Земельно кадастровые отношения

Содержание

Для чего нужен кадастр земельных участков

Земельно кадастровые отношения

Земельный кадастр – это базы данных, сформированных по определенному законодательством принципу, имеющих документальное выражение, из которых определяются характеристики земель. Положения о земельном кадастре закреплены в законодательстве РФ.

Оно же определяет цели земельного кадастра и его задачи, а именно  порядок ведения кадастра и выделение участков в отдельную единицу, с последующим присвоением цифирного идентификатора. Все эти данные отражаются в едином государственном реестре участков.

Это даёт возможность выделить конкретный объект из общей массы для его всесторонней оценки для дальнейших манипуляций.

Цели и задачи

Земельный кадастр был создан с целью обеспечить:

  1. Придание юридического обоснования существованию объекта или прекращение данного факта в системе учёта.
  2. Учёт земель на уровне государства.
  3. Надзор со стороны государства за использованием земель, а так же её охрана.
  4. Контроль и разработку планов над разумным использованием и ресурсов земли.
  5. Справедливую оценку и назначение платы за землю.
  6. Учёт данных в специализированном реестре.
  7. Защиту интересов каждого участника земельных отношений не зависимо от их правовой формы существования.
  8. Информатизацию оборота земель.

Исходя из целей, понятны и задачи, преследуемые ведением земельного кадастра. Его суть том, чтобы каждое заинтересованное лицо могло получить информацию о характеристиках земли, за достоверность которой отвечают государственные органы.

Информация, хранящаяся в базах данных земельного кадастра, включает в себя:

  • расположение земли на местности;
  • количество обособленных единиц, входящих в состав земли;
  • характеристика земли по её составу и свойствам;
  • размеры земли;
  • цели, в которых можно использовать участки на земле;
  • официальный юридический статус земли;
  • порядок внесения земельных участков в единую базу.

Работы по сбору и внесению информации в базы земельного кадастра регламентируются кадастровыми работами. В них прописаны требования к порядку работ и работнику, который их выполняет.

Внесение сведений

Земельный кадастр по всей стране имеет стандартный вид, а его ведение осуществляется по унифицированному типу. В методиках чётко прописан каждый пункт необходимых мероприятий по сбору, хранению и учету информации.

Происходит это следующим образом:

  1. Параметры участков заносятся в кадастр на основании межевых планов, данных, представленных лицами, обладающими соответствующими правами, и итогов комплексных кадастровых работ.
  2. Данные о правах участников земельных отношений заносятся в ЕГРН на основании официальных и неоспоримых документов.
  3. Кадастровая оценка земель позволяет отразить характеристики земли с точки зрения финансов.
  4. Информация о зонировании территорий фиксируется на основании данных органов, отвечающих за регистрацию и учет земель.
  5. Информация в земельном кадастре хранится на цифровых и бумажных носителях. Важно, что приоритет при расхождении данных имеют данные на бумаге.
  6. Данные, занесённые в земельный кадастр, не имеют срока хранения и не подлежат уничтожению.

Безопасность основных документов гарантируется их страховкой. Порядок страхования определяется действующим законодательством.

Деятельность кадастра

Правила проведения кадастровых работ регламентирован так же чётко, как и порядок ведения земельного кадастра. Основная задача их проведения – это выявление информации. Она позволит сформировать отчёт, на основе которого государственный регистрирующий орган присвоит участку номер и выдаст документ, подтверждающий факт существования объекта и отражающий его основные характеристики.

Кадастровые работы включают:

  • выделение границ участка доступными методами и его экспликация в виде чертежа;
  • составление плана межевания;
  • формирование первичной документации, которая включает статистические данные, графики и таблицы в соответствии с нормами законодательства;
  • постановку на кадастровый учёт земельного участка с присвоением индивидуального номера;
  • выдачу документа кадастровой палатой.

Все пункты взаимосвязаны и выполняются именно в том порядке, в котором указаны.

Кадастровые работы проводятся не только при первичном выделении участков. Необходимость в проведении кадастровых работ возникает при изменении основных характеристик выделенного участка  и при разделе одного участка с выделением нескольких независимых друг от друга единиц. Подобные коррективы необходимо вносить в единый государственный земельный кадастр.

Наличие земельного кадастра позволяет компетентным органам  проводить кадастровую оценку земель.

На основании данных из реестра рассчитывается:

  • налогообложение собственников земель и участков;
  • цена за аренду земель;
  • минимальные цены на землю при проведении аукционов.

Кадастровая оценка земель является отправной точкой для определения минимальных значений, применяемых при её использовании в качестве источника дохода.

Минимальное значение цены определяется с учётом:

  1. Назначения и возможности её использования.
  2. Прибыльности земли.
  3. Стоимости необходимых инвестиций для её улучшения.
  4. Баланс между спросом и предложением.

Эти нюансы обязательно учитываются при формировании стоимости.

Наряду с указанными критериями имеет значение то, где конкретно расположена земля. Если земля используется в сельскохозяйственных целях, то повышающим её цену фактором будут:

  • плодородность;
  • экологическая значимость;
  • расположение.

Эти же факторы учитываются при оценке земель из лесного фонда.

Что касается земель городов и поселков, то для них применима оценка по:

  • плотности застройки;
  • престижности местонахождения;
  • экологичности района;
  • наличию транспортной, коммуникационной и социальной доступности.

Исходя из совокупности факторов оценки все территории зонируются. В пределах одной зоны земля будет иметь близкую по значению стоимость по кадастровой оценке.

Местные власти имеют право вводить по подотчётным зонам коэффициент, повышающий стоимость, но только в размере до 75% от рыночной цены.

Вся работа по назначению цены проводится соответствующими органами.

Суть работы

Работа органов государственной власти по кадастровому учёту земель включает:

  1. Выделение земли на конкретной местности.
  2. Установление категории земель.
  3. Расчёт площади выделенной земли.
  4. Проверка плодородного слоя для определения её продуктивности, загрязнённости и прочих параметров.
  5. Осуществляется сравнительная оценка стоимости земли.
  6. Подготавливается документация на выделенную землю.
  7. Происходит распределение на участки и присвоение индивидуального кадастрового номера.
  8. Контроль над соблюдением норм законодательства при изменении категории земель.

Единый государственный земельный кадастр обязан в дальнейшем хранить весь пакет документов на землю, который был сформирован. Такая информация хранится не только на бумажном носителе, но ив цифровом формате.

Большая часть данных доступна в открытой форме.

При запросе можно узнать, кто владелец и пользователь земельных участков и на основе какого документа участок передан правообладателю (собственность или договор аренды).

Учёт и контроль над целевым использованием и изменение категории земель позволяет не допустить халатного отношения к государственным ресурсам. Важно это в случаях, когда собственник или арендатор хочет изменить категорию земель с целью вложения инвестиций в неё.

В России существуют следующие категории:

  • сельхоз назначения;
  • для всеобщего пользования;
  • леса;
  • водный фонд;
  • историко-культурного назначения;
  • города и населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • особо охраняемые территории;
  • территории военного назначения.

Каждая из указанных категорий накладывает различающиеся по степени ограничения правила пользования землёй.

В земельном кадастре наряду с прочей информацией фиксируется и то, на каких правах землепользователь занимает конкретный участок.

Различают:

  1. Право владения землёй означает наличие неограниченных прав, подтверждаемое документально. В данном случае возможно наследование.
  2. Право распоряжения даёт землевладельцу право использовать участок только в рамках его целевого назначения. Уступка прав, наследование и прочие сделки невозможны.
  3. Право пользования выделенным участком позволяет землепользователю самостоятельно определять, что именно будет происходить на земле, будь то стройка или посев, при согласованности с целевым назначением.

Такое разграничение стало необходимым для защиты прав граждан.

Земельные отношения не должны осуществляться без чёткого понимания их правового статуса, который нетрудно уточнить, обратившись за информацией в соответствующий государственный орган.

Благодаря созданию земельного кадастра, появилась унифицированная система учёта земельных ресурсов по всей стран, то есть стало возможно:

  • присвоение характеристик отдельным или всем имеющимся участкам;
  • оценка с экономической, геологической и качественной точки зрения;
  • разработка научно обоснованных общих направлений, мер и способов улучшения продуктивности земель;
  • определение комплекса мер, направленных на сохранение и качественное улучшение почв.

Не менее важно и то, что земельный кадастр защищает права землепользователей и землевладельцев, так как это часть государственного правового регулирования земельных отношений.

Развитие технологий земельного кадастра будет способствовать общему росту в силу того, что именно земельные отношения остаются наиболее востребованными.

Учёт земельных ресурсов позволит:

  • привлечь инвестиции;
  • увеличить налоговые поступления в бюджет;
  • обеспечить рациональное планирование и распределение земель;
  • разрешать споры;
  • взимать справедливую арендную плату;
  • соблюсти требования закона при совершении сделок;
  • изымать и предоставлять земли;
  • справедливо определять размеры компенсаций.

Россия – самая крупная страна в мире, у которой имеются огромные территории. По сути, земля – это и есть главное богатство страны. задача государства – это сохранение и приумножение богатств, для чего и требуется развитие земельного кадастра, способное дать подробную информацию о каждом квадратном метре огромной территории.

Источник: http://zhiloepravo.com/kadastr/zemelnyy.html

Особенности применения земельного кадастра в России

Земельно кадастровые отношения

Понятие земельный кадастр подразумевает ряд классифицированных данных о земле как ресурсе. Отражает ее хозяйственную, производственную значимость. Хранит сведения о месторасположении, размерах участка, их принадлежности, рыночной стоимости.

Комплексная информация позволяет максимально эффективно выстраивать правомерные отношения между собственниками. Кроме этого, систематизация сведений проводится для налогообложения владельцев наделов.

Полученную информацию о схожих территориях компонуют, определяют доходность, природные составляющие, хозяйственные, целевые функции.

Зачем нужен кадастр, чем занимается

Основная цель и задача земельного кадастра – это получение, анализ, учет, хранение фактов обо всех территориях. Полученные сведения систематизируются по документам и ведомостям. Контроль за земельным благосостоянием со стороны государства невозможен без кадастра.

Агентство земельных ресурсов – это центральный орган власти, который отвечает за все территории страны. Сущность его деятельности — это производить учет всех участков, хранить межевые данные наделов, информацию о плодородности, загрязненности почв, природных ресурсах, а также определять оценочную стоимость.

Центр управления земельными ресурсами присваивает каждой территории персональный номер с юридически подтвержденными сведениями.

Для обучения квалифицированных кадров в вузах страны введен курс «специалист земельного кадастра».

Без полученных данных не может осуществляться продуктивное, целесообразное использование земли, планирование, ведение сельскохозяйственной, производственной деятельности. Благодаря проводимому анализу формируется первоначальная стоимость недвижимости и даже территориальный уровень зарплат.

Есть несколько определений кадастра. В статье 70 Земельного кодекса характеризуется как организация реестровой деятельности, в Законе о земельном кадастре обозначен как система документов, хранящих информацию относительной правовой принадлежности, а также природной составляющей земли.

Систематизировать задачи кадастра можно как:

  • федеральное и муниципальное управление земельными ресурсами;
  • надзор, охрана земель;
  • поддержание уровня плодородности;
  • ведение имущественных манипуляций в правовой форме;
  • землеустройство;
  • формирование справедливой платы за наделы;
  • экономическая оценка территории пропорционально ресурсам;
  • правовая легализация владения собственностью, возможностей ей распоряжаться.

Полная информация государственного земельного кадастра находится в открытом доступе, ознакомиться с ней можно на множестве сайтов. Исключение составляют сведения о закрытых территориях.

Ежедневно происходит огромное количество изменений и дополнений в кадастровых сведениях, поэтому очень важно качественное построение работы по ведению, оптимизации, периодической проверке всех поступающих сведений. За выполнение столь ответственных манипуляций отвечает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра, картографии (Росреестр).

Существует три типа кадастрового реестра, различающихся содержанием.

  1. Регистрационный или правовой. Включает в себя информацию о правах, обязательствах, ограничениях; регистрация всех рыночных действий с наделами (купля-продажа, аренда) ссылается на правовые документы; является базой рынка недвижимости, инвестиций, выступает гарантом прав собственников, арендаторов, пользователей земельных участков.
  2. Фискальный. Содержит данные об оценочной стоимости участков и объектов недвижимости; основываясь на данную информацию, производятся количественные расчеты, начисления и контроль по налоговым выплатам, арендной плате.
  3. Многоцелевой. Система проанализированных совокупных данных фискального, правового кадастра, содержащая информацию по плану землеустройства и землепользования; содержит развернутое описание территорий, их функциональное назначение.

Развитие кадастра

Формирование кадастра в целях государственного землеустройства подразумевает индивидуальную сертификацию земельного надела в экономических, природохозяйственных нуждах. Разумного использования территорий не достичь без оценочного зонирования отдельных областей.

После составления расчетов по экономической значимости и природной важности земля получает оценочную кадастровую стоимость единицы площади в пределах границ территориального деления. Составляются карты с отмеченными ценовыми районами.

Оценочные мероприятия проводятся по установленным методикам, своду нормативных, технических актов. Кадастровая цена является основой налогообложения.

Исторической точкой развитие понятия кадастр был Древний Египет. Сам термин «кадастр» появился во времена правления Августа (27 г. до н. э.). Тогда был утвержден поземельный сбор дани «caputigum», заведена перепись населения «caputigumregistrum». С течением времени в результате слияния этих слов появилось зарубежное «catastrum» имеющее современное значение.

Объект кадастра

Земля является непосредственным объектом кадастра как природный ресурс, как составляющая рыночных взаимоотношений, как средство сельскохозяйственной или промышленной деятельности.

Как агропромышленный ресурс, характеризуется плодородностью (свойствами почвы, увлажненностью, видами растительности).

Как объект труда, подразумевает параметры применения технологий ведения посадки, сбора урожая, возможностей механизации сельскохозяйственной деятельности, учитывая наличие водных ресурсов.

В рыночных отношениях земельные участки выступают как объекты недвижимого имущества.

Примерная стоимость такой собственности приводится на основе разнообразных показателей: стоимости аренды, поземельного налога, усредненной рыночной цены и расценок на ипотеку.

Территория может являться частной, муниципальной, государственной или иной формой собственности. Земля как производственный ресурс показательно отличается:

  • недвижимостью;
  • невоспроизводимостью;
  • ограниченностью;
  • сохранностью, увеличением плодородности при рациональном использовании.

Ведение и основы кадастра

Ведение реестра подразумевает управление территориальными ресурсами с установкой границ отдельных зон, определением принадлежности, расположения. Кадастр хранит:

  • конкретные координаты расположения участка;
  • площадь;
  • правовую принадлежность;
  • интеграцию земельных наделов в реестр;
  • характер, особенность почвы;
  • число участков;
  • целевое состояние участков.

В государстве создана система учета земель, управляющая всеми территориями. Она ответственна за сбор, ведение, документальное обустройство всех сведений. Производит распределение территории с предварительной оценкой ее стоимости, определением ее функционального назначения и качества. Интеграция данных о земле в кадастр происходит в несколько этапов.

Точно устанавливается месторасположение, очерчиваются границы, определяется, к какой категории относится земля, высчитывается общая площадь, изучается загрязненность почвы, ее минеральный состав, разбивается на отдельные участки с паспортом, в котором прописан собственный кадастровый номер каждого надела (по нему проводятся все рыночные действия).

Выделяют ряд категорий земель в зависимости от их назначения:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • водные ресурсы;
  • населенные пункты;
  • территории под транспортные коммуникации и связь;
  • лесные массивы;
  • участки, принадлежащие к культурно-историческому фонду;
  • рекреационные земли;
  • закрытые области (заповедники, национальные парки).

Основы кадастра содержат сведения о собственниках, арендаторах, землепользователях участка. Каждому наделу присвоена собственная степень плодородности, выраженная в баллах, характеризующих уровень почвы как ресурса агропромышленного комплекса.

Оценивая плодородность территории, заостряют внимание на участках, попадающих под осушение или орошение.

Важные нюансы

При совершении всевозможных операций с землей актуальным и полезным механизмом является публичная кадастровая карта (ПКК).

Ее высокоинформативной базой в режиме онлайн пользуются как частные лица, так и риелторы, страхователи, банки, муниципальные органы, юристы, представители других профессий.

Росреестр — единственный официальный держатель, регистратор карты, предоставляющий уникальные сведения экспертам различных сфер деятельности.

Электронная база включает в себя все индивидуальные данные по участкам земли в границах России. Для отдельного надела представлена точная, исчерпывающая информация. Учитывая быстрый рост товарооборота, становление агропромышленного комплекса, общественное развитие, земельные ресурсы являются очень востребованными, поэтому полные кадастровые сведения нужны:

  • для развития и работоспособности госструктур;
  • для проведения операций купли-продажи;
  • для распределения, изъятия земельных участков;
  • для урегулирования разногласий относительно использования земли;
  • для налогообложения;
  • для расчета арендной платы за конкретный участок;
  • для расчета денежных значений возможных компенсаций;
  • в государственном контроле.

Стоит отметить, что постановка, занесение изменений в кадастр — сложная процедура. Для ее совершения требуется провести ряд проверок. Например, для внесения поправок относительно границ участка объект межевания должен посетить уполномоченный представитель Кадастровой палаты.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/kadastr/kadastr-v-rossii.html

Государственный земельный кадастр РФ и его задачи в 2021 году

Земельно кадастровые отношения
Время чтения: 7 минут

Земля является объектом особого правового регулирования.

Сведения о ней подлежат учету и систематизации, поэтому органы кадастра и картографии создали специальный реестр – Государственный земельный кадастр РФ.

Несмотря на ряд изменений в законодательстве за последнее десятилетие, суть кадастра осталась прежней. Давайте узнаем, что такое кадастр, какие задачи он выполняет и о каких объектах содержит информацию.

Кадастровая палата: кто осуществляет учет

Логично, что единый земельный кадастр России нуждается в администрировании и управлении. Эти функции призвана исполнять Федеральная кадастровая палата (ФКП) – структурное подразделение Росреестра, на которое возложен ряд основных функций службы:

  • ведение госреестра недвижимости (ЕГРН);
  • осуществление госрегистрации объектов недвижимости и сделок с ней;
  • кадастровый учет и утверждение кадастровой оценки;
  • предоставление актуальных сведений из ЕГРН;
  • прием заявлений от граждан и организаций о кадастровом учете, регистрации;
  • определение кадастровой стоимости.

ФКП взаимодействует с кадастровыми инженерами, оказывая им практическую и методическую помощь.

В настоящее время палата имеет 81 филиал и осуществляет деятельность как в отдельных регионах РФ, так и по межрегиональному принципу.

Важной задачей, поставленной перед палатой, является обеспечение работы информационных систем и схем взаимодействия с другими государственными органами.

Подробнее о ФКП в публикации «Кадастровая палата».

Общая информация о ЕГРН

Основным источником кадастровой информации, администрирование которого осуществляет ФКП, является реестр недвижимости. ЕГРН содержит в себе сведения обо всех недвижимых объектах, существующих в РФ:

  • строениях;
  • объектах незавершенного строительства;
  • земельных участках.

Как гласит ст. 7 ФЗ № 218 от 13.07.15 (далее ФЗ № 218), реестр представляет собой свод актуальной информации из следующих баз данных:

  • кадастра недвижимости;
  • реестра прав и ограничений по ним;
  • кадастровых карт;
  • реестра границ особо охраняемых зон.

Основная же его роль – фиксация результатов кадастрового учета, возникновения и перехода прав на объекты.

Регистрация в ЕГРН – единственное, что может подтвердить наличие права собственности на землю. Подтверждается такая регистрация выпиской, которая заменяет ранее выдаваемые свидетельства госрегистрации прав на недвижимость.

Сведения в ЕГРН открыты и доступны для любого гражданина. Получить их можно даже онлайн при помощи справочного сервиса Росреестра и прочих электронных ресурсов.

Больше информации о ЕГРН в публикации «Единый государственный реестр недвижимости».

Особенности кадастрового учета в России

На протяжении последнего десятилетия в России активно формируется единая система кадастрового учета, в которой:

  • интегрированы все существующие информационные системы;
  • объединены все данные об объектах недвижимости;
  • унифицированы регистрационные процедуры.

Этот процесс проходит под началом Росреестра, в рамках которого объединены все кадастровые органы РФ.

Результатом такой работы стало создание ЕГРН и формирование общедоступной публичной кадастровой карты, которую многие воспринимают как официальный сайт земельного кадастра.

Эти электронные сервисы объединяют кадастровую информацию об объектах недвижимости, независимо от ее вида.

Кадастровый учет носит унифицированный характер, то есть проводится одинаково в отношении любого объекта, в том числе земельных наделов.

Об особенностях учета земли читайте в статье «Кадастровый учет земельных участков».

В последние годы само понятие о земельном кадастре претерпело значительные изменения, которые стоит обсудить подробнее.

Общая информация о земельном кадастре

Реформа системы кадастрового учета затронула и государственный земельный кадастр (ГЗК). В результате унификации систем государственного учета он был преобразован в государственный кадастр недвижимости (ГКН), хотя его сущность и принципы создания особо не изменились.

Согласно прежним нормативам, кадастр земельных участков – это информационная система, содержащая сведения, полученные в результате кадастрового учета участков земли:

  • расположение;
  • назначение;
  • зарегистрированные виды прав;
  • территориальные зоны, в которых они расположены;
  • прочие данные, позволяющие индивидуализировать конкретный участок.

Однако с 2008 года эта система была упразднена в связи с образованием государственного кадастра недвижимости. Сегодня сложно объяснить, что такое земельный кадастр, ведь он не существует.

Пришедший ему на смену кадастр недвижимости – идентичная база данных, но содержащая сведения обо всех объектах, а не только о земле. Да и объем информации в нынешней системе значительно шире, чем в земельном кадастре.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 218, в нынешнем виде государственный земельный кадастр содержит информацию о:

  • виде объекта, его кадастровом номере и описании расположения;
  • площади и прочих основных характеристиках;
  • кадастровом инженере, осуществившем учет;
  • возведенных на его территории объектах строительства и их номерах;
  • кадастровом квартале и кадастровой стоимости;
  • категории земель, видах пользования и природных объектах, размещенных в пределах участка;
  • отнесении участка к особым категориям;
  • результатах земельного надзора;
  • обременениях и ограничениях на использование;
  • истории образования и межевания участка и так далее.

Таким образом, несмотря на разные термины и преобразование ГЗК в ГКН, уполномоченным службам удалось сохранить сущность информационной системы. Она по-прежнему систематизирует данные о недвижимости, но теперь спектр объектов кадастрового учета выходит далеко за пределы земельных участков.

Принципы ведения кадастра

Законодатель позволяет выделить 4 главных принципа, лежащих в основе ведения ГКН:

  1. Принцип единства используемых систем и ведения кадастра по всей России.
  2. Принцип непрерывности ведения кадастра и внесения в него изменений для обеспечения актуальных данных.
  3. Принцип открытости информации ГКН: общедоступность сведений.
  4. Принцип совместимости сведений кадастра недвижимости с иными информационными системами: формирование единого ЕГРН.

Можно утверждать, что государственный земельный кадастр ведется в целях систематизации работы по управлению, охране и регистрации прав на землю, деятельности по землепользованию, землеустройству, владением и распоряжением землей.

Сведениями из кадастра могут воспользоваться не только представители власти, но и любые другие лица, ведь информация о недвижимости находится в публичном доступе.

Если рассматривать кадастровое дело как научную дисциплину, можно выделить предмет и методы земельного кадастра. Предметом кадастра можно считать закономерности, используемые при создании и ведении ГКН как единой информационной базы, обеспечивающей граждан актуальными данными о недвижимости.

В деятельности кадастра используются методы математического моделирования и экономической оценки. Это позволяет ГКН исследовать, изучать и обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать ее для выполнения главной задачи.

Задачи ГКН

Учитывая принципы ведения и цели создания, можно понять, для чего нужен земельный кадастр. его задача – обеспечение доступности сведений о конкретных участках, а также систематизация данных кадастрового учета.

С его помощью не только формируется база данных о недвижимости, но и обеспечивается открытый доступ к ней заинтересованных лиц:

  • органов государственного управления;
  • кадастровых инженеров;
  • организаций или частных лиц, осуществляющих сделки с недвижимостью.

Более глубокой задачей ГКН является обеспечение корректной деятельности по зонированию, кадастровому учету, межеванию, регистрации, оценке земель и прочей профессиональной деятельности.

Перечисленные задачи, пожалуй, представляют интерес лишь для выпускника специальности «земельный кадастр и землеустройство», обывателей они, как правило, не касаются.

Законодательство о кадастровой деятельности

До 2021 года кадастровая деятельность осуществлялось в соответствии с ФЗ № 221 от 24.07.2007. Им же вводился в действие государственный кадастр недвижимости, его содержание, правила и условия ведения.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemelnyj-kadastr-rf.html

Государство ставит на учет все земельные участки

Земельно кадастровые отношения

Госу­дар­ство с 1968 г.

ведёт стро­гий земель­ный учет и над­зор, уста­нав­ли­ва­ет хозяй­ствен­ное и целе­вое назна­че­ние зем­ли и сле­дит за тем, что­бы она исполь­зо­ва­лась в соот­вет­ствии со сво­ей кате­го­ри­ей.

В госу­дар­ствен­ном реест­ре в 2000 г. были созда­ны подроб­ные стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные спис­ки, куда вхо­ди­ли все необ­хо­ди­мые дан­ные о всех земель­ных участках:

  • место­по­ло­же­ние;
  • кате­го­рия (целе­вое назначение);
  • пло­щадь участка;
  • кадаст­ро­вый номер;
  • гра­ни­цы ЗУ, в том чис­ле и серви­ту­та (при его наличии);
  • ситу­а­ци­он­ный и меже­вой планы;
  • све­де­ния о соб­ствен­ни­ках и дру­гие допол­ни­тель­ные факты.

Таким обра­зом, госу­дар­ствен­ный земель­ный кадастр систе­ма­ти­зи­ру­ют все дан­ные о зем­ле как о хозяй­ствен­ном, при­род­ном и пра­во­вом объекте.

Государственный земельный кадастр: его смысл и значение

В 2008 г. земель­ный кадастр объ­еди­ни­ли в общую базу с еди­ным госу­дар­ствен­ным кадаст­ром недви­жи­мо­сти. Все све­де­ния о земель­ных участ­ках и участ­ни­ках земель­ных отно­ше­ний (пра­во­об­ла­да­те­лях) нахо­дят­ся в насто­я­щее вре­мя в еди­ном госу­дар­ствен­ном реест­ре недви­жи­мо­сти — ЕГРН.

Субъекты земельных отношений

Зем­ля в Рос­сии может быть соб­ствен­но­стью госу­дар­ства, граж­дан­ских или юри­ди­че­ских лиц, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, субъ­ек­тов Феде­ра­ции. Все эти пра­во­об­ла­да­те­ли явля­ют­ся субъ­ек­та­ми земель­ных отношений.

Виды земель­но­го правообладания:

  • Посто­ян­ное (бес­сроч­ное) или без­воз­мезд­ное пользование.
  • Соб­ствен­ность на земель­ный участок.
  • Арен­да (суб­арен­да) ЗУ.
  • Серви­тут (огра­ни­чен­ное поль­зо­ва­ние участком).
  • Зем­ле­вла­де­ние (пожиз­нен­ное вла­де­ние или поль­зо­ва­ние уна­сле­до­ван­ным участком).

Объекты земельного кадастра

Объ­ек­та­ми земель­ных отно­ше­ний и кадаст­ра являются:

  • при­род­ные зем­ли и ресурсы;
  • земель­ные участ­ки или их части.

По опре­де­ле­нию ЗК, ст. 6, п.3, земель­ный уча­сток — недви­жи­мый объ­ект, явля­ю­щий­ся частью зем­ной поверх­но­сти и име­ю­щий инди­ви­ду­аль­ные веще­вые харак­те­ри­сти­ки. Воз­мож­но так­же созда­ние искус­ствен­ных ЗУ.

Цели земельного кадастрового учета

Госу­дар­ствен­ный земель­ный кадастр создан с целями:

  • Реги­стра­ции прав на земель­ные участ­ки и всех осу­ществ­ля­е­мых с ним сделок.
  • Зем­ле­устрой­ства.
  • Кон­тро­ля за соблю­де­ни­ем прав правообладателей.
  • Охра­ны земель с целью их улуч­ше­ния, недо­пу­ще­ния загряз­не­ния, исто­ще­ния, нера­ци­о­наль­но­го использования.
  • Госу­дар­ствен­но­го, феде­раль­но­го, муни­ци­паль­но­го и мест­но­го управ­ле­ния и рас­по­ря­же­ния земель­ным фондом.
  • Оцен­ки сто­и­мо­сти участ­ка и опре­де­ле­ние адек­ват­ной пла­ты за землю.
  • Нало­го­об­ло­же­ния собственников.
  • Осу­ществ­ле­ния раз­лич­ных работ с зем­лёй (воз­де­лы­ва­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ных уго­дий, мели­о­ра­ция, осу­ше­ние, удоб­ре­ние, раз­ра­бот­ка недр, рас­коп­ки и др.).

Кадастровые карты

В реест­ре созда­ны спе­ци­аль­ные кадаст­ро­вые кар­ты с гра­ни­ца­ми и кадаст­ро­вы­ми номе­ра­ми участ­ков и подроб­ной инфор­ма­ци­ей о ЗУ:

  • назва­ние и пло­щадь участка;
  • кто явля­ет­ся правообладателем;
  • номер сви­де­тель­ства прав соб­ствен­но­сти, если есть;
  • какие объ­ек­ты рас­по­ло­же­ны на ЗУ;
  • какие орга­ни­за­ции обслу­жи­ва­ют и т.д.

Землеустройство

Под зем­ле­устрой­ством понимают:

  • ана­лиз состо­я­ния земли;
  • опи­са­ние её местоположения;
  • ука­за­ние гра­ниц и уста­нов­ка меж;
  • при­ня­тие мер по раци­о­наль­но­му исполь­зо­ва­нию и охране земли;
  • орга­ни­за­ция тер­ри­то­рий, засе­лен­ных наро­да­ми Край­не­го Севе­ра и дру­ги­ми малы­ми народами.

Категории земель

Зем­ли быва­ют семи кате­го­рий, на осно­ва­нии ст. 7 Земель­но­го кодекса:

  • сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го значения;
  • для посе­ле­ния;
  • про­мыш­лен­но­го зна­че­ния (обо­ро­на и без­опас­ность, кос­ми­че­ская дея­тель­ность, ТВ и радио, транс­порт и связь, инфор­ма­ци­он­ные ком­му­ни­ка­ции и т.д.);
  • осо­бо охра­ня­е­мые (зем­ли исто­ри­че­ской, науч­ной и куль­тур­ной цен­но­сти, цен­ные при­род­ные ланд­шаф­ты, зем­ли лечеб­ных оздо­ро­ви­тель­ных учре­жде­ний, мест для отды­ха и туриз­ма и пр.);
  • лес­но­го или вод­но­го фонда;
  • запас­но­го фон­да (не предо­став­ле­ны в соб­ствен­ность или поль­зо­ва­ние ни физи­че­ским, ни юри­ди­че­ским лицам).

Перевод земли в другую категорию

Пере­вод осу­ществ­ля­ет­ся на осно­ва­нии гл. 1, ст.8 ЗК РФ.

Если при­об­ре­та­ет­ся пра­во на зем­лю в гра­ни­цах её целе­во­го назна­че­ния, то нет надоб­но­сти брать раз­ре­ше­ния у госу­дар­ства. Напри­мер, если поку­па­ет­ся дом с участ­ком или дача на зем­ле, пред­на­зна­чен­ных для поселения.

Но допу­стим, физическое/юридическое лицо или груп­па лиц соби­ра­ет­ся при­об­ре­сти зем­лю с/х зна­че­ния, для того что­бы создать на ней искус­ствен­ный водо­ём для раз­ве­де­ния рыб.

По зако­ну необ­хо­ди­мо обра­тить­ся с заяв­ле­ни­ем в орга­ны вла­сти, веда­ю­щие дан­ной тер­ри­то­ри­ей с прось­бой о пере­во­де ЗУ из с/х кате­го­рии в зем­лю вод­но­го фон­да.

Толь­ко после полу­чен­но­го раз­ре­ше­ния мож­но при­сту­пать к реги­стра­ции прав в ЕГРН.

В какие органы обращаться с ходатайством о переводе зу

Обра­ща­ют­ся в орга­ны вла­сти, в зави­си­мо­сти от кате­го­рии ЗУ и фор­мы соб­ствен­но­сти на землю.

Для земель любо­го ино­го зна­че­ния, кро­ме сель­ско­го хозяй­ства и поселения:

  • Что­бы поме­нять кате­го­рию земель феде­раль­ной соб­ствен­но­сти, обра­ща­ют­ся за реше­ни­ем о пере­во­де ЗУ к пра­ви­тель­ству России.
  • Если зем­ля из фон­дов субъ­ек­та РФ или муни­ци­паль­ных фон­дов — то соот­вет­ствен­но в испол­ни­тель­ные орга­ны субъ­ек­тов или орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния (ОМСУ);
  • Если ЗУ нахо­дит­ся в част­ной соб­ствен­но­сти — к орга­нам ОМСУ.

Но если зем­ля пред­на­зна­че­на для сель­ско­го хозяй­ства, то неваж­но, в какой соб­ствен­но­сти она нахо­дит­ся — муни­ци­паль­ной или част­ной: пере­вод в иную кате­го­рию про­из­во­дит­ся по реше­нию испол­ня­ю­щих орга­нов субъ­ек­тов Федерации.

Так­же не име­ет зна­че­ния вид соб­ствен­но­сти при пере­во­де в дру­гую кате­го­рию зем­ли из жило­го фон­да — в любом слу­чае вопрос реша­ет­ся на уровне субъ­ек­тов РФ.

В хода­тай­стве долж­ны содер­жать­ся сведения:

  • о суще­ству­ю­щей кате­го­рии ЗУ;
  • пра­ве правообладателя;
  • по каким при­чи­нам необ­хо­ди­мо изме­нить целе­вое назна­че­ние участка;
  • раз­ре­ше­ние орга­нов, ответ­ствен­ных за пере­вод зем­ли в дру­гую категорию.

Что нового в земельном кадастровом учёте в 2018 г

С 01.01.2018 г. меже­ва­ние земель­ных участ­ков в Рос­сии явля­ет­ся обя­за­тель­ным. Без меже­во­го пла­на ЗУ счи­та­ет­ся про­блем­ным, и все сдел­ки с ним ста­но­вят­ся невозможны.

Государственный земельный кадастр Украины под защитой Blockchain

Укра­ин­ский земель­ный кадастр после вирус­ных хакер­ских атак пере­шел с октяб­ря 2017 г. под защи­ту прак­ти­че­ски неуяз­ви­мой систе­мы Blockchain.

Теперь любое мошен­ни­че­ство с попыт­кой про­ник­нуть в базу дан­ных кадаст­ра и вне­сти в нее изме­не­ния скрыть не удаст­ся: о нем узна­ют все участ­ни­ки цепоч­ки Blockchain.

Источник: https://moezhile.ru/yurist/gosudarstvennyj-zemelnyj-kadastr.html

Земельно-кадастровые действия

Земельно кадастровые отношения
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Земельно-кадастровые действия

Земельно-кадастровые действия представляют собой комплекс мероприятий, в ходе которых осуществляется формирование, установление и уточнение границ земельных участков, выдел и объединение участков. Таким образом, земельно-кадастровые работы заключаются в осуществлении конкретных действий, направленных на описание и индивидуализацию земельных участков, сопровождающихся присвоением каждом участку особых, уникальных признаков, отличающих его от других территорий и земель. В ходе земельно-кадастровых работ осуществляется кадастровая деятельность и государственный кадастровый учет, что служит основанием для внесения сведений об участке в Единый государственный реестр.

Исходя из указанных выше признаков земельно-кадастровых действий, их можно определить как совокупность мероприятий, направленных на сбор и систематизацию сведений о земельных участках для целей кадастрового учета указанных объектов. Итогом таких действий будет постановка участка на учет с внесением сведений в соответствующий реестр, что позволит совершать с участком любые юридически значимые действия, не противоречащие законодательству.

Регулирование проведения земельно-кадастровых работ осуществляется в рамках Федеральных законов № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

В отличие от земельно-кадастровых работ, землеустройство заключается в комплексе действий, направленных на изучение состояния земель и определение их качеств, их рациональное и эффективное использование, охраны земельных объектов и территорий, образовании новых участков и установление их границ на местности. Проведение землеустроительных работ регламентировано Земельным кодексом РФ и Федеральным законом № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Основное назначение земельно-кадастровых работ заключается в осуществлении кадастрового учета участков земли, тогда как землеустроительные работы направлены на инвентаризацию земель и проведение различного рода исследований, изучений и изысканий.

Суть и практическое значение земельно-кадастровых действий

Практическое значение земельно-кадастровых работ состоит в индивидуализации конкретного участка земли для последующего совершения с ним юридически значимых действий.

Исходя из этой цели, деятельность по выполнению указанных работ состоит в определении максимально точного перечня уникальных признаков, присущих объекту работ.

Итогом ЗКР становится не только внесение сведений в кадастр, но и присвоение уникального кадастрового номера. 

Порядок совершения и содержание земельно-кадастровых действий

Порядок совершения земельно-кадастровых работ регламентирован Федеральным законом № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

До оформления результата кадастровых работ в органах кадастрового учета требуется провести кадастровую деятельность.

В Российской Федерации ее осуществляют кадастровые инженеры, которые должны иметь профессиональный квалификационный аттестат, а также состоять членом одной из саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.

Кадастровые инженеры проводят земельные работы как по заказу государственных органов, так и в процессе заключения договора с любым заинтересованным лицом. Объектом земельно-кадастровых работ может быть конкретный земельный участок, группа земельных участков в пределах кадастрового квартала или в границах нескольких смежных кадастровых кварталов.

Наиболее распространенными видами ЗКР являются:

  • Установление границ земельного участка. При выполнении данного вида работ итогом деятельности кадастрового инженера станет формирование внешних границ участка земли, которые позволят выделить его из группы смежных участков. Кроме того, установление границ участка должно осуществляться с привязкой к границам соседних участков.
  • Уточнение границ земельного участка. Данный вид работ может потребоваться в случае технической ошибки, выявленной органами кадастрового учета, которая состоит в пересечении границ одного или нескольких соседних участков. Также причиной такой ошибки может стать наложение границ участка на границы земель, ранее прошедших процедуру постановки на учет. Уточнение границ может потребовать их согласование с правообладателями, в том числе и в судебном порядке.
  • Раздел или объединение земельных участков. В случаях, когда вместо одного земельного участка образуются несколько участков (раздел земли), либо ряд соседних участков объединяются правообладателями в единое целое, требуется сформировать совершенно новый объект земельного учета. В этом случае кадастровый инженер определяет границы каждого нового земельного участка исходя из условий юридического акта (сделки), который является причиной такого раздела или объединения.
  • Выдел земельного участка. В случае, если участок принадлежит субъектам на праве общей долевой собственности, может потребоваться выдел конкретной доли из общего права. В такой ситуации, помимо документального подтверждения выделяемой доли, требуется оформить выдел в натуре, т.е. сформировать границы участка, выделяемого из общей доли. Новый объект будет иметь самостоятельный правовой статус с момента постановки его на кадастровый учет.

Правовое значение земельно-кадастровых действий

Выполнение земельно-кадастровых работ позволяет сформировать участок и описать его уникальные признаки. Однако завершение таких работ не означает, что участок приобретает юридический статус для совершения с ним значимых действий.

После выполнения кадастровой деятельности (земельно-кадастровых действий) инженером, сформированный участок земли должен пройти процедуру постановки на государственный кадастровый учет.

Такой учет проводится на основании документов, подготовленных инженером по итогам выполнения ЗКР.

После завершения процедуры постановки на кадастровый учет участку земли присваивается уникальный идентификационный номер, а сведения о нем вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Таким образом, постановка земель на кадастровый учет невозможна без проведения земельно-кадастровых действий.

После постановки на кадастровый учет земельный участок может выступать в качестве объекта различного рода сделок, т.е. считается введенным в хозяйственный оборот. В дальнейшем, действия с участком, поставленным на кадастровый учет, также может повлечь необходимость в проведении земельно-кадастровых работ (например, в случае выдела участка).  

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/zemelno-kadastrovye-dejstviya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.