Условные знаки в географии 10 класс

Содержание

Условные знаки географических карт

Условные знаки в географии 10 класс

Картография как наука возникла еще в бронзовом веке. Археологические раскопки продемонстрировали то, что самые старые образцы создавались на территории Египта, древнего Вавилона, Малой Азии (современной Турции), Маршалловых островов и Италии.

Без схематического начертания местности невозможно точное передвижение и реализация военной тактики. Несмотря на абсолютно разное представление о форме планеты, жители Древнего мира, Средневековья, эпохи Ренессанса, Нового века и современности старались зафиксировать как можно достовернее все особенности ландшафта.

Древние люди допускали в картографии много географических неточностей, а создание схем можно было приравнивать к искусству – они исполнялись настоящими мастерами и дополнялись множеством художественных элементов.

Например, города прорисовывались в виде башен замков с фамильными гербами, леса представлялись несколькими породами деревьев, торговые порты обозначались видом судов, популярных в регионе (Рисунок 1).

Рисунок 1. Используемые до прошлого века карты

Более схожие с современные образцы появились только после XVIII века, когда человечество получило полное представление о географии планеты, расположении всех рек, морей, океанов. Однако наиболее точные планы стали доступны к середине ХХ века.

В повседневности знание того, что означают условные знаки географических карт, поможет быстро добраться до любой точки назначения. В условиях дикой природы и выживания, заблудившись в лесу, но имея при себе карту, можно сохранить жизнь и легко выбраться.

Несмотря на популярность GPS-навигаторов, электронная техника всегда может подвести, неправильно определить координаты или разрядиться. Бумажные аналоги находятся под рукой и приходят на помощь в любых ситуациях.

Их легко использовать не только для того, чтобы узнать свое месторасположение в дикой или населенной местности, но и для прокладывания более короткого автомобильного маршрута. Без использования схем сложно представить работу военных, лесников, рыбаков, инженеров-геологов и строителей. Какие существуют виды условных знаков на картах и как определять их точное значение, рассмотрим далее.

Условные знаки на карте представлены в виде упрощенных графических символов, обозначающих объекты ландшафта, например, горные кряжи, озера, лесопосадки, тропинки, автострады, общественные и жилые здания, границы между населенными пунктами. Значки различаются в зависимости от типа применения. Например, для городских планов они будут одними, а для загородных – совершенно другими.

Рисунок 2. Основные группы знаков

Выделяют следующие группы знаков (Рисунок 2):

  1. Научные или справочные. Включают типы почв, подробности ландшафта и грунта, расположенные на территории ископаемые, типы водоемов и деревьев, распространенных животных, птиц и рыб, здания, муниципальные и социально-культурные памятники, транспортные развязки и многое другое. Предназначение таких схем – детальное отображение всех важных особенностей ландшафта для точной ориентировки. Также используются в ознакомительных целях;
  2. Учебные. Разрабатываются для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Зачастую интерактивные и интуитивно понятные;
  3. Туристические. Без них невозможно представить багаж любого путешественника. Содержат точные детали ландшафта. Однако больше внимания уделено тропинкам в лесах и горах, переходам по пересеченной или заболоченной местности. В эту группу входят и городские варианты, которые наглядно объясняют новый город. С их помощью легко посетить все экскурсионные места, не заблудившись в переплетении жилых кварталов и многочисленных улиц.

Чем более новая схема, тем больше она соответствует реальному расположению всех объектов. Зачастую представлена в цветном виде для более легкой ориентировки.

Рисунок 3. Пример легенды у разных карт

Структура всех географических карт – и устаревших, и современных – делится на две основных части:

  • Схематически отображенный ландшафт. Расцветки вызывают правильные ассоциации с реальными составляющими рельефа: лесопосадки зеленые, водоемы голубые или синие, возвышенности коричневые, автострады красные или оранжевые, а железнодорожные колеи черные. Иногда указываются детали, например, материал моста или тип леса. Впрочем, на каждом плане отображено гораздо больше знаков, многие из них могут казаться на первый взгляд непонятными;
  • Легенда (Рисунок 3). Легендой называют разъяснения к каждой отдельно взятой схеме. Общей стандартизации в картографии нет, но расшифровка обозначений и содержание должны присутствовать в обязательном порядке, иначе она считается недействительной. Найти легенду можно на свободных полях. Иногда для нее выделяется отдельное место. Даже если вы забыли, что означают пиктограммы на плане, обратившись к легенде, можно интуитивно разобраться.

Вопреки сложившимся стереотипам, для чтения географической карты не нужно обладать специализированными навыками, и справиться с этой задачей может даже школьник. Столкнувшись с новой схемой, достаточно ознакомиться с легендой и приступать к ориентировке.

Источник: https://nowifi.ru/vyzhivanie-v-dikoy-prirode/orientirovanie/61-uslovnye-znaki-geograficheskih-kart.html

Правила работы с контурной картой в обучении географии

Условные знаки в географии 10 класс

В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин,

методисты Городского Методического Центра

Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно,

чем знание грамматики и математики. 

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

8.  Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте    на карте.

9. Все изображенные на карте  объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях),  в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.

11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии  (водные объекты) – синим.

13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту «лишней информации». Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.

14.  В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах  (смотрите карты в атласе).

15. Закрашивание объектов, необходимых  для  выполнения заданий, производится  только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале  высот и глубин атласа.

17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной  сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

18. Названия небольших объектов в масштабе  используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

19. Названия линейных объектов, например, гор, рек  или  течений, нужно  размещать  по  протяженности, так, чтобы  можно было их прочитать, не переворачивая карту.

20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта.  Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а  в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень).

21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.

22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.

23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Примечание

Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.

При оценке качества выполнения предложенных заданий  учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Учителю на  заметку

На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся с целью закрепления знаний по географии и истории в объеме программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия согласно нормам  Федеральной  службы геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г.).

 Технические требования к контурным картам

1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и выпускаться в трех видах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитыми в учебные атласы.

2. Контурные карты печатаются в одну краску на писчей бумаге № 1 (ГОСТ 18510-73), на офсетной бумаге (ГОСТ 9094-83), импортной писчей или картографической бумаге массой 70–100 г/м2.

3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, должна использоваться картографическая бумага (ГОСТ 1339-79) либо мелованная бумага (ГОСТ 21444-75 массой 80–100 г/м2). Допускается для обложек использовать другие виды бумаги, в том числе писчую.

4. На контурных картах должно быть обеспечено пропечатывание всех элементов; не должно быть рваных или раздавленных мест на картографическом изображении.

5. Краска на всем картографическом изображении должна быть отпечатана ровным, плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.

6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с резкими неразмытыми краями, не раздавленными при печати.

7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.702-98).

8. На контурных картах не должно быть механических повреждений, морщин, масляных пятен и соринок площадью свыше 0,5 мм2.

9. Контурные карты, выпускаемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.

10. Качество изготовления обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяются визуально.

Подробнее  со стандартом можно ознакомиться на портале нормативных документов (перейти).

Скачать «Правила работы с контурной картой в обучении географии».  

Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/metodicheskie-materialy/pravila-raboty-s-konturnoj-kartoj-po-geografii.html

Обозначения и условные знаки (география)

Условные знаки в географии 10 класс

У любой карты есть свой особый язык – специальные условные знаки.

География изучает все эти обозначения, классифицирует их, а также разрабатывает новые символы для обозначения тех или иных объектов, явлений и процессов.

Иметь общее представление об условных картографических знаках полезно абсолютно всем. Такие знания не только интересны сами по себе, но и наверняка пригодятся вам в реальной жизни.

Данная статья посвящена условным знакам в географии, которые используются при составлении топографических, контурных, тематических карт и крупномасштабных планов местности.

Азбука карты

Подобно тому, как наша речь состоит из букв, слов и предложений, так и любая карта включает в себя набор определенных обозначений. С их помощью топографы переносят на бумагу ту или иную местность.

Условные знаки по географии – это система особых графических символов, используемых для обозначения конкретных объектов, их свойств и характеристик. Это своеобразный «язык» карты, созданный искусственно.

Довольно сложно сказать, когда именно возникли самые первые географические карты. На всех континентах планеты археологи находят древние примитивные рисунки на камнях, костях или дереве, созданные первобытными людьми. Так они изображали местность, в которой им приходилось жить, охотиться и защищаться от врагов.

Современные условные знаки на картах по географии отображают все самые важные элементы местности: формы рельефа, реки и озера, поля и леса, населенные пункты, пути сообщения, границы стран и т. д.

Чем крупнее масштаб изображения – тем больше объектов можно нанести на карту. Например, на подробном плане местности, как правило, отмечены все колодцы и источники питьевой воды.

В то же время на карте области или страны отмечать такие объекты будет глупо и нецелесообразно.

Немного истории или как изменялись условные знаки географических карт

География – это наука, которая необычайно тесно связана с историей. Углубимся в нее и мы, чтобы узнать, как выглядели картографические изображения много веков назад.

Так, для старинных средневековых карт была характерна художественная передача местности с широким использованием рисунков в качестве условных знаков. География на то время только начинала развиваться как научная дисциплина, поэтому при составлении картографических изображений часто искажался масштаб и очертания (границы) площадных объектов.

С другой стороны, все рисунки на старых чертежах и портуланах были индивидуальны и целиком понятны. А вот в наши дни приходится подключать память, чтобы усвоить, что означают те или иные условные знаки на картах по географии.

Примерно со второй половины XVIII века в европейской картографии наметилась тенденция к постепенному переходу от индивидуальных перспективных рисунков к более конкретным плановым условным обозначениям. Параллельно с этим возникла потребность в более точном отображении расстояний и площадей на географических картах.

География: условные знаки планов местности и топографических карт

Топографические карты и планы местности отличаются довольно крупными масштабами (от 1:100000 и более). Именно они чаще всего используются в промышленности, сельском хозяйстве, геологоразведке, градостроительстве и туризме. Соответственно, местность на таких картах должна отображаться максимально подробно и детально.

Для этого была разработана особая система графических условных знаков. В географии ее также часто называют «легендой карты».

Для удобства чтения и легкости запоминания многие из этих знаков напоминают реальный внешний вид изображаемых ими объектов местности (сверху или же сбоку).

Данная система картографических обозначений стандартизирована и обязательна для всех предприятий, которые занимаются выпуском крупномасштабных топографических карт.

Тема «Условные знаки» изучается в школьном курсе географии в 6 классе. Чтобы проверить уровень усвоения данной темы, ученикам часто предлагается написать небольшой топографический рассказ. Каждый из вас наверняка писал подобное «сочинение» в школе. Предложения с условными знаками по географии выглядят примерно так, как на фото ниже:

Все условные обозначения в картографии принято делить на четыре группы:

  • масштабные (площадные или контурные);
  • внемасштабные;
  • линейные;
  • пояснительные.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп знаков.

Масштабные знаки и их примеры

В картографии масштабными называют те знаки, которые применяются для заполнения каких-либо площадных объектов. Это может быть поле, лес или же фруктовый сад. С помощью этих условных знаков по карте можно определить не только тип и местоположение конкретного объекта, но и его реальные размеры.

Границы площадных объектов на топографических картах и планах местности могут изображаться в виде сплошных линий (черных, голубых, коричневых или розовых), точечных или простых пунктиров. Примеры масштабных картографических знаков представлены ниже на рисунке:

Внемасштабные знаки

Если объект местности невозможно изобразить в реальном масштабе плана или карты, то в таком случае используют внемасштабные условные знаки. Речь идет о чересчур мелких географических объектах. Это может быть, к примеру, ветряная мельница, скульптурный памятник, скала-останец, источник или колодец.

Точное расположение такого объекта на местности определяется по главной точке условного обозначения. У симметричных знаков эта точка расположена в центре фигуры, у знаков с широким основанием – в середине основания, а у знаков, имеющих в своей основе прямой угол – в вершине такого угла.

Стоит отметить, что объекты, выраженные на картах внемасштабными условными знаками, служат превосходными ориентирами на местности. Примеры внемасштабных картографических знаков представлены на рисунке ниже:

Линейные знаки

Иногда в отдельную группу выделяют и так называемые линейные картографические знаки.

Нетрудно догадаться, что с их помощью на планах и картах обозначают линейно протяженные объекты – автомобильные дороги, границы административных единиц, железные дороги, броды и т. п.

Интересная особенность линейных обозначений: их длина всегда соответствует масштабу карты, но ширина существенно преувеличена.

Примеры линейных картографических знаков представлены на рисунке ниже.

Пояснительные знаки

Пожалуй, самой информативной является группа пояснительных условных знаков. С их помощью указывают дополнительные характеристик изображаемых объектов местности. К примеру, синяя стрелка в русле реки указывает направление ее течения, а количество поперечных штрихов на обозначении железной дороги соответствует числу путей.

На картах и планах, как правило, подписываются названия городов, поселков, сел, горных вершин, рек и прочих географических объектов. Пояснительные условные знаки могут быть числовыми или же буквенными. Буквенные обозначения чаще всего подаются в сокращенном виде (например, паромная переправа обозначается в виде сокращения «пар.»).

Условные обозначения контурных и тематических карт

Контурная карта – это особая разновидность географических карт, предназначенная для учебных целей. Она содержит в себе лишь координатную сетку и некоторые элементы географической основы.

Набор условных знаков контурных карт по географии не очень широк.

Само название этих карт довольно красноречиво: для их составления используются лишь контурные обозначения границ определенных объектов – стран, регионов и областей.

Иногда на них также наносятся реки и крупные города (в виде точек). По большому счету, контурная карта – это «немая» карта, которая как раз и предназначена для заполнения ее поверхности определенными условными знаками.

Тематические карты чаще всего встречаются в атласах по географии. Условные знаки таких карт чрезвычайно разнообразны. Они могут быть изображены в виде цветового фона, ареалов или так называемых изолиний. Нередко используются диаграммы и картограммы. В целом для каждого вида тематических карт существует свой набор специфических условных обозначений.

Источник: https://FB.ru/article/332775/oboznacheniya-i-uslovnyie-znaki-geografiya

Виды условных знаков

Условные знаки в географии 10 класс

Определение 1

Картографические условные знаки – символические графические обозначения, которые используется для изображения на картографических изображениях (картах и топопланах) различных объектов и их характеристик.

Иногда условные знаки называют легендой карты.

Виды условных знаков по масштабу

В зависимости от масштабности выделяют $3$ группы условных знаков:

  • масштабные (площадные и линейные);
  • внемасштабные (точечные);
  • пояснительные.

С помощью площадных масштабных знаков отображают протяженные объекты в масштабе карты. На карте масштабные знаки позволяют определить не только расположение объекта, но и его величину и очертания.

Пример 1

Масштабными знаками являются территория государства на карте масштаба $1:10 000 000$ или водохранилище на карте масштаба $1:10 000$.

Линейные условные знаки используют для отображения существенно протяженных в одном измерении объектов, например дорог. Согласуется с масштабом на таких знаках только одно измерение (по которому объект наиболее протяженный), тогда как другое является внемасштабным. Положение объекта определяется по условной или явной осевой линии.

Внемасштабные точечные знаки используются на картах для отображения объектов, размеры которых не выражаются на карте. Крупнейшие города на карте мира отображаются внемасштабными знаками – точками. Фактическое размещение объекта определяется по главной точке точечного условного знака.

точка размещается у внемасштабных знаков следующим образом:

  • в центре фигуры у симметричных знаков;
  • в середине основания у знаков с широким основанием;
  • в вершине прямого угла, являющегося основанием, если такой угол имеется у знака;
  • в центре нижней фигуры, если знак является сочетанием нескольких фигур.

Пояснительные знаки предназначены, чтобы характеризовать местные предметы и их разновидности. Пояснительными знаками может быть указано количество путей железной дороги, направление течения реки.

Замечание 1

На картах крупного масштаба знаки отдельных объектов указываются раздельно, на картах меньшего масштаба – однотипные объекты группируют и наносят одним знаком.

Условные знаки по содержанию

По содержанию условных знаков выделяют:

  1. знаки и подписи населенных пунктов;
  2. знаки отдельных местных объектов;
  3. знаки отдельных элементов рельефа;
  4. знаки транспортной инфраструктуры;
  5. знаки объектов гидрографической сети;
  6. знаки почвенно-растительного покрова;

Знаки и подписи населенных пунктов

На картах масштаба $1:100 000$ и крупнее указывают все населенные пункты вместе с подписью их названий. Причем названия городов наносятся прямыми прописными буквами, сельских населенных пунктов – строчными буквами, городских и дачных поселков – строчными наклонными буквами.

На крупномасштабных картах отображаются внешние очертания и планировка, с выделением крупнейших магистралей, предприятий, выделяющихся знаний и ориентиров.

Пример 2

На картах масштаба $1:25 \ 000$ и $1:50 \ 000$ цветом отображается тип (огнеупорная или неогнеупорная) застройки.

На рисунке ниже – знаки населенных пунктов, использовавшихся на картах различных эпох.

Знаки отдельных местных объектов

Отдельные местные объекты, которые являются ориентирами, наносятся на карту преимущественно внемасштабными знаками. Это могут быть вышки, шахты, штольни, церкви, радиомачты, скалы-останцы.

Знаки отдельных элементов рельефа

На карту соответствующими знаками наносятся элементы рельефа.

Замечание 2

Объект природного происхождения изображаются линиями и знаками коричневого цвета.

Знаки транспортной инфраструктуры

К объектам транспортной инфраструктуры, отображаемым на топографических картах, относятся дорожная і железнодорожная сеть, сооружения и мосты.

При нанесении на карту разделяют дороги с покрытием (автострады, улучшенные шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и без него. На карту наносятся все дороги с покрытием с указанием ширины и материала покрытия.

Цвет дороги на карте указывает на ее тип. Оранжевым цветом наносят автострады и шоссе, желтыми (изредка оранжевым ) – улучшенные грунтовые дороги, без цвет – проселочные дороги без покрытия, полевые, лесные и сезонные дороги.

Знаки объектов гидрографической сети

На карте изображаются следующие элементы гидрографической сети – прибрежная часть морей, реки, озера, каналы, ручьи, колодцы, пруды и другие водоемы.

Водоемы, наносятся на карту в случае, если на изображении их площадь более $1 мм2$. В другом случае водоем наносится только по причине высокой значимости, например в засушливых районах. Рядом с объектами указывается их название.

Замечание 3

Чем крупнее масштаб карты, тем более подробно отображаются объекты гидрографической сети.

Характеристики объектов гидрографической сети указывают рядом с подписью названия объекта.

В частности, указывают в виде дроби ширину (числитель), глубину и характер грунта (знаменатель), а также скорость (в м/с) и направление течения.

Также указываются вместе с характеристиками гидротехнические сооружения – паромы, плотины, шлюзы.Реки и каналы наносятся на карту в полном объеме. При этом вид отображения определяется шириной объекта и масштабом карты.

Замечание 4

В частности, при масштабе карты более $1:50 000$ объекты шириной менее $5$ м, при масштабе менее $1:100 000$ – менее $10$ м изображают $1$ линией, а более широкие объекты – двумя линиями. Также $2$ линиями обозначают каналы и канавы шириной от $3$ м и более, а при меньшей ширине – одной линией.

На крупномасштабных картах синими кружками обозначают колодцы, рядом ставится буква «к» или «арт.к» в случае артезианского колодца. В засушливых районах колодцы и объекты водоснабжения показывают укрупненными знаками.Водопроводы на картах показывают линиями с точками синего цвета: сплошными линиями – наземные, прерывистыми – подземные.

Знаки почвенно-растительного покрова

Часто при отображении на карте почвенно-растительного покрова применяется сочетание масштабных и внемасштабных условных знаков. Знаки, обозначающие леса, кустарники, сады, болота, луга, характер являются масштабными, а отдельные объекты, например, отдельно стоящие деревья – внемасштабными.

Пример 3

Заболоченный луг отображается на карте сочетание в замкнутом контуре условных знаков луга, кустов и болота.

Контуры участков местности, занятых лесом, кустарником или болотом, наносят пунктирной линией за исключением случаев, когда границей служит забор, дороги или другой линейный местный предмет.

Участки, покрытые лесом, указывают зеленым цветом с нанесение символа, указывающего на тип леса (хвойный, лиственный или смешанный). Бледно-зеленым цветом наносятся на карту участки с порослью леса или питомниками.

Пример 4

На рисунке, расположенном ниже, слева показан хвойный сосновый лес со средней высотой деревьев $25$ метров и шириной $0,3$ м, а также типичным расстоянием между стволами деревьев $6$ м. На рисунке справа – лиственный кленовый лес с высотой деревьев $12$ м и шириной ствола $0,2$ м, расстояние между которыми в среднем $3$ метра.

Болота показывают на карте горизонтальной штриховкой синего цвета. При этом тип штриховки показывает степень проходимости: прерывистая штриховка – проходимые, сплошная – трудно- и непроходимые.

Замечание 5

Проходимыми считаются болота глубиной менее $0,6$ м.

Вертикальная штриховка синего цвета на карте указывает на солончаки. Также как и для болот, сплошная штриховка указывает на непроходимые солончаки, прерывистая – на проходимые.

Цвета условных знаков на топографических картах

Цвета, которыми изображаются объекты на картах, являются универсальными для всех масштабов. Штриховые знаки черного цвета – строения, сооружения, местные предметы, опорные пункты и границы, штриховые знаки коричневого цвета – элементы рельефа, синего – гидрографическая сеть.

Площадные знаки светло синего цвета – зеркало вод объектов гидрографической сети, зеленого цвета – площади древесно-кустарниковой растительности, оранжевый цвет – кварталы с огнестойкими строениями и шоссе, желтый – кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги.

Замечание 6

На военных и специальные картах наносят специальные условные обозначения.

Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/geograficheskaya_karta/vidy_uslovnyh_znakov/

ФГОС: условные знаки будущего, или А что будет на Земле через 100… 200… 500 лет?

Условные знаки в географии 10 класс
Не секрет, что мне очень нравятся учебники географии, по которым я работаю в школе. Это УМК “Полярная Звезда” издательства “Просвещение”.

Меня устраивает в учебниках абсолютно всё, и даже более – часто ловлю себя на мысли, что некоторые задания, фрагменты текстов словно нацелены на будущее, они заставляют школьников задуматься о том, что же будет через несколько или много лет.

Так и в этот раз – повторяли мы с семиклассниками пройденную в 6 классе тему “Условные знаки”, обогащались новыми знаниями, да и “занесло” нас в обсуждениях в самое настоящее будущее))))

К слову, в прошлом году мы тоже заглядывали в будущее, но то было будущее науки: “ФГОС: путешествие в будущее географической науки” (дети отвечали на вопросы: Что будет изучать география через 100 лет? Какой будет география в будущем?) А в этот раз с семиклассниками мы говорили о том, какими могут быть условные знаки на картах через 50… 100… 200 лет, а продолжили разговор с десятиклассниками – что будет на Земле через много лет, какая она будет?

Итак, слово семиклассникам!
Детям предстояло не просто дома нарисовать  в тетрадях условные знаки будущего, но и подготовиться устно объяснить их значение, обосновать способы начертания их основных элементов.
 Конечно, часть условных знаков была создана по подобию ныне существующих, что-то больше напоминало рисунки, но были и особые знаки, очень простые, но в то же время  ёмкие. “Как настоящие!” – так сказали дети.
 Тематика знаков была очень разнообразная, хотя некоторые условные и повторялись! Быть может, именно за ними ближайшее будущее?!?
 Перечислю самые необычные условные знаки, которыми, по мнению семиклассников, будут пользоваться географы через несколько десятков лет:– парковка звездолётов,– воздушное метро,– небесная парковка,– подводные поезда,– летающие поезда,– “мёртвые” зоны,– разрушенные земли,– выжившие города,– зомби,– памятник-голограмма,– подводный зоопарк,– гиперзвуковые беспилотники,– ископаемое “лунит” (на Луне), — машина времени,– портал для путешествий,– эвакуационный портал,– временной портал,– межпланетный лифт,– межгородской лифт, — летающие острова,– солнечные батареи,– больница по замене конечностей протезами,– космические экскурсии,– инопланетная космическая база…Можно перечислять и перечислять! Но среди всех рисунков выделялись следующие два:
 1. Задание было понято учащимся в ином ключе: нарисовать новые картинки к уже существующим условным знакам. А что, и ведь прав – можно было понять задание и так.
2. А здесь была попытка классифицировать условные знаки по способу начертания, как в учебнике.Для меня-учителя очень важны эти особенные работы.Дети показывали друг другу условные знаки будущего, рисовали их на доске…

— Ой, а мой знак трудно быстро нарисовать, я его переделаю, упрощу. Можно?

— Конечно! Ведь знак должен не только напоминать что-то, но и быть простым в начертании.

— Смотрите, а его знак напоминает уже существующий (показывает в атласе)! Так разве можно?
— Очень много знаков могут быть похожими, но только на первый взгляд. Главное, найти отличия и сравнить с начертанием в легенде карты… Вопросов и ответов было много! Уверена, что эта тема ребятам обязательно запомнится!

А теперь слово десятиклассникам. Все работы проверены на плагиат (тут: https://text.ru/antiplagiat). Уникальность 100%. Некоторые интересные, на мой взгляд, моменты, я выделила в тексте…

Что будет на Земле через несколько десятков лет?

1.

“Предполагая жизнь человека на Земле через 100 лет, прежде надо всего надо думать об экологии. Есть много разветвлений будущего. Если человек сейчас задумается об экологии и будет думать о будущем человечества, то , вероятно через 100 лет жизнь будет еще спокойной. Но, если люди уничтожат за деньги и власть нужные ресурсы, то жизнь будет очень не простой. Вероятно, к тому времени будут развиты технологии. Могут быть роботы, которые помогают по хозяйству. Большинство стран будут информационными, а может стран больше и не будет. Может не будет разделений.Численность тоже зависит от человечества. Если не будет мировых воин, то численность будет расти. Вероятно увеличится от 6 до 15 млрд. (примерно через 100 лет)Конечно, людям уже надо задуматься о запасах пресной воды и полезных ископаемых. В будущем, возможно, будет топливо более экологическое, которое будет меньше загрязнять атмосферу, и тогда воздуха для дыхания будет больше.

Человек мог бы жить как и сейчас в домах, но скорее всего это будут города-высотки, где, возможно, будет много растений на этажах для очищения воздуха. 

А в худших предположениях, больше чем через 100 лет, люди не смогут жить спокойно, и придется осваиваться в пустынях.

А если численность населения будет расти, то люди будут строить дома в холодных арктических и субарктических районах, от ледников брать водные ресурсы. Возможно, больше будут использовать пустыни, сделают почву более пригодной для растений.

Питаться будут чем-то вроде энергетических батончиков. Но, возможно, выведут новые сорта растений, фрукты и овощи. Но люди не будут следить за сельских хозяйством, за этим будут следить роботы.Люди могут заниматься биологическими, химическими, какими-то молекулярными работами. Большинство технологий будут помогать им в этом.

Люди придумают много лекарств.Возможно, пространство Мирового океана будет лучше изучено, но чтобы изучить океан понадобится больше времени.Если Земля все же будет загрязнена, то человек может измениться в цвете кожи, вероятно, видоизменятся легкие и начнут медленнее сокращаться, что позволит экономнее расходовать кислород.

Большинство животных может исчезнуть, но люди, надеюсь, этого не допустят. Будут фермы, где будут работать роботы, но все равно под присмотром людей.Не исключено, что если численность будет расти, то примерно пройдет еще пару сотен лет и люди начнут полностью осваивать Марс. И сейчас об этом говорят.

Будущее зависит от настоящего.

Все развития возможны, но нужно понять, какое лучшее, и достичь его.”

2.

“Через 500 лет население Земли будет составлять 50 млрд.чел. Земля не сможет выдержать такое количество людей. Учёные начнут искать другую планету, пригодную для жизни. Этой планетой станет Марс, т.к. он в большей степени удовлетворяет потребностям людей. Примерно половина всего населения Земли отправится на “красную” планету, чтобы заняться постройкой самых масштабных городов. Все необходимые ресурсы люди будут привозить с Земли, в том числе и кислород. По началу люди будут ходить в кислородных масках, пока не вырастут первые деревья. Будет открыто множество новых мест работы, например, такси от Земли до Марса или уборка астероидов и метеоритов с пути. На Марсе будет образованно новое государство: Марсо-Российская республика. (Патриот? Да!!! – прим. Л.П.)

3.

“Через 200 лет вся планета будет освоена людьми, пресной воды будет очень мало, полезных ископаемых почти не останется. Суша и вся вода Земли загрязнена. Будет запрещено вылавливать рыбу с морей и океанов, выращивать еду крайне опасно, так как уровень радиации на планете слишком высокий. (Очень уж всё грустно… – прим. Л.П.)Люди ходят в скафандрах, так как атмосфера не пригодна для дыхания. Питаются консервированными биологическими добавками, сбалансированными необходимыми витаминами для жизнеобеспечения организма. С самого рождения ребенку внедряют код – кем он будет работать, когда вырастет. (Автор любим смотреть фантастику… – прим.Л.П.

) Большинство населения занимается строительством нового материка, так как численность населения 50 миллиардов человек и суши на всех уже не хватает. Ученые ищут планету, схожую с Землей.

Экологи создают новые способы для дальнейшей жизни на Земле. Также осуществляется экспорт пресной воды с Марса.

Люди выглядят так же, как и сейчас, средняя продолжительность жизни 90-100 лет, высокая рождаемость.Также я думаю, что может произойти глобальная катастрофа или на планету упадет крупный метеорит, и жизнь начнется с нуля.”

4. 

“Жизнь человека на Земле через 100 лет кардинально изменится. Учёные исследуют все районы Земли, которые сейчас плохо освоены человеком, чтобы каждому из 50 млрд людей был свой маленький уголок.Например, в пустынях и полупустынях проложат асфальт, построят многоэтажные дома, проведут электричество в каждый дом, люди научатся выращивать фруктовые деревья, овощи, разведут скот. В зоне Арктики и Субарктики сделают то же самое, но ко всему этому будут привозить много топлива. В горных и предгорных районах с помощью специальной техники будут построены дома, от перепадов температур и давления учёные придумают специальные скафандры. Сложнее всего жить будет в пространствах Мирового океана. Люди будут постоянно находится в воде в специальной форме, жить в подводных домах и питаться из тюбиков.С каждым годом будет увеличиваться дефицит пресной воды и полезных ископаемых, атмосфера будет сильно загрязнена, поэтому продолжительность жизни сократится на половину. Люди будут работать только на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях,чтобы прокормить семью.Такая жизнь будет длиться до тех пор, пока население не сократится в пять раз, или учёные не придумают действенные способы, чтобы очистить атмосферу и добывать пресную воду.” Обратили внимание? Некоторые моменты в сочинениях ребят можно проиллюстрировать условными знаками семиклассников!

Но мой вывод после прочтения работ старших ребят немного грустный: мне показалось, или пессимистический настрой преобладает? Значит, нужно вместе прийти к пониманию необходимости перемен в отношении человека к природе, Земле-своему дому, друг другу… сейчас, а не потом! Ну что ж, Год экологии мне в помощь!))))

И в 7, и в 10 классе нет-нет, а сводились обсуждения к тому, как будет выглядеть человек через много лет…. Я слушала детей и понимала, что у меня с ответом на этот вопрос всё просто: в далёком 2007 году я прочитала в Интернете статью, которая произвела на меня неизгладимое впечатление! Статья была скопирована в недра ПК и долгие годы ждала своего часа))))

Глаза. Чтобы выдерживать контакт с загрязняющими веществами в атмосфере, глаза человека станут меньше размером и будут похожи на свиные. Прозрачная мембрана (которую сейчас можно найти во внутреннем углу глаз) станет больше размером и будет служить вторым веком.
Нос. Увеличится в размере и будет снабжен системой отсеков и пещерок, чтобы лучше очищать воздух. По той же причине, волосы в носу станут более густыми и длинными
Легкие. Увеличатся в размере и будут обладать более густой кровеносной системой, которая будет позволять извлекать из воздуха то небольшое количество кислорода, которое в нем останется.
Печень. Поскольку ее функцией является очищение крови, увеличится до огромных размеров, чтобы более успешно фильтровать отравляющие вещества.
Кожа. Станет более грубой, с участками ороговения, чтобы избежать ожогов от химических загрязнителей в атмосфере.
Аппендикс. Снова станет рабочим органом, помогая перерабатывать пищу, которая к тому времени станет исключительно растительной(поскольку мясо станет непригодным к употреблению из-за загрязнения окружающей среды).
Костная структура. Человек станет субтильным и низкорослым. Это будет вызвано относительным отсутствием витамина Д (из-за сниженного количества солнечного света и более скудного рациона).
Волосы. Исчезнут в связи с сильным потеплением климата.
Уши. Усиленное шумовое загрязнение окружающей среды приведет к образованию складок на ушах, что сделает их более похожими на собачьи. Человек сможет поднимать их, чтобы прислушаться и опускать, чтобы снизить поступление шума.
Характер. Человек будет слегка сумасшедшим. Это будет вызвано наличием отравляющих веществ в пище (что уже сейчас можно наблюдать у тех людей, пища которых содержит высокий процент ртути)
Дыхательные аппараты. Сразу после рождения, человек некоторое время будет присоединен к специальному аппарату, который будет помогать ему дышать первые недели жизни.
Почки. Обретут новую функцию – извлечение воды из мочи и сохранение воды в организме. Вместо жидкости, человек будет выделять кашицу, состоящую из мочевой кислоты и токсичных веществ.Ученые считают, что задолго до того, как вышеописанные физиологические изменения произойдут, человечество успеет вымереть.

Источник: http://www.ufostation.net/news.php?readmore=1028

В качестве вывода:

1. Что будет через несколько десятков лет мы не знаем, можем только предполагать… Но негативные прогнозы должны становиться основой для поиска путей недопущения подобных сценариев развития жизни на Земле!2. На уроках мы должны не только учить, но и слышать детей, разговаривать с ними, всячески показывая необходимость новых знаний в их жизни! Здравствуйте!
На этой страничке Вы познакомитесь с самыми яркими моментами уроков географии, которые я провела в 2015-2016 учебном году, работая по ФГОС в 6 классе. Внизу будут добавлены некоторые яркие моменты уроков, проведённых в 2019-2020 учебном году.
А с УМК можно познакомиться на страничке “ФГОС, 5 класс”.В этом учебном году мы работали по атласам и контурным картам издательства “Дрофа”:

2015-2016 учебный год:

6.09.2015:
И вновь мои ученики получили необычное задание:
Подобрать из научной и художественной литературы описания равнин и найти, какие особенности равнин отмечены в этих описаниях.Научное описание равнин можно взять из Интернета, а вот художественное – только в книге, обязательно принеся её с собой на следующий урок.

Читать сообщение полностью…

Источник: http://geografo4ka.blogspot.com/2016/09/100200-500.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.