Методическая разработка «Условные знаки», ФГОС

Условные обозначения на карте местности 6 класс

Урок географии по теме «Условные знаки»

(6 класс, по новым ФГОС изучается в 5 классе)

Олейник О.И, учитель географии

МАОУ СОШ №5

Цель урока: Формирование представлений о видах условных знаков.

Задачи урока:

1) Сформировать понятия: условные знаки, изолинии, легенда карты, линии движения, качественный фон, значки.

2) Умения читать географические карты и применять полученные знания на практике, развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал, развивать географическое мышление, формировать грамотную речь.

3) Умение ориентироваться в незнакомой ситуации работать в группах, воспитание толерантности.

Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления первичных способов деятельности.

Единицы содержания:

условные знаки;

легенда карты;

виды условных знаков: площадные, точечные, линейные;

пояснительные подписи.

Базовый уровень:

определять понятия «условные знаки», «легенда карты»;

распознавать условные знаки планов местности и карт;

находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Повышенный уровень:

наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты;

читать планы и карты.

Углубленный уровень:

описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

«География. Начальный курс», 6 класс, автор Домогацких Е.М., «Русское слово»;

атлас;

контурные карты;

рабочая тетрадь.

ФОУД: индивидуальная, фронтальная.

Результаты:

Предметные:

формирование понятий «условные знаки», «легенда карты»;

работа с картографическими источниками (способы изображения водных объектов на примере карты полушарий);

умение читать карту полушарий;

умение читать топографическую карту;

умение описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков;

умение анализировать карты атласа;

умение моделировать в контурных картах под руководством учителя;

умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Метапредметные:

поиск ответов на вопросы;

поиск определения понятий;

умение формулировать выводы; анализировать схемы;

умение сравнивать условные знаки географических карт и топографических;

умение осуществлять самопроверку при выполнении тренировочных упражнений;

умение осуществлять саморефлексию;

Личностные:

воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы (средства обучения)

Оргмомент

Презентация к уроку.

Приветствует учащихся, создает благоприятную атмосферу для работы, проверяет готовность учащихся.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Презентация

Актуализация знаний

Заполнение путевого листа: я знаю, хочу узнать. (Приложение1)

Задает репродуктивные вопросы на восстановление знакомой информации:

Для того чтобы нам приступить к изучению новой темы, давайте ответим на вопросы:

1. Назовите виды изображения земной поверхности?

2.Чем рисунок отличается от карты?

Отвечают фронтально на репродуктивные вопросы.

Фотография, аэроснимок, глобус, топографически план, карта.

Приложение1

«Вспомните»

Мотивация

Введение в тему:

Ребята, как вы думаете, легко ли прочитать книгу, не зная ни одной буквы?

Итак, перед нами карта как нам ее прочесть?

Ребят, подумайте и скажите, как называется азбука, помогающая людям прочитать информацию “зашифрованную” на географических, топографических, да и на любых других картах?

Отвечают на вопрос, формулируют вывод:

Это невозможно.

Нам для этого нужно знать условные знаки.

Физическая карта

Целеполагание

Азбука карты – условные знаки. Прочитать карту сумеем, если знаем условные знаки.

1. Озвучивание темы урока.

2. Постановка целей:

Сегодня мы учимся:

– давать определения понятий: «условные знаки», «легенда карты», «качественного фона», «значки», «пунсоны», «линейные знаки», «изолинии», «изогипсы», «изобаты», «изотермы», «изобары», «линии движения», «врезки»;

– распознавать условные знаки планов местности и карт;

– читать планы местности и карты;

– красиво оформлять свои мысли;

– слушать друг друга и учителя;

– смотреть и видеть.

Записывают тему урока в тетрадь.

Цели урока прописаны на доске.

На доске прописаны цели урока

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

Физкультминутка

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

1. Вступительное слово:

Без знания букв нельзя прочитать книгу – без знания условных знаков нельзя понять изображение местности. Условные знаки – азбука карты.

2. Работа над определением понятия:

– Что такое условные знаки?

3. Значение условных знаков показано в легенде карты.

Работа над определением понятия:

– Что такое легенда карты?

– посмотреть слайд-шоу «Легенды карты»;

– сделать вывод о значении легенды.

Легенда карты – это система условных знаков, примененных на карте.

4. Существуют несколько способов изображения на географических картах.

Это основные способы изображения объектов и явлений на карте.

5. Разберем виды карт по масштабу и содержанию.

Учащимся предлагается встать, и показать направления в ту или иную сторону (юг, север, запад, восток).

6. Тренировочные упражнения на закрепление знаний условных знаков в рабочей тетради к учебнику Е.М. Домогацких. (Приложение 2)

Дают определение: Условные знаки – это символы, обозначающие разные объекты.

Легенда карты – изображение знаков с объяснением их значений.

Дают определение и записывают в тетрадь: качественного фона, значки, пунсоны, линейные знаки, изолинии, изогипсы, изобаты, изотермы, изобары, линии движения, врезки.

Выполняют упражнения

Выполняют тренировочные упражнения. Осуществляют самопроверку.

Определение на слайде.

Настенные карты.

Определение на слайде. Слайд-шоу «Легенды карты».

Карты атласа.

(Приложение №2)

Рефлексия

Вернуться к путевому листу и написать в колонку я узнал, то что каждый узнал или чему научился на уроке.

Осуществляют саморефлексию

Домашнее задание

1. Изучить текст учебника с.37-42

2. с.42 вопросы

3. 1) прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов (10 топографических знаков).

2) с помощью условных знаков покажи:

а) путь Аленушки и Иванушки домой;

б) путь следования Колобка.

Цель: описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков.

(Приложение3)

Записывают домашнее задание в дневник

(Приложение №3)

Приложение 1

Путевой лист

ФИ______________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Приложение 2

Приложение 3

Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов

(10 топографических знаков).

Родина

Поход

Моя Родина любимая:

Здесь и речка, и поля.

За мостом сады фруктовые

Благодатная земля!

Ты поила и кормила нас

Из покон веков.

И давала силы новые

Из прохладных родников.

На Руси так встарь заведено –

За избушкой огород.

И с зари до поздней ноченьки

Дружно трудится народ.

В каждом доме хлебосольные

Люди добрые живут.

Каравай, картошку с радостью

Угощеньем подадут.

Так живи, земля родимая,

Еще много тысяч лет.

Лес, колодец и кустарники

Ничего милее нет!

Подрастем и будем с гордостью

Дело дедов продолжать.

Чтоб цвела земля российская,

Чтобы дальше побеждать!

Однажды ранним утром

Веселый наш отряд,

Взяв котелок, палатки,

Отправился гулять.

Путь предстоял немалый

От школьного двора

С веселой звонкой песней

Шагает детвора.

Вот подошли к реке мы

И дружно через мост

Проходим по дощечкам

Бесстрашно, в полный рост.

За речкою – лесочек,

Там домик лесника.

Напьемся мы с дороги

Водички родника.

Кругом растут деревья,

Кустарники цветут.

Решили мы отрядом

Разбить палатки тут.

Зажжем костер поярче,

Наварим вкусных щей

И не забудем долго

Походных этих дней.

С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой;

б) путь следования Колобка.

а) «Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные леса, за высокие холмы. Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным.

Помогла ей, и яблонька дикая, и реченька быстрая. В темном лесу нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по дороге, мимо луга зеленого, мимо мельницы, по крутому оврагу.

Напились они холодной водицы из родника и скорей домой к отцу, к матери».

б) «Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок, да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по дорожке.

Катится он мимо огородов,садов яблоневых, мимо колодца да по мостику прямо в лес. Встретил он и зайца у куста тернового, и медведя у сосны высокой.

Да повстречал у речки на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».

Презентация к уроку

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_prezentatciya_k_uroku_po_geo_124755.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.