Условные знаки плана местности 4 класс картинки

Условные знаки планов и карт. Изображение рельефа на топографических картах и планах. Градусная и километровая сетки карты. Зарамочное оформление

Условные знаки плана местности 4 класс картинки

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

ПО КУРСУ «ГЕОДЕЗИЯ ч.1»

З. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ПЛАНОВ И КАРТ

     Наряду с высоким качеством и точностью топографические карты должны обладать наглядностью и полнотой изображения объектов местности.

Это достигается применением специальных условных знаков, с помощью которых на картах и планах изображаются ситуация и рельеф местности.

Ситуациейназывается совокупность контуров местности и неподвижных местных предметов (дорог, населенных пунктов, лесов, водоемов, сельскохозяйственных угодий и т.д.).

     Рельефом называется совокупность неровностей земной поверхности естественного происхождения (горы, холмы, долины, впадины и т.д.).

Условные знаки для изображения ситуации можно разделить на внемасштабные, линейные, контурные (масштабные) и пояснительные.

     Внемасштабные условные знаки применяются для изображения местных предметов без соблюдения масштаба карты или плана из-за малых размеров этих предметов (пункты геодезических сетей, указатели дорог, колодцы, отдельные деревья и т.д.).

Точное положение на карте предметов, изображенных внемасштабными условными знаками, определяется либо геометрическим центром фигуры, либо серединой основания знака, либо вершиной прямого угла у основания знака, либо геометрическим центром нижней части знака.

     Линейные знаки предназначены для изображения объектов, имеющих значительные линейные размеры, но сравнительно узких по ширине (железных и автомобильных дорог, троп, ручьев, линий связи и электропередач, газо- и нефтепроводов, ограждений и т.д.), а также границ различных объектов (границ растительного покрова, территориальных границ, береговых линий водоемов и т.п.). Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба.

     Контурные, или масшта6ные, условные знаки применяются для изображения местных предметов, занимающих значительную площадь (леса, болота, озера, пески и т.п.) или объектов, имеющих большие размеры (здания школ, больниц, театров и т.д.

), выражающихся в масштаба карты. Масштабный условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски.

Контур объекта показывают точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или соответствующим условным знаком (изгороди, канавы).

Заполняющие условные знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, вертикальными или горизонтальными рядами). Масштабные условные знаки позволяют определить по карте действительные размеры и площадь изображаемых объектов.

     Пояснительные условные знаки применяются в сочетании с внемасштабными, линейными и масштабными условными знаками и служат для дополнительной характеристики изображаемых на карте местных предметов (например, ширины и характера покрыты шоссейных дорог; длины, ширины и грузоподъемности мостов; глубины бродов и характера грунта дна реки; средней высоты и толщины деревьев и густоты леса и т.д.). Собственные названия объектов (названия населенных пунктов) различные надписи на картах также носят пояснительный характер. Каждая из надписей выполняется установленным шрифтом, буквами определенного размера, что позволяет получить дополнительные сведения о количественной и качественной характеристиках изображаемых объектов(например, о численности жителей в данном населенном пункте).

Условные знаки являются обязательными для всех организаций и ведомств, выполняющих съемочные работы, и устанавливаются Главным управлением геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР для карт и планов всех масштабов.

4. ИЗОБРАЖЕНИЕ РЕЛЬЕФА НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ И ПЛАНАХ

     Рельеф на топографических картах и планах изображается с помощью горизонталей — замкнутых линий, соединяющих точки местности о равными высотами. Изображение рельефа горизонталями дополняется на карте подписями абсолютных высот характерных точек местности, некоторых горизонталей, а также числовых характеристик деталей рельефа (высота кургана, глубина и ширина оврага и т.д.).

     Абсолютной высотой точки местности называют ее высоту в метрах над уровнем моря. За начало счета высот на картах принят средний уровень Балтийского моря (нуль Кронштадтского водомерного поста-футштока).

Числовые значения высот точек в метрах над уровнем моря, подписанные на картах, называют отметками.

Превышение одной точки местности относительно другой может быть получено по карте как разность абсолютных высот этих точек.

     Сущность способа горизонталей заключается в последовательном сечении местности рядом горизонтальных плоскостей, расположенных друг от друга на равном расстоянии (рис. 5). Линии пересечения земной поверхности с секущими горизонтальными плоскостями являются горизонталями.

Проекции всех горизонталей на исходную горизонтальную плоскость дают изображение рельефа данной местности. Расстояние между соседними секущими плоскостями называется высотой сечения рельефра.

Высота сечения рельефа на планах и картах устанавливается в зависимости от характера рельефа местности и масштаба съемки. Чем меньше высота сечения рельефа, тем подробнее он изображается на карте.

Крутой склон изображается более частыми горизонталями, а пологий склон — более редкими. Расстояние между двумя соседними горизонталями называется заложением.

     Крутизна склона характеризуется величиной заложения. При одинаковой высоте сечения крутизна склона тем больше, чем меньше заложение и, наоборот, чем больше заложение, тем положе склон.

Для облегчения чтения рельефа, чтобы отличить выпуклую форму рельефа от вогнутой и определить направление ската, на горизонталях ставятся бергштрихи, которые своими концами направлены з сторону понижения ската.

     Горизонтали вычерчивают на карте тонкими сплошными линиями, для удобства счета каждая пятая горизонталь проводится утолщенной и подписывается в разрыве этой горизонтали основанием цифр в сторону ската.

Для равнинного пологого рельефа иногда бывает невозможно изобразить горизонталями основного сечения некоторые мелкие, но важные подробности рельефа.

В этих ситуациях на карте пунктирными линиями дополнительно проводят полугоризонтали (через половину высоты основного сечения), а при необходимости — чертвертьгоризонтали (через І/4 высоты сечения).

     Рельеф местности слагается из различных сочетаний форм земной поверхности. К основным формам рельефа относятся холм, котловина, хребет, лощина и седловина.

     Холм — выпуклая конусообразная форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью (рис. 6, а). Гора отличается от холма своими размерами и крутизной окатов. Горой называется холм, возвышающийся над окружающей местностью более 200 м, с крутыми скатами.

Наивысшая точка горы или холма называется вершиной. От вершины во все стороны идут склоны (скаты). Линия переходе скатов а окружающую равнину называется подошвой.

Горы и холмы изображаются замкнутыми горизонталями с бергштрихами, направленными от вершине к подошве.

Рис. 5. Сущность способа горизонталей

     Котловина, или впадина— это форма рельефа, противоположная холму (горе), представляющая чашеобразное углубление земной поверхности (рис. 6, 6). Самая низкая точка котловины называется дном.

Боковая поверхность котловины состоит из скатов. Линия перехода скатов в окружающую местность называется бровкой. Котловины изображаются замкнутыми горизонталями с бергштрихами, направленными от бровки ко дну.

     Хребет— это вытянутая и постепенно понижающаяся в одном направлении возвышенность (рис. 6, в). Линия, соединяющая самые высокие точки хребта, от которой в противоположные стороны отходят скаты, называется водоразделом. Хребет изображается выпуклыми горизонталями, направленными выпуклостью в сторону понижения местности.

     Лощина— это противоположная хребту форма рельефа, представляющая вытянутое в одном направлении углубление земной поверхности с постепенно понижающимся дном (рис. 6, г). Два ската лощины, сливаясь между собой о самой низкой ее части, образуют линию водослива, или тальве г.

Широкая лощина с пологим скатом и называется долиной. Узкая лощина с обрывистыми обнаженными скатами называется оврагом, а в горной местности — ущельем. Лощина изображается вогнутыми горизонталями, направленными вогнутостью в сторону понижения местности.

Отрывистые склоны оврагов изображаются специальным условным знаком – зубчатой линией (рис. 6, д).

     Седловина— это пониженный участок местности на хребте между соседними вершинами (рис. 6, е). От седловины в противоположных направлениях от хребта отходят две лощины.

В горной местности седловины называются перевалами и служат для сообщения между противоположными склонами хребта как наиболее удобные пути.

Седловина изображается горизонталями, обращенными выпуклостью друг к другу.

Рис. 6. Схема изображения основных форм рельефа горизонталями

5.ГРАДУСНАЯ И КИЛОМЕТРОВЫЕ СЕТКИ КАРТЫ. ЗАРАМОЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

     Границами листов карт служат на севере и юге отрезки параллелей, а на западе и востоке — отрезки меридианов. Эти границы составляют внутреннюю рамку листа (трапеции). В углах внутренней рамки листа указывают их широты и долготы (рис. 7).

     Снаружи от внутренней рамки на расстоянии 8 мм проводится градусная рамка в виде двойной линии, разделенной по широте и долготе на части, кратные 1/. Для удобства чтения географических координат минутные интервалы попеременно через один закрашивают в черный цвет. За градусной рамкой листа вычерчивается он оформительская рамка.

Между градусной и оформительской рамками нанесены точки, с помощью которых каждый минутный интервал разбит не І0-секундные интервалы.С помощью разграфки градусной рамки, соединяя одноименные минутные интервалы, можно расчертить градусную сетку (сеть меридианов и параллелей), позволяющую определить географические координаты точек на карте.

     Кроме градусной сетки, на карте нанесена киломеровая сетка, которая представляет собой квадратную координатную сетку зональной системы плоских прямоугольных координат гаусса. Стороны квадратов этой сетки обычно выражаются целым числом километров.

Координаты Х и У линий километровой сетки подписывают в промежутке между внутренней и градусной рамках карты.

Координата Х горизонтальной лини километровой сетки соответствует приведенной ординате (первые одна или две цифры обозначают номер координатной зоны, а последующие три цифры — ординату линии плюс 500 км).

     В общем случае километровая сетка развернута относительно градусной сетки на величину сближения меридианов. Если лист карты находится в восточной части зоны, то километровая сетка развернута на восток относительно градусной сетки, и наоборот. Восточное сближение меридианов принято считать положительным, a западное — отрицательным.

                    Рис. 7. Градусная рамка и километровая сетка листа карты масштаба 1:25 000

     Над оформительской рамкой указываются номенклатура листа карты и его название, соответствующее обычно названию наиболее крупного населенного пункта в данном районе, например,

M-37-З4-A-в (Михалин)

     В северо-западном углу листа карты над оформительской рамкой указывают систему прямоугольных координат (Система координат 1942 г.), а в северо-восточном углу — наименование организации, выполнившей съемку.

В юго-западном углу листа карты указывают значения склонения магнитной стрелки ‚ и дату его определения, величину среднего сближения меридианов γ и значение суммарной поправки П=δ-γ для ориентирования карты изо буссоли (компасу).

Здесь же приводятся, значение годового изменения склонения магнитной стрелки и направление этого измерения (восточное или западное). Несколько правее этих сведений дается схема взаимного расположения вертикальной линии километровой сетки (оси Ох), истинного и магнитного меридианов.

     Внизу под оформительской рамкой посредине подписывается численный масштаб карты (например, I: 25 000), пояснительный масштаб (в l см 250 м) и вычерчивается линейный масштаб. Ниже линейного масштаба указываются высота сечении.

рельефа и наименование принятой системы высот (Балтийская система высот). Справа от масштабов приводится график заложений.

В юго-восточном углу листа карты под оформительской рамкой указываются метод съемки, год составления и год составления и издания карты и производитель работ.

     К зарамочному оформлению, относятся также подписи номенклатуры соседних листов, которые выполняют в разрывах градусной рамки в середине каждой стороны, схема расположения соседних листов карты данного масштаба.

Разграфка и номенклатура топографических картРешение задач по топографической карте Измерение площадей по плану и карте

Источник: https://greleon.ru/geodesy/metodgeod/360-uslovnye-znaki-planov-i-kart-izobrazhenie-relefa-na-topograficheskih-kartah-i-planah-gradusnaya-i-kilometrovaya-setki-karty-zaramochnoe-oformlenie.html

Топографические знаки для школьников 4, 5, 6 класс. Обозначения в картинках на карте местности

Условные знаки плана местности 4 класс картинки

Карты появились, когда возникло человеческое сообщество, а вместе с ним – потребность передавать сложные сообщения.

Первые карты представляли собой схематические изображения мест охоты, рыбалки, маршрутов, трудных или опасных участков. Кроме камня, использовали берёсту, плоские кости животных (например, лопатку), глиняные таблички.

Условные знаки сначала были рисунками, которые передавали индивидуальные особенности, например, вместо названия города на карте могли изобразить герб его правителя. Очертания объектов и расстояния наносились приблизительно. Современный человек (если он не специалист-историк) не только не сможет «прочитать» такую карту, но даже не сразу поймёт, что это изображение какой-то территории.

Самой древней (3 800 г. до н.э.) считается карта северной части Месопотамии, относящаяся к аккадскому периоду. На ней можно найти реки, горные хребты и города, изображаемые, как и сейчас, маленькими кружками. Требовался способ сделать наглядным и зафиксировать число и взаимное расположение населённых пунктов, крепостей, оросительных и других сооружений.

В Европе самая древняя карта высечена на «солнечном камне» (по-датски «solsten») около 5 000 лет назад.2 её фрагмента найдены при раскопках на о. Борнхольм в Балтийском море.

Древнейшая карта на папирусе («Туринская Карта», по названию музея, где она хранится) изображает небольшой участок пересохшего речного ложа (вади), где добывали золото и ломали для строительства камень. На этой карте отмечены близлежащие деревни и указаны расстояния. Она изготовлена в 1160 г. до н.э. для экспедиции, организованной Рамзесом IV (Новое Царство).

Первая карта мира, похожая на современную, начерчена Эратосфеном (III в. до н.э.), руководившим знаменитой библиотекой в Александрии. На его карте уже есть параллели и меридианы, проходящие через крупные города. Он первым определил размер Земли. Его оценка длины меридиана, на котором лежит Александрия, отличается от современной приблизительно на 1%.

На картах встречались рисунки мифологического или библейского характера и небольшие тексты.

В Средние века многие естественнонаучные сведения были утрачены, и картография пришла в упадок. Многие условные обозначения напоминают первобытные карты. Только к XI-XII вв. арабские учёные заново собрали сведения о Земле и нанесли их на карту. В XVIII в. технологический прорыв позволил создать инструменты для точного измерения высот.

С этого началось развитие картографии как науки, а затем унификация топографических символов. На древних картах объект чаще изображался спереди, например город обозначался зубцами крепостной стены и башнями. Такой вид сохранился в основном в точечных знаках. Современные символы чаще показывают общий вид объекта сверху.

Обозначение на карте объектов рельефа

Самарский областной центр технического творчества учащихся

Самарская городская общественная организация«Детско-молодежный спортивно-технический клуб Контур»

Абрамов А.В.

Самара, 2000 г.

1 часть

Пособие для учащихся учреждений дополнительного образования и для занятий спортивной радиопеленгацией в семье

1.9. Обозначение на карте объектов рельефа

Настало время перейти к изучению самой интересной группы знаков – объектов рельефа. Среди объектов рельефа есть ориентиры и линейные, и площадные, и точечные.

Формы рельефа местности могут быть очень разнообразными. Невозможно предусмотреть условные знаки для всех форм рельефа, которые могут встретиться в природе. Поэтому объекты рельефа наносятся на карту особым образом.

В обозначении большей части объектов рельефа используется горизонталь.

Горизонталь – это линия карты, соответствующая определенному уровню высоты на местности.

В отличие от дороги так просто разглядеть или «пощупать» горизонталь нельзя. Представим, что кто-нибудь провел краской на местности линию, соответствующую горизонтали. Двигаясь вдоль этой линии, мы все время будем находиться на одной высоте, то есть не будем ни спускаться, ни подниматься.

В будущем вы более подробно познакомитесь с горизонталями и их свойствами. Здесь же мы будем рассматривать различные виды рельефа, как отдельные условные знаки (Рис).

Во-первых, следует обратить внимание на небольшую коричневую черточку, расположенную поперек горизонтали. Это бергштрих. Бергштрих показывает направление склона. Бергштрих всегда направлен вниз по склону – посмотрите на изображение ямы. При обозначении бугра бергштрих иногда не показывают.

На изображении бугорка и ямки горизонталь показана пунктиром. Значит высота (или глубина) этих объектов рельефа невелика.

Чем ближе горизонтали друг к другу, тем круче склон. И наоборот, чем дальше друг от друга, тем склон положе.

Высота объекта рельефа определяется числом горизонталей.

Гряда – это овраг «наоборот», то есть «вверх». Выступ и ложок составляют такую же пару, как гряда и овраг, бугор и яма. Промоина – это след от потока воды, она похожа на ложок, но ее края круты и обрывисты.

Похожий на расческу знак обрыва – это горизонталь с множеством бергштрихов. Зубцы показывают вниз. Чем длиннее зубцы, тем выше лететь с такого обрыва.

Седловина – место между двумя ямами или двумя буграми.

Некоторые другие объекты рельефа вы уже изучили, знакомясь с линейными и площадными ориентирами.

По прошествии 1-2 лет после подготовки карты, одни дорожки могут зарасти, появятся новые дорожки. На месте густого леса проделают вырубки. Поляны покроются высокой порослью. Лишь объекты рельефа, особенно крупные, не претерпят заметных изменений. Запомните, ориентирование по рельефу – самое надежное ориентирование.

Задания для самостоятельной работы.

Источник: https://OtdihVGorah.ru/dikaya-priroda/uslovnye-oboznacheniya-na-karte.html

Презентация

Условные знаки плана местности 4 класс картинки

библиотека
материалов

слайдов

Номер слайда 1

НАША МЕСТНОСТЬ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ

Номер слайда 2

Вид местности–все, что мы видим. Местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется – картой. Карта – подробное изображение земной поверхности. На карте вверху – СЕВЕР, внизу – ЮГ, справа – ВОСТОК, слева – ЗАПАД.

Номер слайда 3

Ещё более подробное изображение местности дается на – ПЛАНЕ. План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть

Номер слайда 4

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.

Номер слайда 7

Что такое план местности? Это изображение небольшого участка местности в крупном масштабе. Главное отличие плана от карты заключается в отсутствии искажений, вызванных шарообразностью поверхности Земли.

Именно поэтому направления по сторонам горизонта – север – юг и запад – восток – обозначаются на плане прямыми линиями, пересекающимися под углом 900 План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть.

Условные знаки плана местности отличаются: наглядностью;четкостью и простотой исполнения;индивидуальностью (трудно перепутать);ассоциируются с изображаемыми предметами (знак железной дороги обозначается черной линией, иногда с двойными поперечными черточками, которые напоминают шпалы между рельсами; знак линии электропередачи ассоциируется со столбами (мачтами) и проводами между ними). Трудно или легко: понять содержание условного знака (почему?); запомнить условные знаки (почему?); перепутать условные знаки (почему?); нарисовать условные знаки (почему?),

Номер слайда 9

Игра «Угадай условный знак».

Номер слайда 10

Следующим свойством условного знака является его цвет. Синий цвет – цвет воды, следовательно, именно им выделены на плане многочисленные водные объекты. Рис. 2. Условные знаки водных объектов Рис. 2. Условные знаки водных объектов Коллективное размышление: На местности есть родник. Из этого родника берет начало ручей.

Назовем его Веселый. Название ручья тоже пишется синим. Невдалеке есть болото. Из него может вытекать река? Как мы ее назовем? Ручей Веселый впадает в реку Большую. Это правый или левый приток реки? Как это узнать? Как указать направление течения реки?.. Река впадает в озеро. Назовем его Тихое.

Один берег озера заболочен…Фоновый цвет условных знаков

Номер слайда 11

Черным цветом изображают объекты деятельности человека: все виды дорог, тропинка и просека в лесу, грунтовая дорога и дорога с твердым покрытием, населенные пункты и их названия.

Номер слайда 12

Зеленый цвет называют фоновым – им не рисуют и не подписывают названия, но заливают площадь, которую занимают лес, кустарник и сад.

С помощью условных значков уточняют, из каких деревьев – лиственных или хвойных – он состоит. Если лес хвойный, то рисуют знак, похожий на ель.

Если лес смешанный, то вместе со значком хвойного дерева рисуют значок лиственного дерева. Пространства полей остаются на плане незакрашенными

Номер слайда 13

Усвоение условных знаков Задание 1. Перепишите текст. При этом замените слова, где это возможно, условными знаками плана местности. В нашей местности есть очень красивое . Вдоль берега озера растет густой лес. Весной там много родников. Осенью мы ходим в лес собирать грибы и ягоды. В озеро впадает река.

Она течет по широкому лугу с редкими отдельно стоящими деревьями. На лугу можно услышать шум поездов, которые ездят по железной дороге. Задание 2. Перепишите и дополните текст. При этом вставьте вместо пропущенных слов условные знаки. Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли _____________. Потом они вышли _______________.

Было жарко, и мальчики остановились попить воды _______________. Потом они вышли _______________. Возможные варианты: Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли [по дороге; по тропинке; через лес (хвойный, лиственный); по мосту через реку; …]. Потом они вышли [к реке; к озеру; …].

Было жарко, и мальчики остановились попить воды [из родника; из колодца; у дома лесника; …]. Потом они вышли [ ]. Задание 3. Назовите, какие объекты находятся на местности

Номер слайда 14

Задание 4. Нарисуйте фрагменты местности в заданных прямоугольниках А-3. Просека в еловом лесу. Б-2. Лиственный лес на берегу озера. На противоположном берегу озера – болото. А-1. Родник на лугу. В-3.

Железная дорога, вдоль которой тянется линия электропередачи и полоса кустарника. В-1. Вдоль правого берега реки тянется хвойный лес, на левом берегу – поселок.

{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}А123 Б123 В123

Номер слайда 15

Задача 5. Опишите местность, изображенную на фрагментах плана.

Номер слайда 16

Анализ планов местности с умышленным допущением ошибок.

Номер слайда 17

Задача 7. 1) Назовите, какие объекты находятся на данной местности 2) Представьте, что вы стоите в точке A. (Обозначить эту точку на плане можно именно в момент выполнения задания.) Назовите, какие объекты вы видите. Какие объекты вы не видите? Почему?3) Представьте, что ваш друг стоит в точке B. Назовите, какие объекты он видит. Какие объекты он не видит? Почему? Видите ли вы вашего друга?

Номер слайда 18

Определение направлений по сторонам горизонта и взаимное расположение объектов

Номер слайда 19

Домашнее задание. Задача 10. Составьте план известной вам местности. Для этого: Выберите местность, план которой вы будете рисовать (например, в окрестностях дачи, садового участка и т.д.).2) Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре и увидели местность сверху.

Какие наиболее крупные ее участки вы видите? Как они расположены относительно друг друга?3) Начертите на листе бумаги большой квадрат – будущий план местности. В центре него поставьте точку, над которой словно бы висит ваш воздушный шар.

4) Нарисуйте условными знаками (сначала простым карандашом) наиболее крупные участки местности (лес, железная или автомобильная дорога, поселок, линия электропередачи и т.д.).5) Подумайте, какие меньшие по величине объекты (водонапорную башню, магазин, детскую площадку) следует указать на плане. Если нужно, придумайте для них условные знаки.

6) Проанализируйте, правильно ли вы нарисовали план. Если да, то нарисуйте все условные знаки цветными карандашами.7) Подпишите на плане необходимые названия, помня, какими цветами следует это сделать.8) Придумайте вопросы к составленному вами плану местности.

Номер слайда 20

Задача 12. Составьте план местности, на которой могло происходить действие сказки «Гуси-лебеди». Обозначьте на плане маршрут движения девочки в поисках братца и обратно домой, а также маршрут движения гусей-лебедей.

Для этого: 1) прочитайте сказку;2) подчеркните в тексте, какие объекты необходимо изобразить на плане местности, и составьте перечень необходимых условных знаков;3) подумайте, как расположить отобранные объекты относительно друг друга; 4) нарисуйте (сначала простым карандашом) план местности и маршруты движения детей и гусей-лебедей;5) проверьте еще раз по тексту сказки, соответствует ли местность, изображенная на плане, описанию; попробуйте определить, насколько реальна изображенная вами местность;6) окончательно оформите получившийся план цветными карандашами.

Номер слайда 21

Краткое содержание русской народной сказки. ГУСИ-ЛЕБЕДИЖили мужик да баба. У них были дочка и сынок. Однажды отец с матерью ушли, а дочка посадила брата на травку под окном, а сама побежала на улицу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, а брата нет.

Она выбежала в поле и только увидела, как гуси-лебеди скрылись за темным лесом. Девочка бросилась их догонять. Она бежала и увидела печь. Не стала девочка есть пирожок, и печь не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела яблоню.

Не стала девочка есть яблоко, и яблоня тоже не сказала ей, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела молочную реку в кисельных берегах. Она опять не поела киселя, и речка тоже не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Девочка долго бегала по полям, по лесам, по болотам и вдруг увидела избушку на курьих ножках.

В избушке сидели Баба Яга и братец. Когда Баба Яга вышла, девочка взяла брата и побежала домой. Сначала дети добежали до молочной реки. Девочка съела киселя, и река укрыла их кисельным берегом. Потом дети добежали до яблони, и она закрыла их ветвями от догоняющих гусей-лебедей. Гуси-лебеди не увидали их и пролетели мимо.

Дети опять побежали, и перед ними – печь. Девочка съела пирожок, и дети спрятались в печке, а потом прибежали домой.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-plan-mestnosti-4-klass-96354.html

Топографические знаки для школьников. Обозначения в картинках на карте местности

Условные знаки плана местности 4 класс картинки

Топография в школе является неотъемлемой частью географии. Примерно с 6 класса школьники начинают знакомиться с множеством знаков и обозначений. Для ребят важно запомнить знаки и научиться  в них разбираться, чтобы без затруднений читать топографич6еские карты.

Топографические знаки для школьников представляют собой систему условных обозначений, которые применяют для изображения объектов, явлений и их качества и количества.

То есть, например, знак «вырубка леса» обозначит местонахождение и масштаб работы. А по характеру знака «обрыв» можно понять, насколько ландшафт там отличается по высоте от остальной местности.

Зачем нужны

Топографические знаки применяются в картографии для карт местности. Обычно это схематичное изображение небольших территорий, например, нескольких сёл какого-либо района или лесных пространств.

Топографические карты представляют особую ценность для туристов, геодезистов, географов, гидрометеорологов  и жителей описанной местности. Учащиеся школ учатся читать картографические данные, ведь топографические карты являются самым простым и наиболее эффективным обучающим материалом.

Перед созданием топографического рисунка некоторой местности геодезисты тщательно её изучают. Как правило, эффективным методом изучения пространства является фотосъёмка сверху. Она даёт возможность точно расположить объекты.

Популярным и очень удобным считается контурно-комбинированный снимок. На нём горизонталями обозначается рельеф. Стереотопографическая съёмка отличается тем, что географы делают много кадров одной местности из разных точек. После этого фотографии накладывают друг на друга и получают более объёмное изображение.

На самой местности картографы проводят измерения при помощи таких инструментов как мензула и кипрегель. Геодезисты определяют ими высоты наиболее важных точек ландшафта. После того, как все необходимые измерения проведены, изображение карты проектируют при помощи компьютерных программ, а затем печатают.

Топографические знаки для школьников, которые наносят на карты в атласах, являются самыми распространёнными, основными, наиболее необходимыми. Эти знаки легко воспринимаются и хорошо запоминаются.

Одним из важных и необходимым условным обозначением является масштаб. Каждая карта имеет этот знак.

Он указывает на то, какое реальное расстояние вмещается в 1 см рисунка. Обычно все планы местности являются крупномасштабными – до 10000 в 1 см. Топографические карты изображаются в масштабе 25000-500000 в 1 см.

Топографические знаки подразделяются на такие группы:

  1. опорные и населённые пункты;
  2. промышленные и сельскохозяйственные объекты;
  3. социокультурные объекты;
  4. инфраструктура;
  5. водоёмы;
  6. рельеф и ландшафт;
  7. грунты и флора.

К группе опорных и населённых пунктов относятся знаки, обозначающие жилые и нежилые постройки, например, «разрушения», к тому же зачастую также указываются размеры строений при помощи маленьких числовых обозначений. Опорными пунктами являются обозначения высот, геодезических станций и прочего.

Промышленные условные знаки отличаются тем, что обозначают заводы, фабрики, лесозаготовочные базы и прочее. Сельскохозяйственные знаки указывают на характер освоения данной территории. Примеры: «пасека», «загон для скота».

К социокультурным символам относятся обозначения школ, клубов, библиотек и прочего. Эти знаки показывают, какие учреждения есть на данной территории. Топографические знаки, обозначающие инфраструктуру, указывают на характер дорог, проложенных в данном месте. Высокоскоростные ли это магистрали или обычные лесные тропинки, понять можно по карте.

Знаки, обозначающие водоёмы, показывают источники воды на территории. Можно определить болотистая местность или нет, подвержена ли затоплению или подтоплению.

Топографические знаки, обозначающие рельеф, указывают на перепады высот. Эти знаки особенно актуальны для гористой местности. Знаки «грунты и флора» помогают понять, какие почвы на данной территории, пригодны ли они для сельского хозяйства, а также какие виды животных обитают на данной территории.

Опорные и населенные пункты

Знаки, относящиеся к группе опорных и населённых пунктов – одни из наиболее необходимых. По этим знакам можно сориентироваться и выйти к населённому пункту или найти наиболее близкорасположенный пункт, где ему окажут помощь.

Топографические знаки этого типа важны для школьников в изучении географии. В таблице представлены разновидности топографических знаков, которые относят к этой группе.

Опорные пунктыНаселённые пункты
  • пункты геодезической сети;
  • курганы;
  • здания (могут быть масштабированы, могут быть обозначены условно);
  • точки съёмочной сети;
  • нивелирные марки и реперы;
  • астрономические пункты.
  • жилые и нежилые постройки;
  • отдельно стоящие здания;
  • отделённые от сёл дворы;
  • разрушенные/полуразрушенные здания (могут быть масштабированы);
  • религиозные объекты;
  • стоянки кочевников;
  • кварталы;
  • туннели и эстакады;
  • подземные переходы;
  • непроходимые или непроезжие участки пространства.

Промышленные и сельскохозяйственные объекты

Топографические знаки для школьников, относящиеся к группе промышленных и сельскохозяйственных, включают знаки, обозначающие заводы, фабрики, мельницы. Великое многообразие знаков этой группы позволяет обозначить характер предприятия в мельчайших деталях.

Наиболее распространёнными символами являются:

  • обозначения заводов, фабрик и мельниц;
  • шахты и штольни;
  • места добычи полезных ископаемых;
  • соляные разработки;
  • торфяные разработки;
  • склады;
  • заправочные станции.

Топографические знаки для школьников, обозначающие промышленные, сельхоз- и социокультурные объекты

Аэродромы и аэропорты обозначаются знаком в виде самолёта. Электростанции обозначают сокращением «эл. ст.» или крестиком.

Социокультурные объекты

Условные знаки, которые относятся к этой группе, обозначают разнообразные культурные объекты, образовательные учреждения, административные органы и органы управления. Обозначенные на планах местности и топографических картах социокультурные объекты помогают понять, насколько развит описываемый регион.

Эти обозначения могут быть очень полезны для туристов. Знаки этой группы будут полезны школьникам для выполнения разнообразных заданий на уроках географии: определение расстояние от одного объекта до другого, умение находить на планах необходимые объекты и правильно распознавать значение.

Железные дороги, шоссе и грунтовые дороги

Топографические знаки для школьников из группы «Инфраструктура» очень важны. Прежде всего, потому, что именно разнообразные обозначения дорог являются наиболее распространёнными топографическими знаками на школьных планах. Важно уметь различать знак «железная дорога» от знака «шоссейная дорога».

Топографические знаки для школьников, обозначающие дороги

Существует много обозначений придорожных объектов – станций, остановок, вокзалов и прочего. Топографические обозначения существуют и для грунтовых дорог, и для лесных тропинок. Учащимся школ важно научиться отличать разные виды дорог и магистралей друг от друга, тогда проблем с чтением планов местности не будет.

Одним из наиболее распространённых знаков в топографии является «пешеходные тропы». Зачастую на уроках ученикам предлагается определить, куда направлена тропа, правильно описать её расположение. Чтобы справиться с такими заданиями, школьникам крайне необходимо уметь различать знаки, обозначающие инфраструктуру.

Реки, озера, каналы и прочее

Гидрография на планах местности занимает отдельное значение. Количество гидрографических знаков очень велико. Только один знак «приливно-отливная полоса» имеет 3 разновидности и, естественно, каждая полоса изображается по-разному.

Все гидрографические знаки обозначаются голубым цветом.

Гидрографические знаки помогают охарактеризовать местность на карте. По обозначениям можно определить, насколько данная территория увлажнена, имеются ли достаточные водные ресурсы, подвержена или неподвержена местность затоплению в определённые сезоны.

Наиболее распространёнными знаками являются:

  • «родник»;
  • «река»;
  • «ручей»;
  • «болото»;
  • «колодец»;
  • «водопроводы».

Но к гидрографическим обозначениям также относятся и следующие знаки:

  • «плотина»;
  • «водопровод»;
  • «пристань»;
  • «причал»;
  • «рифы»;
  • «маяк»;
  • «светящийся буй».

Топографические знаки для школьников, обозначающие водные объекты

При создании топографического плана водных пространств часто используют обозначения «водоросли», «места скопления плавника», «приливно-отливные течения».

Приливы и отливы обозначаются тонкой стрелкой. Если стрелка не имеет «оперения» (насечек на конце), то она обозначает отлив. Если стрелка имеет насечки, то обозначает прилив и чем больше этих насечек, тем больше воды прибывает во время прилива.

Важными гидрографическими обозначениями являются изобаты. Изобаты – непрерывные линии, обозначающие определённую глубину в данном месте. По изобатам можно определить, насколько быстро изменяется глубина водоёма.

Рельеф местности

Важнейшими рельефными отметками являются горизонтали, соединяющие точки одинаковой высоты – изолинии. На изолиниях изображаются маленькие насечки.

По их направлению можно определить, возвышенность изображена или углубление. При изображении возвышенности насечки располагают по направлению вверх, а при изображении углубления – вниз.

Топографические знаки для школьников, обозначающие рельеф

Знаки, обозначающие рельеф, указываются коричневым цветом. Вулканы и кратеры обозначаются звёздочками черного цвета.

Грунты и флора

Растительный покров и грунты – неотъемлемые обозначения топографической карты, изображающей равнины или леса. Вид леса, произрастающего на данной территории, обозначают на красочном оттиске зелёного цвета.

Существует 2 знака: ель и лиственное дерево. Там, где хвойные леса, в обозначение ставят ель, тем где лиственные – дерево. При смешанном лесе оба знака помещаются рядом. Часто возле этих значков также помещают числовые показатели, которые указывают на плотность леса.

Топографические знаки для школьников, обозначающие растительность и грунты

Грунтовые знаки, в основном, содержат информацию о преимущественном содержании песка, породы, гальки, солей, глины в данной местности. Также грунтовые знаки могут указывать на бугристость поверхности.

Топографические знаки, включённые в школьную программу, являются самыми распространёнными и наиболее необходимыми для чтения карт. По окончании изучения топографии, ученики должны знать простейшие рельефные и гидрографичсекие обозначения.

Оформление статьи: Натали Подольская

Топографические знаки для школьников:

Источник: https://kidteam.ru/topograficheskie-znaki-dlya-shkolnikov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.